Алексей Аксенов, Екатерина Тропова

Процентные ставки по автокредитам поползли вверх

Процентные ставки по кредитам с начала года выросли на 1,5-2%, сообщает Русфинанс Банк. В будущем они увеличатся еще как минимум на 1-1,5%. Это касается универсальных банков, банки автопроизводителей пока не планируют корректировать свои ставки

В рамках конференции «Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы» начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бессонов заявил, что в январе средняя ставка по кредитам в российских банках увеличилась на 1,5-2%. К тому же, по словам Бессонова, эти цифры не учитывают прекращения государственной программы льготного автокредитования. С ее учетом рост ставок был бы еще выше.

Причина роста тарифов — нестабильность финансово-валютного рынка. Это, в свою очередь, приводит к увеличению стоимости привлечения денежных средств для банков, и как следствие, — к росту процентных ставок.

«По нашим прогнозам, это не последнее увеличение процентных ставок в этом году. Мы предполагаем, что ставка увеличится еще на 1-1,5% в течение года», — добавляет Алексей Бессонов.

Другие участники рынка также ожидают повышения процентных ставок. «Сейчас действительно идет некоторое увеличение стоимости заемных ресурсов для банков. Клиенты могут понять это по росту ставок по депозитам. Поэтому, скорее всего, ставка на рынке потребительских кредитов и, в частности, автокредитов, будет повышаться. При этом в нашем банке сейчас нет планов по увеличению тарифов, — заявил BFM.ru Дмитрий Якимцев, портфельный менеджер департамента розничного кредитования Бинбанка.

Помимо роста процентных ставок нас может ждать и незначительное, но ужесточение требований к заемщикам. Причем, больше всего это отразится на тех, кто никогда не пользовался кредитом. Преимущества получат потребители, регулярно использующие заемные средства.

«Банки последовательно усиливают работу с бюро кредитных историй, являющихся ценным источником информации о клиентах. Поэтому сейчас все более явно выделяется категория потребителей с обширной кредитной историей. И для таких клиентов процесс получения кредитов значительно упрощается», — добавляет Якимцев.

Без резких поворотов

Эксперты не ждут повторения кризиса автокредитования 2008 года, когда процентные ставки с 10-13% выросли до 20-25% и привели к сокращению продаж с 50% до 15%.

Впрочем, избежать сокращения кредитных продаж не удастся: так, по оценкам группы компаний «Рольф», в 2012 году произойдет «сжатие» с прошлогодних 44% до 35%. Это в большей степени связано с окончанием программы государственных субсидированных кредитов.

Удержать ситуацию под контролем стало возможным вследствие того, что в кризис и посткризисный период большинство автопроизводителей обзавелось своими финансовыми инструментами (некоторые в рамках спецпрограмм с российскими банками), а многие открыли собственные банки в нашей стране (так называемые кэптивные банки, принадлежащие крупным автомобильным корпорациям). Их условия и сейчас более выгодны, чем у универсальных банков.

Средняя ставка в универсальном банке на сегодня составляет 11-13% в иностранной валюте и 14-18% годовых в рублях. Совместные программы банков с дилерами и автопроизводителями предлагают кредит под 8-12% в рублях.

Собственные банки автопроизводителей предлагают и более выгодные тарифы: в частности, они анонсируют даже 2- процентные кредиты. Однако такие ставки, как правило, уловка. По такой ставке выдают кредит покупателям, которые оплачивают сразу 40% от стоимости машины и готовы вернуть долг банку уже через год. Если первоначальный взнос составляет 20-30% от стоимости машины, а кредит берется на 2-3 года, взять кредит у собственного банка автопроизводителя можно под 6-9%.

«Собственные» банки автопроизводителей не собираются повышать ставки по кредитам в ближайшее время, и это плюс.

«В ближайшее время мы пока не планируем повышать ставки, хотя очевидно, что у нас нет «иммунитета» от возможного роста стоимости рублевой ликвидности, — поясняет BFM.ru Александр Колошенко, президент ЗАО «Тойота Банк», — но если будут какие-то колебания или значительный рост в течение продолжительного времени, мы будем вынуждены скорректировать свои ставки. Однако в ближайшие несколько месяцев предпосылок для этого нет. Да, некоторые банки уже поторопились изменить свои тарифы, но это вряд ли имеет под собой достаточную базу».

Что касается изменения условий, то опять же банки автопроизводителей в этом не заинтересованы, ведь падение рынка автокредитования автоматически приведет к спаду спроса на автомобили.

«Условия действительно могут измениться у «независимых» банков, стратегия которых регулируется, в первую очередь, нормами прибыльности и другими задачами от акционеров. Главная задача кэптивных банков — поддержать продажи автомобилей, а также обеспечить для автодилеров возможность выкупать автомобили у дистрибьютора. Поэтому, особенно в сложный экономический период, основная надежда остается на «свой» банки, и его роль становится ключевой», — добавляет собеседник BFM.ru.

http://www.bfm.ru/articles/2012/03/13/p … vverh.html