Про футбол

http://nevex.tv/wp-content/uploads/2011/10/rus-and.jpg

Победа одиннадцати российских миллионеров над одиннадцатью андоррскими парикмахерами вызвала очередной прилив патриотизма, корни которого не имеют ни малейшего отношения ни к спорту, ни к экономике.

Действительно, как много отношения к спорту имеют так называемые спорт-бары, где миллионы мужчин и женщин, глядя в телевизор, курят табак и наливаются пивом? Много ли спортсменов среди тех, кто приходит похулиганить на стадион или среди тех, кто истерит дома перед телевизором? Ответ очевиден – спортсменов среди этих людей придется искать очень долго.

Теперь об экономике. В премьер-лиге России играет 18 команд, в первом дивизионе – 20 команд. Дальше следует второй дивизион, состоящий из зон Центр, Урал, Урал-Поволжье, Восток и Запад. В каждой зоне по 20 клубов. Все они являются профессиональными.

Итого: 18+20+20+20+20+20+20 = 138 профессиональных клубов. И все они являются убыточными! Ни один российский футбольный клуб не приносит прибыли и живет на средства спонсоров или бюджета.

Примечательно, что, несмотря на убыточность индустрии, российские футболисты, по примеру западных коллег, не стесняются требовать себе миллионные гонорары и получают их. Вы когда-нибудь слышали, чтобы московская больница перекупила в Петербурге отличного хирурга за десять миллионов долларов? А ведь в этом действии намного больше здравого смысла, чем покупка за баснословные деньги футбольных гастарбайтеров со всего мира.

Чтобы было понятно, о каких расходах идет речь: бюджет команды премьер-лиги составляет от 6-8 млрд. рублей («Зенит», «Спартак», «ЦСКА») до 500 млн. рублей в год, команд первого дивизиона – не менее 200 млн. рублей. Во втором дивизионе бюджеты скромнее, зато самих команд на порядок больше. Итого, только содержание профессиональных футбольных клубов ежегодно обходится стране в 50-70 млрд. рублей. Но это гроши по сравнению со стоимостью инфраструктуры, расходы на которую также несет государство: так, строительство стадионов для чемпионата мира, по предварительным подсчётам, обойдется России в 300 млрд. рублей. Для сравнения – на финансирование всех организаций культуры в 2012 году будет выделено всего 86 млрд. рублей, на реализацию программы обновления российской школы в 2012-2013 годах будет выделено 100 млрд. рублей, на обеспечение постоянным жильем семей отставных военнослужащих – 20 млрд. и т.п.

То есть, отказавшись от финансирования футбола за свой счет, государство могло бы в течение года решить массу актуальных социальных проблем России – жилищные, медицинские, криминальные. Но государство предпочитает футбол. Отчего же чего государство так отчаянно спонсирует футбольную индустрию в ущерб насущным нуждам своих граждан?

Увы, ответа на этот вопрос у специалистов нет. Про спортивные бары мы уже говорили, а вот про культивирование насилия в среде футбольных фанатов вспомнить стоит. По оценкам специалистов Управления «Э», до половины футбольных фанатов – это люди, объединенные вовсе не вокруг футбола, а вокруг определенных идей, среди которых доминирует национализм. Но и среди оставшихся 50% также не много футбольных болельщиков, зато много граждан, для которых участие в фанатском движении – это повод для хулиганства, пусть и без националистической окраски. Футбол стал удобным прикрытием для десятков тысяч гопников, которых, разумеется, не остановят санкции против клуба – просто потому, что им не интересен футбол как таковой. Достаточно посмотреть гостевые книги и форумы футбольных клубов, чтобы увидеть очевидное – главной целью футбольных болельщиков является насилие. Поэтому большая часть обсуждений касается вовсе не игр – там обсуждают итоги последних драк с оппонентами и организуют драки на будущее.

Ну и зачем нам все это? Нет ответа.

Причем, нет ответа даже на ключевой вопрос современности – а что у нас изменится, если Россия, вбухивая в футбол триллионы, вдруг выиграет чемпионат мира, Европы и все возможные футбольные чемпионаты? Станут ли россияне спортивными как новозеландцы; здоровыми, как шведы; заработает ли у нас ЖКХ как в Финляндии, рухнет ли преступность до нуля, как в Исландии?

Пример Бразилии нам подсказывает – да ничего у нас не изменится.

Тогда, может быть, начнем уже строить больницы вместо стадионов? Денег стоят меньше, а толку – много больше.

Иван Зарубин
14.10.2011

http://nevex.tv/entries/44845/