Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака)

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

   1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
   2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
          * Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
          * Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
          * Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
          * Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

   3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

    * участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
    * члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, в начале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи.
Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Код:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозговой_штурм

0

2

Мозговой штурм

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается.  Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма и людьми, работающими индивидуально, Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокого качества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма. К последним, в частности, относится т.н. «блокирование продуктивности»: поскольку участники группы представляют идеи поочередно, то люди в ожидании своей очереди могут передумать или испугаться публично высказывать свою идею, либо просто ее забывают.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации.
В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

http://psyfactor.org/personal/personal12-03.htm

0

3

snezhinka написал(а):

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
    * участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
    * члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Согласен, читал невнимательно. Только помимо тех кто вносит предложения, должен быть тот или те кто их оценивает. Так написано у вас. И что-то кроме Вас, никаких многочисленных участников прений не наблюдается, также, как и их предложений. А единственный кто может Вам оппонировать на этом форуме - пока я один. Тем не менее Ваши предложения безо всякой оценки, как истина в последней инстанции, подаются на совете председателей и выдаются за свои(господин Пиуновский например так и сделал, заявил-я провёл работу и нашел). Т.е. Вы -КУКЛОВОД. САМЫЙ НАТУРАЛЬНЫЙ. И НАДО НИТОЧКИ ВАМ ПОДРЕЗАТЬ.

0

4

gfhjkm1234ABBATS888 написал(а):

Согласен, читал невнимательно. Только помимо тех кто вносит предложения, должен быть тот или те кто их оценивает. Так написано у вас. И что-то кроме Вас, никаких многочисленных участников прений не наблюдается, также, как и их предложений. А единственный кто может Вам оппонировать на этом форуме - пока я один. Тем не менее Ваши предложения безо всякой оценки, как истина в последней инстанции, подаются на совете председателей и выдаются за свои(господин Пиуновский например так и сделал, заявил-я провёл работу и нашел). Т.е. Вы -КУКЛОВОД. САМЫЙ НАТУРАЛЬНЫЙ. И НАДО НИТОЧКИ ВАМ ПОДРЕЗАТЬ.

Насколько я понял Вы полностью взяли на себя функцию комиссии, обрабатывающие предложенные решения , которую мы пока не выбирали.

Сейчас идет пока сбор идей, когда придет пора обрабатывать предложенное, я думаю ваше предложение участвовать в этой комиссии примут к сведению, а сейчас прошу не занимать это место. Я тоже его не занимаю, а только предлагаю решения - вот и Вы пожалуйста предлагайте ...

По поводу ниток, которые Вы собрались подрезать, то я как админ этого ресурса имею тоже ножницы:

Всем участникам данного ресурса запрещается:

2.1. Оскорблять участников форума в любой форме (Запрещено проявление любой грубости, угроз, личных оскорблений и нецензурных высказываний, в том числе и в скрытой форме, как в отношении юридических, так и конкретных физических лиц). Участники должны соблюдать уважительную форму общения.

2.2. Пользоваться в общении на форуме нецензурными выражениями и словами, в том числе и в завуалированной форме.

2.12. Публично предъявлять претензии и обсуждать действия Модератора или Администратора. Участник форума, не согласный с действием Модератора, может высказать своё несогласие, Модератору по почте или в личном сообщении. Если от Модератора нет ответа, или ответ, по мнению участника не обоснованный, последний вправе переписку с Модератором отправить Администратору. Конечное решение принимает Администратор. Это решение является окончательным и необсуждаемым.

и непременно буду ими пользоваться ... Простите, но я вынужден это делать иначе на ресурсе будет полный бардак. Для этого и принимались правила этого ресурса, с которыми согласились и Вы тоже при регистрации ...

0

5

Кто бы ни участвовал в мозговом штурме, а выбор должен делать один из них... самый дальновидный. Конечно,"главный мозг" должен на практике показать, что он на порядок выше в мышлении.

0

6

СергейШ написал(а):

Кто бы ни участвовал в мозговом штурме, а выбор должен делать один из них... самый дальновидный. Конечно,"главный мозг" должен на практике показать, что он на порядок выше в мышлении.

В любом деле конечно должен быть лидер, но и участники группы должны понимать, что они делают и главное соглашаться с этим. Иначе маленький винтик может привести к остановке всего механизма ...

+1

7

СергейШ написал(а):

Конечно,"главный мозг" должен на практике показать, что он на порядок выше в мышлении.

Руководитель не может соревноваться с подчиненными. На то он и руководитель что бы быть стратегическим парнером, а не мерятся ... с подчиненными. Ничего никому доказывать не нужно :-)

0

8

Хуже всего если руководитель самодур и никакого мнения, кроме своего не приемлет

0

9

dylan_job написал(а):

Хуже всего если руководитель самодур и никакого мнения, кроме своего не приемлет

Мнения должны быть обязательно разными и тут нет возражений, но ведь может быть так, что руководитель будет прав  :idea: И что тогда отметать его решение ?

Я всегда в таком случае беру лист бумаги, затем провожу посредине прямую линию и пишу слева все что ПОЛОЖИТЕЛЬНО, а справа все что ОТРИЦАТЕЛЬНО в том или ином предложении. Затем складываю количество высказываний в каждом столбике и принимаю то предложение по которому больше ПЛЮСОВ и отметаю то предложение, где больше минусов ...

Все просто и понятно  :rolleyes:

0

10

Тема заглохла?

0

11

zankenes написал(а):

Тема заглохла?

Что Вы имеете ввиду ?

Здесь даются общие представления и понятия о том, что такое МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА.

Если у кого-то возникают вопросы по данному методу, то они их могут задавать в этой теме.

Практические варианты применения данного метода разбираются в других темах раздела МОЗГОВЫЕ ШТУРМЫ.

0

12

На руководителе как правило лежит задача по реализации идей выработанных при мозговом штурме.
К сожалению не все идеи можно реализовать.
Поэтому основная задача хорошего руководителя выбрать наиболее интересные идеи, которые возможно реализовать.
Далее отсортировываются те идеи - реализация которых будет происходит наиболее быстро и менее затратно.
Далее оценивается экономическая эффективность идей.
После этого должна остаться одна идея для реализации.
Таким образо руководитель не оценивает идею с точки зрения плохая или хорошая.
Он оценивает ее с точки зрения экономической целесообразности. А это разные вещи.
Не все хорошие идеи могут быть целесообразны на конкретном временном участке.

+1

13

Метод мозгового штурма связан с ксенергическим эффектом. Он является найболее использоваемым в крупномасштабных компаниях

0

14

Дарьяна написал(а):

Он является найболее использоваемым в крупномасштабных компаниях

Положительный опыт он дает также и в малых компаниях.

Особенно если при этом используется методы комбинаторики и теории принятия решений.

0

15

Мозговой штурм объединяет и воодушевляет людей на принятие самых смелых решений в их работе. К сожалению я в таких мероприятиях еще не участвовал, но думаю, что это весело.

0

16

wees написал(а):

Мозговой штурм объединяет и воодушевляет людей на принятие самых смелых решений в их работе.

Участники мозговых штурмов (можно также провести некоторую аналогию с мозговыми картами) имеют разный уровень подготовки и знаний, вот поэтому мы и ставим своей основной задачей на этом ресурсе снабдить их исходной информацией, нужной им для последующей генерации интересных идей и способов их воплощения в жизнь.

0

17

Мозговой штурм - это банальный вынос мозга, на мой взгляд. Когда много людей спорят на одну и туже тему, но изъясняются настолько витиевато, что в итоге друг-друга понять не могут и начинается конфликт.

0

18

Banch написал(а):

Мозговой штурм - это банальный вынос мозга, на мой взгляд. Когда много людей спорят на одну и туже тему, но изъясняются настолько витиевато, что в итоге друг-друга понять не могут и начинается конфликт.

Ну это полностью зависит от ведущего ...

Основные правила:

1. Критика запрещена. Ни одна из идей не может быть оценена,пока не высказаны все предложения.

2. Безрассудные идеи поощряются. Основание: легче упрощать идеи, чем разрабатывать их.

3. Придумывайте как можно больше идей. Количество предпочтительнее качества.

4. Подхватывайте и развивайте идеи других, комбинируйте различные предложения.

Роль ведущего:

1. Создать доверительную атмосферу.

2. Ободрять участников, призывая их к участию.

3. Следить за тем, чтобы соблюдались правила (прежде всего за тем, чтобы никто не оценивал предложения раньше времени).

4. Записывать все предложения, не комментируя и не изменяя их.

5. Направлять процесс оценки сделанных предложений, не занимая при этом никакой позиции.

6. Следить за тем, чтобы оценка предложений оставалась деловой и критика делалась по существу.

В некоторых случаях можно применять в дополнение или вместо мозгового штурма другие методы:

1. Технику модерации

2. Составление ментальных карт

3. Бисоциацию

4. Синектику

5. Мыслительные стулья и мыслительные колпаки

6. Контрольные таблицы Осборна

7. и т.д.

Примерить всех и создать творческую деловую обстановку можно - было бы желание ...

0