Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Государственный бизнес

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Миллионы долларов комиссарам «НАШИХ» и фирмам без телефона и офиса

Иван Стерлигов

http://slon.ru/images3/6/700000/232/734475.jpg
Фото ИТАР-ТАСС/ Анна Шевелева

Год назад на «Слоне» вышла моя заметка «Кому заказывают реформы науки». Теперь пришел черед образования. Эта сфера еще важнее: от работы нанятых Минобрнауки экспертов зависит будущее российских школ и вузов – а значит, будущее страны.

На практике наша прикладная образовательная аналитика – закрытая от посторонних и крайне неэффективная область, дающая почву для коррупции и растрат. Широкая публика лишь изредка узнает авторов новаций, как это случилось с многострадальным школьным образовательным стандартом. Но стандарт – только верхушка айсберга, остальное надежно спрятано от посторонних. Почти все отчеты по министерским аналитическим лотам необоснованно закрыты от нас, и никакого «общественного обсуждения» по ним не предполагается.

Чтобы хоть как-то приоткрыть завесу тайны над этим болотом, я публикую список организаций, с которыми Минобрнауки заключило в 2011 году контракты на разработку и аналитическое сопровождение образовательных реформ. Сопоставление сумм контрактов и квалификации ряда исполнителей позволяет предположить, почему чиновники и их контрагенты предпочитают держать результаты работ в секрете.

Для построения рейтинга аналитических центров я использовал официальную базу конкурсов Минобрнауки. По каждой организации я подсчитал номинальный объем выигранных аналитических лотов, то есть стоимость работ, рассчитанную заказчиком. Реальная стоимость бывает несколько меньше из-за снижения начальной цены, допускаемого на конкурсах по госзакупкам. Вот крупнейшие получатели контрактов (полный список – в конце текста).

Крупнейшие получатели заказов на аналитические исследования по образованию от Минобрнауки в 2011 году, тысяч рублей

http://slon.ru/images/infographix/2501numbers/1.png
Контракты на пиар, IT, организационное сопровождение реформ и проведение стажировок не учитывались
Источник: База данных «Конкурсы минобрнауки»

В списке хватает известных и авторитетных центров образовательной аналитики – «Вышка», НФПК, «Эврика», институты министерств и РАО, крупные региональные вузы. Однако присутствие в нем целого ряда организаций вызывает вопросы.

Например, Высшая школа управления (не путать с аналогичной структурой Академии госслужбы). Судя по сайту, эта частная организация занимается в основном корпоративными тренингами и обслуживанием «нашистов». Тем не менее, она сумела обыграть могучую Высшую школу экономики, причем, предложив по ряду контрактов более высокую цену. Полагаю, дело в том, что ректор ВШУ до 2006 года возглавляла управление высшего образования Минобра. А еще в числе совладельцев, согласно базе СПАРК, значится небезызвестный комиссар движения «НАШИ» Мария Кислицына (раньше там же значился и Василий Якеменко). Самостоятельно выполнить работы ВШУ не может, в чем честно признается на своем сайте. Это не помешало ей занять почетное третье место в нашем рейтинге и освоить около 207 млн рублей от министерства образования и науки.

Еще примечательней связка ЗАО «Лаборатория образовательных и социальных программ» – ООО «ВЕЖА» (первая – дочерняя компания второй, адреса совпадают). Опрошенные мной образовательные специалисты ничего не знают про квалификацию этих фирм, осваивающих пару сотен миллионов министерских рублей. На сайте ЗАО «ЛОСП» не указаны не только сведения о сотрудниках, но даже email и телефоны. На недавнем конкурсе «ВЕЖА» обыграла Петрозаводский государственный университет, оценив свои услуги на 30 млн дороже и получив максимальные баллы за квалификацию. Теперь таинственное ООО будет проводить «Мониторинг и экспертно-аналитическое сопровождение комплексных региональных программ развития профессионального образования, разработку и апробацию методических рекомендаций по их совершенствованию». Видимо, чиновники из конкурсной комиссии знают что-то такое, чего не знаем мы. Мы же знаем лишь то, что владельцем «ВЕЖИ» является Дмитрий Белоусов – член «Единой России» и вундеркинд, в 27 лет ставший директором престижного лицея в городе Балашиха (где он учился в детстве). Сейчас ему 28, а в его послужном списке множество фирм, совладельцем которых он был или является до сих пор, включая парочку исчезнувших финансовых компаний, несколько торговых и строительных фирм.

Впрочем, про многие компании из списка нам известно и того меньше, то есть ничего. Так, «Формирование системы обеспечения единых подходов при разработке и использовании показателей и процедур оценки качества общего образования» и еще один лот (общая сумма контракта – 87 млн) будет выполнять ООО «Программы развития».  Попробуйте поискать его следы сами. Наши поиски закончились безрезультатно. Справочная система СПАРК сообщает, что зарегистрирована компания в маленьком строении между промзоной и жилыми пятиэтажками, где формально базируется еще 57 компаний. Самое интересное, что СПАРК, вычисляющий «Индекс должной осмотрительности» компаний по их отчетности, истории взаимодействия с госструктурами и прочим параметрам, присвоил «Программам развития» 85 баллов. Высочайшим возможным уровнем риска является показатель 99, а у нормальных компаний он, как правило, ниже 30. Увы, даже СПАРК не помог найти телефон этой конторы, которая осуществляет правительственные контракты на миллионы долларов.

Большую долю средств на реформирование образования осваивает еще один тип компаний – «многопрофильные» консалтинговые агентства, которые берутся за любую работу в принципе. Например, «Хэдворк аналитикс», именующая себя «экспертным центром инфраструктурных отраслей». Сейчас эта компания взялась за разработку норм построения безбарьерной среды для школьников-инвалидов, а годом раньше в рамках программы «Русский язык» выполнила для Минобра «Создание словаря церковнославянского языка (на материале основного корпуса богослужебных книг)».

Есть еще всяческие фонды, созданные под себя руководителями государственных образовательных НИИ, чтобы пускать часть средств в обход основных организаций. Есть маленькие конторы, обыгрывающие крупных игроков за счет демпинга, собирающие «экспертов» с миру по нитке и сдающие нечто под видом отчетов. Да много чего еще есть – и будет дальше, пока мы не заставим правительство открывать все результаты гражданских аналитических госконтрактов, а новый министр не разгребет авгиевы конюшни внутри образовательного ведомства.

P.S. Года полтора назад, почитав на «Слоне» мои статьи про распределение денег на науку, меня пригласили посоветоваться руководители Росфиннадзора. Им хотелось сформировать систему проверки отчетов по выполненным за федеральные средства исследовательским и аналитическим проектам, однако вскоре выяснилось, что денег на это нет.

Для справки: общая номинальная стоимость контрактов, по которым составлен рейтинг, – 4,5 млрд руб.

Приложение: Получатели заказов на аналитические исследования по образованию от Минобрнауки в 2011 году

             организация                             номинальный объем госконтрактов, тысяч рублей

1 АНОО «ИПОП «ЭВРИКА» 271 940
2 Федеральный институт педагогических измерений 211 360
3 Высшая школа управления 207 138
4 Национальный фонд подготовки кадров 203 410
5 ООО «ИБС Экспертиза» 202 435
6 Федеральный институт развития образования 168 680
7 Петрозаводский государственный университет 164 200
8 АНО «Образовательная инициатива» 153 855
9 Высшая школа экономики 151 565
10 Пензенский государственный педагогический университет 142 500
11 ООО «Агентство гуманитарных технологий» 138 400
12 Московский институт открытого образования 124 220
13 ЗАО «Лаборатория образовательных и социальных программ» 118 160
14 Московский финансово-промышленный университет «Синергия» 92 300
15 ООО «ВЕЖА» 92 000
16 ООО «Программы развития» 87 750
17 ООО «Интеллектуальная интеграция» 80 350
18 АНО «УЦИОТ» 76 500
19 Аналитическое агентство «Смыслография»* 75 000
20 АНО «Институт развития современных образовательных технологий» 72 008
21 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» 71 465
22 АНО «Центр развития социальных проектов» 71 100
23 АНО «Национальное агентство развития квалификаций» 63 900
24 Институт содержания и методов обучения РАО 62 700
25 ЗАО «Агентство Промышленной Информации» 61 800
26 АНО «Институт отраслевого питания» 60 000
27 АНО «Центр социальных исследований и инноваций» 52 374
28 МОО содействия воспитанию «Содружество организаторов воспитательного процесса» 49 940
29 ООО «АкадемЭксперт» 49 400
30 АНО «Образовательный культурно-научный центр «Евро-класс» 49 000
31 АНО «Группа реализации проектов «Информэкспертиза» 48 700
32 ООО «Простой.ру» 45 200
33 ООО «Оценка качества образования» 45 000
34 АНО «ИНПЦ» 42 750
35 Национальное аккредитационное агентство в сфере образования 40 250
36 ООО «РБК-ЦЕНТР» 39 200
37 Ассоциация классических университетов России 38 000
38 ООО «Траст» 35 670
39 Институт стратегических исследований в образовании РАО 31 980
40 Федеральный детский эколого-биологический центр 30 870
41 АНО «АККОРК» 30 400
42 Московский психолого-социальный институт 30 400
43 ООО «ГЕТНЕТ Консалтинг» 30 000
44 Северо-Осетинский государственный педагогический институт 29 150
45 ЗАО «Руспромаудит» 27 030
46 ООО «Центральное бюро нормативов по труду» 26 250
47 НИИ труда и социального страхования 24 730
48 ГНИИ ИТТ «Информика» 24 080
49 ООО «МИР ПРОСВЕЩЕНИЯ» 23 470
50 Московский городской психолого-педагогический университет 21 500
51 ЗАО «Россервис» 21 250
52 ООО «Центр образовательных и социальных проектов» 21 000
53 ООО «Профессиональный проект» 20 900
54 НП «Экспертный Совет по интеллектуальной собственности» 20 810
55 Международный университет в Москве 20 473
56 Фонд поддержки социальных проектов «Образование – обществу» 19 200
57 Государственный университет управления 18 800
58     Международный институт менеджмента ЛИНК 17 500
59 ООО «ЭКОРИС-НЭИ» 17 150
60 ООО «Хэдворк аналитикс» 16 240
61 Российский университет дружбы народов 15 500
62 Тверской государственный университет 14 000
63 АНО «Институт антропотехники» 12 900
64     АНОО «НИО «Образование» 12 000
65 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ 12 000
66 Вятский государственный университет 11 790
67 ООО «Центр Акмеологических исследований» 10 955
68 Федеральный центр образовательного законодательства 10 500
69 Русская школьная библиотечная ассоциация 10 250
70 Российский государственный университет туризма и сервиса 10 000
71 Московская государственная юридическая академия 9 000
72 ООО «Исследовательский проект» 8 825
73 ООО «Интеллектуальная интеграция» 8 600
74 Научно-методическое объединение «Непрерывное образование» 8 150
75 Московский государственный университет приборостроения и автоматики 8 000
76 Ростовский государственный университет путей сообщения 8 000
77 АНО «Учебный центр «РИК» 7 800
78 АНО «СУВАГ» 7 500
79 Московский государственный институт электроники и автоматики** 6 850
80 Российский государственный социальный университет 6 000
81 «Московский государственный технический университет 5 200
82 Ярославский государственный педагогический университет 5 000
83 ООО «Центр слуха и речи ВЕРБОТОН-М+" 5 000
84 ООО «Исследовательский проект» 4 080
85 ЗАО «Институт социального конструирования» 4 000
86 Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования 1 500

        Итого                                                                 4 506 803

http://slon.ru/future/milliony_dollarov … 4475.xhtml

0

2

Конфликт научных интересов

Ученые получают мегагранты в конкурсах, которые сами и проводят

Иван Стерлигов

http://slon.ru/images2/blog_photo_8/obr/2600231_240.jpg

Хорошая научная система устроена так, что деньги по конкурсам получают те, кто их сможет использовать наилучшим образом. На словах все просто, но на деле у нашего Минобрнауки пока не получается. Назвать выстроенную систему конкурсов и лотов хорошей готовы лишь единицы. Обычно ее ругают за бюрократизм, непрозрачность, требования закона о госзакупках и т.д.

Мне бы хотелось привлечь внимание к другой особенности, пронизывающей всю научную жизнь нашей страны и разительно отличающей нас от большинства развитых стран. Речь о конфликте интересов среди ученых.

Пару недель назад Сергей Гуриев, отвечая на вопрос в ЖЖ, сообщил, что РЭШ не будет принимать участие в министерском конкурсе мегагрантов. Причем сам же пояснил, что подать несколько заявок очень хотелось. В чем же дело? Причина есть: ректор РЭШ вошел в состав Совета по грантам, который утверждает правила игры и контролирует ход конкурсов. Следовательно, профессиональная этика «западного» профессора делает подачу заявок от РЭШ невозможной.

Для российского профессора это нонсенс. Если есть свой человек в совете или комиссии – надо подавать, подавать и еще раз подавать. Для наглядности посмотрим на статистику по основной министерской ФЦП «Исследования и разработки (2007–2012)» (ФЦП ИиР) Там тоже есть совет по грантам, только называется он немного по-другому: Научно-координационный совет. Вот его состав.

Михаил Алфимов, академик, глава рабочей группы по нанотехнологиям ФЦП ИиР, председатель научно-технического совета «Роснано». Алфимов возглавляет Центр фотохимии РАН. Успехи этого центра можно проследить по базе конкурсов Минобрнауки. 13 заявок – 13 побед. Например, «Разработка методов многомасштабного моделирования и виртуального проектирования наноструктурированных материалов», 130 млн руб. Может быть, соперники были слабые? Но нет, среди них МГУ, МИЭТ, ИХФ РАН.

Александр Макаров, академик, глава рабочей группы по направлению «Живые системы» ФЦП ИиР. У возглавляемого им Института молекулярной биологии РАН 23 победы в конкурсах ФЦП ИиР при 27 поданных заявках.

Неакадемические эксперты представлены Алексеем Пономаревым, создателем и руководителем ОАО «Межведомственный аналитический центр» (МАЦ): 19 побед на 19 заявок. Сейчас Пономарев работает замминистра образования и науки.

Есть и инноваторы. Например, Леонид Вайсберг, гендиректор ОАО «Механобр-Техника». У его компании пять побед из пяти конкурсов. Есть еще лоты от других ведомств.

При этом я говорю не о распилах и криминале. Тот же МАЦ – одна из лучших аналитических контор, которой Андрей Фурсенко доверяет важные исследования. Фирма «Механобр» производит наукоемкую продукцию, пользующуюся большим спросом. Вообще, каждый из перечисленных членов совета – уважаемый и успешный в своей области гражданин. Но целиком система оставляет гнетущее впечатление: собрались хорошие начальники и сообща профинансировали друг друга.

К сожалению, такая практика является общепринятой. Вот, скажем, «Глобальная энергия» – наш конкурент Нобелевской премии размером 30 млн руб. Председатель международного комитета по присуждению премии академик Николай Лаверов – лауреат 2009 г.

Нечто подобное наблюдается и в новых институтах развития. Член научно-технического совета «Роснано» Виктор Авдеев руководит крупным проектом, поддержанным корпорацией. Сколково? Венчурный аксакал Александр Галицкий – одновременно член совета фонда и один из начальников первого поддержанного бизнес-проекта. Список можно продолжать. Иногда кажется, что всех проверенных людей для надежности стремятся поместить в советы, чтобы средства пошли, куда надо.

Было ли так при СССР, я не знаю. Однако еще лет 10 назад в среде ученых на тему конфликта интересов велись оживленные дискуссии. Например, протокол заседания совета Российского фонда фундаментальных исследований от 21 февраля 2000 г. содержит такой пункт: «5. Подготовить информацию о наличии грантов у членов Совета РФФИ и членов экспертных советов по отдельным направлениям. Вернуться к обсуждению этой проблемы на заседании Совета в ноябре 2000 г.» Вернулись или нет, мне неизвестно. Но примечательно, что тогдашним председателем совета фонда был Михаил Алфимов. Общая проблема постепенно переросла в личное дело каждого.

Информация о наличии и объеме лотов у организаций, возглавляемых членами научно-технического совета ФЦП ИиР, есть, но эти данные закрыты. Могу лишь сообщить, что на первом месте по объему лотов с большим отрывом идет Курчатовский институт, чей директор был членом совета программы до 2008 г., а потом делегировал туда своего зама.

В заключение нечто приятное: новые мегагранты для приглашенных исследователей Минобрнауки старается делать на мировом уровне, чтобы не ударить в грязь лицом и не распугать диаспору. Поэтому в Совет по грантам кроме Сергея Гуриева вошли всего два представителя потенциальных участников конкурса: президент РХТУ Павел Саркисов и декан химфака МГУ Валерий Лунин. Остальные – директора НИИ РАН, которые в конкурсе, рассчитанном на вузы, формально не участвуют. Конечно, МГУ и РХТУ не последуют примеру РЭШ и будут бороться за мегагранты, но некий прогресс наблюдается. К сожалению, он мало затрагивает суть: в советах нет обычных ученых, есть только ученые-администраторы, набор компетенций у них другой.

Как объяснил мне тот самый Алексей Пономарев, при разработке блока новых многомиллиардных конкурсов специально старались избежать конфликта интересов. Про возможность победы заявки, связанной с одним из членов совета, он сказал так: «если такое возникнет, это будет исключение». Впрочем, тогда же замминистра сообщил, что приостановленная ФЦП ИиР будет обязательно продолжена. Так что будут и исключения, будут и правила.

http://slon.ru/business/konflikt_nauchn … 6135.xhtml

0