Обладатели высшего образования останутся без работы

Георгий Неяскин

Мы не умеем пользоваться своим качественным человеческим капиталом, считают члены экспертной группы «Стратегии-2020». Новым это открытие не назовешь. Но замдиректора «Центра трудовых исследований» НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Ростислав Капелюшников презентовал результаты целого исследования. Из него следует, что Россия вплотную приблизилась к грани, за которой начнется резкая девальвация высшего образования. Вот его основные тезисы:

    Россия является одной из ведущих стран мира по показателю накопленных лет обучения (около 12 лет), а число студентов вузов быстро растет.

    Парадоксально, что при формально высоком качестве человеческого капитала РФ явно заметно уступает развитым странам по производительности труда и ВВП на душу населения.

Среднее число накопленных лет образования и душевой ВВП, 2005 –2011 гг.: в России живут умные, но бедные

http://slon.ru/images2/infografica/grafiki/years_of_studying.jpg
Источник: Р. Капелюшников «Спрос и предложение высококвалифицированной силы в России»

    За последние 20 лет число студентов выросло значительно – более чем в 2,5 раза. По прогнозам, к 2050 году 60–65% россиян будут иметь высшее образование.

Число студентов вузов с 1990 года выросло без малого в три раза

http://slon.ru/images2/infografica/grafiki/vuz_dynamics.jpg
Источник: Р. Капелюшников «Спрос и предложение высококвалифицированной силы в России»

    Численность студенческой братии мало связана с нежеланием юношей служить в армии. По самым смелым оценкам, желающих получить диплом было бы лишь на 8% меньше, если бы воинский призыв в России отменили.

    Причины поступления в вуз – экономические. Среди людей с высшим образованием ниже безработица и на 50–75% выше зарплата, чем среди тех, кто окончил только среднюю школу.

    В 2000-е спрос на высококвалифицированных работников рос быстрее предложения. В 1999 году почти каждый второй экономически активный россиянин с высшим или средним профессиональным образованием работал не по специальности на «плохих» рабочих местах, в 2008-м доля таких людей уменьшилась до 30%.

    Благоприятный баланс, скорее всего, носит временный характер. Спрос работодателей не сможет угнаться за ростом предложения квалифицированной рабочей силы. Вместо высокопродуктивной «экономики знаний» Россия может получить «экономику невостребованных знаний», или даже «псевдознаний».

Ростислав Капелюшников объяснил Slon.ru, к чему нужно стремиться, чтобы избежать негативного сценария: «Россия находится в состоянии перманентной деградации качества образования. Поэтому, с одной стороны, нужно предпринимать определенные шаги для того, чтобы качество образования по крайней мере не деградировало дальше, а лучше всего – становилось бы выше. А с другой стороны... сделать так, если это возможно, чтобы экономика создавала высококвалифицированные рабочие места, где бы люди с полученным высоким формальным образованием могли бы находить применение».

View Р. Капелюшников. 
Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: 
кто бежал быстрее? on Scribd

http://slon.ru/economics/v_rossii_formi … 3316.xhtml