Как изменить площадь вашего участка

Мастер-класс Александра САПЕЛИНА

Искусство перемен, или 7 способов увеличить площадь сада

Часто мы, листая проспекты ландшафтных фирм и страницы глянцевых журналов, говорим себе: «Ну конечно, здесь-то сады каких размеров, нам на наших-то 4 (6,8 и т.д.) сотках так не жить!» И даже не пытаемся что-то из увиденного применить к такому маленькому, но собственному клочку земли. Я не буду убеждать вас в том, что и на шести сотках сад может быть и красив, и эффектен - это тема совсем другой статьи. Я только попытаюсь рассказать, как маленький участок сделать чуть больше, не вступая при этом в судебные тяжбы с соседями и родственниками. Забор конечно же останется на том месте, на котором стоял, но тем не менее вы сможете зрительно увеличить вашу территорию. Для этого существует несколько проверенных способов.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ. ЦВЕТ

Попробуйте дома провести эксперимент. Возьмите одну скатерть светло-желтую, а другую темно-синюю и накройте ими два одинаковых по размеру стола. Вы тут же уви­дите, как столы, которые были одинаковыми, поменяют свои размеры. Желтый припод­нимется и расширится, а синий - как бы со­жмется, его границы будут четко очерченны­ми, и он будет казаться меньше. Так стоит ли и свой сад сужать, застилая его темным ков­ром? Может, лучше небольшие территории «накрыть желтой скатертью»?

В принципе сказанное выше касается не только синего и желтого, но и вообще всех светлых и всех темных цветов. Часто от женщин мы слышим: «Белое полнит, черное стройнит». В данном случае белое - это все светлое, а черное - это все темное. На са­мом деле, темное не стройнит, а показывает реальные размеры, подчеркивая границы, а светлое границы как бы размывает. Это яв­ление называется иррадиацией. Именно по­этому стол с желтой скатертью (а также поле под снегом, светлое мощение в саду) кажется больше, чем стол под синим полотном (пере­паханное поле, темное мощение).

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-1.jpg

Все 4 изображения имеют одну и ту же пло­щадь, но визуально они нам кажутся разными. На рисунке 1 белый и черный квадрат. Белый кажется больше. Однако это касается не толь­ко белого и черного, но и всех светлых (кажут­ся больше) и всех темных (кажутся меньше). Изображения на рисунке 2 это подтверждают.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-2.jpg

На рисунке 1 и 2 изображена одна и та же до­рожка, одной и той же длины и ширины. Окай­млена она в обоих случаях одинаково, но с той только разницей, что в первом случае цвета изменяются от темных к светлым, а во втором от светлых к темным. Это меняет и восприятие длины самой дорожки. Во втором случае она короче.

Этот же принцип используется в посадках. В советское время, например, часто можно было увидеть, как в аллею высаживались по­парно, скажем, сорта сирени. Начиналась аллея со светлых (чисто-белые, нежно-розо­вые, светло-голубые), затем проходила через средние (розовые, маджентовые) и заканчи­валась темными (бордовые, насыщенно лиловые) парами сортов. Когда человек попа­дал в аллею со светлой стороны и смотрел в темную сторону, протяженность аллеи каза­лась ему меньше, чем она есть на самом деле. Стоило только перейти на противополож­ную сторону, как та же аллея увеличивалась в своих размерах. Понятно, что сиреневая аллея вряд ли возможна в небольшом садике, но важна суть. В классическом проектирова­нии такое явление получило название «воздушная перспектива». Используя ее законы, мы могли бы добиваться такого же эффекта, который был от использования сиреней, но используя, к примеру, сорта дельфиниумов, расположив их от чисто-белых через голу­бые к кобальтово-синим, или сорта флоксов от белых через розовые к насыщенно-мали­новым.

Интересно действие не только светлых и темных цветов, по и холодных и теплых. Теплые тона (красный, оранжевый) всегда кажутся ближе, чем они есть на самом деле, а холодные (синий, голубой) - дальше. И если около забора по одной линии растут, к при­меру, пурпурнолистный барбарис и голубая ель, то ель будет казаться чуть дальше, чем она есть на самом деле, а барбарис - ближе. Если же их реально разнести (красный бли­же, голубой дальше), то описанная ситуация усилится.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-3.jpg

На рисунке 1 - контрольный вариант площа­ди участка. А на рисунке 2 и 3 появляется его наполнение растениями теплых и холодных тонов. На рисунке 2 они находятся на одной линии, но ощущение все же, что красный кустарник ближе голубого хвойного. Если же мы их еще к тому же намеренно раздви­нем (красный ближе, а голубой дальше), то это ощущение усиливается. Речь при всем при том может идти не только о растениях разной окраски, но и цвете забора, стены дома и пр.

Причем это не обязательно должны быть растения. Это могут быть и постройки, и цвет забора, и т. д. Так, если вы войдете в ка­литку и, стоя между двух красных барбарисов около нее, будете любоваться домиком, окра­шенным в синий цвет, домик будет казаться дальше, чем он есть на самом деле. Если же у калитки будут голубые ели, а сам дом будет из красного кирпича, то расстояние между ним и калиткой будет казаться меньше. Чем не ис­кусственное изменение размеров участка?

Способ второй. Перспектива

Мы уже упомянули о «воздушной перспек­тиве», но есть и понятие «линейной перспек­тивы». Не вдаваясь вглубь теории, попробую пояснить это на конкретных примерах.

Явление перспективы хорошо заметно на дороге, уходящей вдаль. И правая и левая ее сторона сходятся на горизонте в одной точ­ке. В реальности это две параллельные пря­мые, которые никогда не пересекаются, но нам кажется, что они сошлись в одной точке. Оказывается, если намеренно эти две линии начать сводить (то есть по мере удаления до­рожка будет немного сужаться), то мы как бы искусственно эту перспективу усиливаем, а дорожка в итоге кажется более длинной, чем в действительности. Правда, если встать на ее противоположный конец, то она будет ка­заться короче, чем на самом деле. Подобный фокус можно провести и с каналом, и с цвет­ником линейной формы.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-4.jpg

На рисунках 1 и 2 изображена дорожка между деревьями, уходящая вдаль. В обоих случа­ях она имеет одну и ту же длину. Отличается она в одном и втором случае лишь тем, что на рис. 2 сужается в плане. В результате при вос­приятии ее в саду дорожка кажется длиннее, чем та, что изображена на рисунке 1, ширина которой не меняется.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-5.jpg

На всех трех рисунках изображен угол сада, окруженный с двух сторон забором. Везде площадь этого пространства одна и та же. Но кажется нам она неодинаковой. Связано это с тем, что на рисунке 2 забор (а это может быть и живая изгородь, и опора с вьющимися расте­ниями, и ряд фонарей) повышается в сторону угла. На рисунке же 3 - уменьшается к углу. В результате и удаленность этого угла нам кажется разной, а соответственно и площадь отличается.

Но все это - как бы плос­костное изменение перспективы. А оно может быть и пространственным. Когда мы стоим в аллее, смотря в ее глубь, то деревья по мере удаления кажутся нам все меньше и мень­ше по своей высоте, хотя на самом деле они одинаковые. Так вот, если их сделать реально уменьшающимися, то можно как бы искусст­венно усилить перспективу, и дорожка будет казаться длиннее. Делать это можно не только с растениями в аллее, но, например, с фона­рями, постепенно уменьшая их высоту. Инте­ресным может быть намеренное изменение высоты стриженой живой изгороди и забо­ра, в котором каждый последующий столб ниже предыдущего. Так, если вы смотрите на утол участка, и в реальности столб в этом углу, держащий ваш забор, самый маленький, а остальные, уходя от него, постепенно увели­чиваются, то этот угол кажется много дальше, чем на самом деле.

Аналогичным образом работает и исполь­зование растений с разным размером лист­вы. Если растения с очень крупной листвой расположить ближе к видовой точке, потом расположить растения с листьями средних размеров, а затем с мелкими, линейная пер­спектива искусственно увеличится. Если поступить наоборот, - уменьшится. Это явление при строительстве своих садов использовали древние японцы. Они же сужали дорожку - по мере удаления от наблюдателя. В результате всего этого их не­большие садики казались несколько больше.

Способ третий. Отражения

Вспомните себя в спортивном зале, где одна из стен - зеркальная. Пространство кажется огромным, хотя по всем правилам оно долж­но было увеличиться лишь в 2 раза. Зеркала, конечно же, очень сильно раздвигают про­странство. В саду имитацией такого большо­го зеркала мог бы стать водоем. Независимо от того, отражается в нем небо или яркие прибрежные растения, он заметно расширя­ет пространство сада, фактически прибавляя к нему все то, что в нем отражается (фото внизу). В связи с этим напомню, что луч­шими отражающими качествами обладают водоемы притененные, а не освещенные; глубокие, а не мелкие. Если же ваш пруд мелок и незатенен, то он может стать «зеркалом» луч­шего качества, если дно его будет темным.

Не стоит пренебрегать и собственно зер­калами, которые могут не только расширить пространство сада, но и придать ему неко­торую загадочность. Сейчас их используют уже не так редко, тем более что существуют устойчивые к атмосферным осадкам пласти­ковые варианты. Следует все же помнить, что в подавляющем большинстве случаев зеркала в саду хороши тогда, когда мы не подозреваем о том, что это зеркала, в каких бы вариантах и стилизациях они пи использовались.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-6.jpg

Способ четвертый. Рельеф

Не удивляйтесь, но даже рельеф оказывает влияние на восприятие сада в тех или иных размерах. Думаю, не сгоит никому доказывать, что если человек стоит в яме глубиной в десять метров или на холме такой же высоты, то ощу­щения он испытывает совершенно разные. В случае с ямой площадь кажется существенно меньше. Так же и на вашем участке.

Конечно, подъем уровня сада - вещь дорогостоящая, но если он возвышается над соседними учас­тками хотя бы на 20-30 сантиметров, он уже выглядит больше, чем есть на самом деле, а соответственно, и больше соседних участков, которые в реальности имеют те же размеры. Кстати, это правило касается не только участка в целом, но и отдельных его частей. Так, если водоем имеет крутые склоны, то он будет ка­заться меньше, а если пологие - больше (при одной и той же площади водного зеркала). Не забывайте, что плотные высокие заборы по периметру работают точно так же, как склоны глубокой ямы и с точки зрительного воспри­ятия ничем от них не отличаются.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-7.jpg

Включение окружающих видов. На рисунках 1 и 2 за забором один и тот же пейзаж. Забор в обоих случаях одинаков. Но отличается решение призаборной территории на самом участке. В первом случае окружающий ландшафт никак не учитывается, игнорируется. Во втором компо­зиция построена с его учетом. В результате на рис. 2  сад не обрывается резко, мы не чувствуем его границ и зрительно его граница несколько отодвигается.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-8.jpg

Этот рисунок наглядно показывает, как из­меняется (визуально, конечно же) длина от­резка в зависимости от того, как и чем он ограничен. 1 - это контроль, 2, 3 - это может быть и водоем (с высокими пологими берегами), и замощенная площад­ка, окаймленная растениями (стелющимися и высокими).... Но что бы это ни было, видно, насколько визуально меняется длина отрез­ка, которая на самом деле выражена одной и той же величиной. 4, 5 - ситуация, похожая на то, что изобра­жено на рисунках 2, 3, но пространство ог­раничено растениями. Восприятие размеров меняется не только от формы крон растений, но и от их цветовых характеристик (светлые или темные).

Способ пятый. Окружение

Продолжаем разговор о рельефе. Несомнен­но, что участок на воз­вышенности кажется больше еще и потому, что мы начинаем просматривать округу. В классической ландшафтной архитектуре вообще включению окружающих видов в ландшафт (так называемые «заимствован­ные виды») уделяется очень большое зна­чение. Когда с участка мы видим даль, то автоматически добавляем ее к своей терри­тории, тем самым подсознательно увеличи­вая ее.

Подозреваю, что многие, прочитав этот постулат, усмехнутся: «При чем тут наши сады, окруженные соседними домами (часто не самыми эффектными) и сараями?»

Тем более обидно, что такая редчайшая воз­можность включения окружающих видов, когда она все же становится возможной, игнорируется! А ведь стоит даже подумать об особом (может, приподнятом и т.п.) расположении видовых точек, чтобы открыть с них вид на сельский храм или деревенское поле.

Если же такой возможности нет, то не стоит все же забывать об этом правиле. Не открывается вид на поле? Но видна соседс­кая яблоня или елки за дорогой. Не стоит отделять их от вашего участка жесткой линией забора, под которым высажены мелкие многолетники. Этот забор как нож отрезает ваш участок от окружения, может, и не уменьшая его площадь, но очень сильно акцентирует внимание на его границах. А вот если вы начинаете обыгрывать соседскую яблоню или лес за околицей, то ситуация становит­ся иной. Чужая яблоня становится частью вашего участка, так как ей подчинен какой-то кустарник, но уже на вашей территории. Даже если забор или его часть видны, то пространство все равно шире. Забор в этом случае просто не является разделителем, а лишь намекает на границу.

Что касается окружения, то хотелось бы сказать и о самом ограничении, самом забо­ре или его альтернативной замене, например, стриженой живой изгороди. Если это моно­тонная стена с неизменяющейся высотой и шириной, то такое решение периметра со­здает ощущение нахождения в коробке. Как только высота изгороди начинает меняться, она сама становится более разнообразной, меняется ее ширина, сад сразу становится интереснее и кажется несколько большим, чем есть на самом деле. Если это забор, то и его можно обыграть, изменив и его ширину, и его высоту (растениями, конечно же, часть которых может быть выше него, часть ниже, часть может быть посажена практически вплотную к нему, а часть сильно выдаваться вперед). Это также поможет раздвинуть гра­ницы сада.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-9(1).jpg

На рисунках последовательно изображено визуальное уменьшение участка. На рисунке 1 - контрольный вариант. На втором - тот же участок, ограниченный светлой или полупро­зрачной изгородью. Он уже кажется меньше, но не настолько, как на рисунке 3, где огра­ничен темным забором. И уж совсем от учас­тка ничего не остается, когда он окружен не только темным ограждением, но и стеной из туй. На последнем рисунке человек и вовсе ощущает себя «в коробке».

А теперь рассмотрим два разных варианта «включенного пейзажа».

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-10.jpg

Вверху сад авторитетного специа­листа из Санкт-Петербурга Юрия Марковского. Его сад невелик, но кулисы, которые скрывают соседский забор, создают иллюзию того, что при желании можно углубиться в лес. Внизу сад Светланы Чудновой, участвовавшей в нашем конкурсе «В поисках райского сада». Здесь не пренебрегли редкой возможностью включить в сад роскошный пейзаж, отгородившись от него всего лишь прозрачной сеткой.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-11.jpg

И напоследок об используемых формах. Приходилось ли вам бывать в узком коридо­ре, где на стенах наклеены обои с рисунком из вертикальных полос? Если приходилось, то вы наверняка запомнили свои ощущение в тот момент: и без того узкий, коридор ка­жется еще теснее и при этом выше. Человеку кажется, что он на дне высокого пивного бо­кала. То же самое происходит и в саду: если по боковым сторонам небольшого прямо­угольного участка вдруг появляются кипарисоподобные вертикали или даже просто стройные стриженые изгороди, то он стано­вится еще более узким и еще более вытяну­тым. Представьте себе на мгновение дорож­ку, обсаженную вертикальными сортами туи и дорожку того же размера, но обсаженную невысокими полустелющимися кустарника­ми. В первом случае дорожка будет казаться уже, во втором будет практически в своих размерах. Если же в это вмешается еще и цвет, а об этом мы говорили в прошлый раз, и колонны вдруг станут темными, а полусте­лющиеся кустарники покроются белыми цветками, то эти ощущения заметно усилят­ся. Учитывайте это.

Способ шестой. Угол зрения

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/file/shared/Image/uch-12.jpg

Человек созерцает композицию, которая вся целиком не попадает в его горизонтальный угол зрения (30 градусов). Для того чтобы увидеть ее полностью, он вынужден хоть незначительно, но повернуть голову. В таком случае композиция кажется человеку больше, чем она есть на самом деле. Этого бы не произошло, если бы вся композиция попала в горизонтальный угол зрения целиком.

Существуют горизонтальный и вертикаль­ный углы зрения. В деле визуального изме­нения пространства сада для нас особенно важен горизонтальный угол. Не вдаваясь в тонкости особенностей зрительного восприятия, скажем лишь, что у среднестатис­тического человека этот угол составляет 28 градусов. Это означает, что если посадить человека на скамейку перед протяженным по длине цветником, то он будет видеть лишь его часть. Эта часть будет именно той, что попадает в названный угол. В нашей власти построить такую композицию, которая це­ликом попадала бы в этот угол или такую, которая не попадала бы. От чего это зависит?

Если мы хотим показать изолированность и самодостаточность какой-либо компози­ции (например, скульптурной группы), то мы должны показать ее целиком и сразу, то есть вписать ее всю в горизонтальный и вер­тикальный углы зрения. Если же мы хотим показать безграничность какого-либо эле­мента, то он, напротив, не должен попасть целиком в этот угол, а должен хоть чуть-чуть,хотя бы каким-то своим краешком выйти за его границы.

Очень странно бывает наблю­дать, как такие масштабные в нашем пони­мании элементы, как газон, водное зеркало и т.д., вдруг вписываются в один угол. Их пло­щади читаются целиком, и они восприни­маются буквально клочками. Но стоит этим же элементам лишь незначительно выйти за пределы угла, как их площадь визуально ка­жется больше. Как только человек, для того чтобы увидеть всю предлагаемую картину, должен хотя бы незначительно повернуть голову, размеры элемента ему сразу кажутся большими, чем они есть на самом деле. А раз большими кажутся элементы сада, то и сам сад также кажется больше.

Способ седьмой. Структура

Замечали ли вы когда-нибудь, как отодвига­ются в стороны стены комнаты, когда в ней стелют круглый ковер или ставят круглый стол для семейных обедов? Круг действи­тельно удивительная фигура, имеющая це­лый ряд достоинств. Но сейчас нас прежде всего интересует то, что круг заметно расширяет пространство вокруг себя.

Особенно отчетливо это происходит, если круг свет­лый. И если такой круг (газон, мощение, вода с отражающимся небом и так далее) сущест­вует в саду, то пространство сада расширяет­ся. Квадрат же или прямоугольник, особенно если он параллелен границам участка, слиш­ком уж эти самые границы подчеркивает. Все понятно, а значит, несколько скучно.

Но стоит разрушить эту параллельность, и сад стано­вится совсем иным. Открывается куда боль­ше возможностей в его проектировании, а значит, сад становится более интересным. При этом его площадь визуально увеличи­вается, так как у посетителя в этом случае происходит некоторая потеря ориентации в пространстве. Особенно это важно на всевозможных узких местах, например, между стеной дома и забором. Использование там кругов (или шаров) расширит его. Что это будет в реальности (растения, рисунок мо­щения или ковки с извилистыми линиями, водные устройства, скульптура...) - решать вам. Кстати, чтобы не сделать такие места еще более узкими, при проектировании не­обходимо максимально использовать линии, параллельные короткой стороне, и мини­мально - параллельные длинной.

С другой стороны, расширяя узкие про­странства сада, не забывайте и о том, что очень легко можно свести на нет уже сущес­твующие обширные открытые пространства. Плоскость газона, водоема и так далее может серьезно уменьшиться, если на них вдруг случайно появятся инородные включения (острова или мостики на воде, группы или цветники на газоне). И тем ситуация тра­гичнее, чем ближе этот элемент располага­ется к геометрическому центру открытого пространства. Только не подумайте, что мы отговариваем вас от размещения подобных элементов. Мы лишь хотим сказать о том, что к этому отнестись надо крайне осторожно, ведь если, расширяя участок в одном месте, мы так бездарно уменьшим его в другом, это будет напрасный труд, трата времени и сил.

Ну и в заключение хочется сказать о самом главном. Слава Богу, что сейчас становится все меньше людей, которым требуется дока­зывать, что помимо физической существу­ет и эмоциональная составляющая сада. И без последней хороший сад немыслим. Не удивляйтесь и тому, что эта характеристика самым непосредственным образом влия­ет на то, «большой» сад мы имеем или нет. Сад, читаемый как «на ладони», где все ясно, все понятно, соблюдены законы пропорции и колористики, все же будет пустым, ненаполненным, а значит - маленьким. Более просторным будег казаться тот, где из-за каждого поворота открываются все новые и новые кусочки, пусть и меньшие по площади, но зато каждый со своей загадкой, со своим настроением. Успехов вам!

Полностью материал опубликован в №14 и №15 журнала «Вестник цветовода» за 2007 год.

http://www.vestnik-cvetovoda.ru/?id=9532