Как иметь дело с паршивым начальником

Джеймс Алтачер

http://slon.ru/images3/6/600000/232/683688.jpg
Фото: Coolxterior/Flickr.com

Мой начальник решил публично унизить меня. Он пришел ко мне в комнату с толпой коллег. Я был очень занят, играя по сети в шахматы. Но понял, что настроен он серьезно, поэтому свернул окошко и встал.

«Ты отправил последнюю версию продукта клиенту?» – спросил он. Клиентом был Pfizer, и предназначавшаяся им программа автоматически переводила технические справочники компании на пять других языков. Я написал код. «Да, – ответил я, – как вы и просили, иначе мы бы сорвали срок доставки».

«Что ж, звонил клиент, – сказал он, – и они нашли ошибку». Коллеги закивали головами. Одной из них, видимо, как раз и звонил клиент, который излил на нее все свои жизненные трудности, наорав на нее по телефону. Так что она пожаловалась моему боссу, а он, вероятно, как раз хотел побить свою жену, но тут под руку подвернулся я.

– О'кей, – сказал я.
– То есть ты выпустил продукт, в котором есть ошибка.
– Эмм, ну, наверно.
– Давай начистоту. Ты хочешь сказать мне, что выпустил программу, не проверив все трижды?
– Я проверил дважды, но не трижды.
– Ты что, шутишь? Это очень серьезно. Ты НЕ ДОЛЖЕН ВЫПУСКАТЬ ПРОДУКТ, НЕ ПРОВЕРИВ ВСЕ ТРИЖДЫ.

Он покраснел. Все замерли.

– О'кей, – сказал я.
– Что о'кей? – спросил он.
– О'кей, – повторил я. – Я увольняюсь.

Я чувствовал себя круто, так как за 10 минут до этого я говорил по телефону с Робом Мартином из HBO, и он предложил мне работу с повышением зарплаты почти на 50% (с $28 000 до $40 000) плюс $2000 подъемных.

– О! – сказал Крис (теперь это был просто Крис, ведь он уже не был моим боссом), – Ты не обязан увольняться. Это ведь просто ошибка.
– Нет, – ответил я, – я не люблю, когда на меня кричат. Вам не стоит так обращаться с людьми. Я увольняюсь.

Крис посмотрел на меня. У всех моих коллег отвисли челюсти, прямо как у Моники Левински. Весь мир, казалось, вот-вот взорвется.

– Да ладно тебе, мужик, – сказал Крис, – я просто думал о клиенте. Но еще больше я забочусь о том, счастливы ли вы на своем рабочем месте. Не обижайся.
– О'кей, – сказал я, – но я очень не люблю, когда на меня кричат. И когда на меня кричат, я увольняюсь. Вы так же, как и я, знаете, что нельзя найти все ошибки сразу. Вам нужно лучше обращаться с людьми. Так что, – я пожал плечами для пущего эффекта, – уведомляю за две недели.

Я так и не сказал ему, что у меня было предложение о работе. Через пару месяцев он позвонил мне и задал вопрос о моем коде, но я сказал, что все забыл, и ничем не могу ему помочь. Через шесть лет, когда я руководил венчурным фондом, он позвонил мне на автоответчик, поздоровался «Привет, дружище», и сообщил, что у него есть бизнес, который он хочет мне всучить. Я перезвонил ему и оставил сообщение: «Невероятно рад слышать о твоем бизнесе. Пришли мне детализированный бизнес-план, описания, биографии, прогнозы, пароль для онлайн-презентации, ну, ты в курсе, все, как обычно». И он прислал. Он вложил в это много работы.

Я так и не перезвонил ему. Он оставлял мне одни и те же сообщения около двух месяцев. Он позвонил моему секретарю и сказал, что будет висеть на проводе до тех пор, пока я не появлюсь, но я так и не появился. Я был так молод тогда.

Начальники – дерьмо. У меня была пара весьма хороших начальников (привет, Том!), но по большей части они все очень плохие. К счастью, до того, как вы наконец уволитесь, есть несколько неплохих правил общения с ними и воспитания.

Помните: ПЛОХИЕ НАЧАЛЬНИКИ – СОБАКИ, и именно так с ними и нужно обращаться.

Вот несколько очень важных советов для общения с СОБАКОЙ, которой повезло быть вашим НАЧАЛЬНИКОМ.

1) Никогда не целуйте его филейную часть – тогда ваша СОБАКА поймет, что нужно соблюдать границы, и что вы держите поводок, а не он. Никогда не останавливайтесь в его комнате только для того, чтобы поболтать. Никакого соглашательства. Если ваш босс – паршивый человек, нельзя быть заинтересованным в нем. Все только по работе. Никаких шуточек. Ничего такого, что будет иметь значение, когда он впоследствии переврет ваш диалог. Не становитесь друзьями с животным. Это не относится к каждому начальнику – только к паршивым начальникам.

2) Никогда не говорите ничего плохого у него за спиной – он обязательно узнает. Он еще и почувствует это – у СОБАК развиты чувства. Когда вы не говорите о нем ничего плохого за спиной, он меньше подозревает вас и будет обращаться с вами лучше. Говорить гадости за его спиной означает пассивную заинтересованность, а это нарушает первый пункт правил.

3) Всегда подчеркивайте его заслуги во всем – СОБАКАМ нравится, когда их любят. Когда вы работаете и подчеркиваете его заслуги, результатом может стать его повышение, которое приведет и к вашему повышению (в том числе зарплаты). Никогда не завидуйте тому, что он получает что-то за то, что сделали вы. Все уже знают, что это сделали вы. Однажды у меня был босс, который получил повышение на топовую позицию. Все останавливались у моего стола, чтобы поздравить меня, так как знали, почему его повысили.

4) Каждый день пишите записки в стиле «прикрой-свой-зад», в которых описывайте, чем вы занимаетесь и с кем вы имеете дело. Вам нужно делать это каждый день: что вы делаете, с кем говорите и т.п., так, чтобы вы могли опровергнуть все упреки. Когда я возглавлял Reset (который делал сайты и программное обеспечение для компаний из Fortune 500), каждый менеджер проекта, который работал на меня, обязан был записывать конспект того, что он делал за день. Нужно было отслеживать каждую мелочь.

5) Завязывайте знакомства с сетью его коллег и контактов – рано или поздно ваш начальник попробует сделать вам какую-нибудь гадость. Но ему не сойдет это с рук, если ваши знакомства включают всю его сеть. Это не так трудно, как кажется. Если начальник ведет дела с кем-то, совсем не трудно пригласить этих людей на кофе, так чтобы вы могли «побольше узнать об их работе, чтобы лучше помогать им». Никто не откажет и все будут благодарны, если вы вызоветесь помогать.

6) Помогайте другим сотрудникам вашего босса с их работой (не сознаваясь в своих чувствах к начальнику). Они будут пытаться излить на вас свои чувства, но, помня о пункте 2), не позволяйте им сделать этого. Не ваше дело, какие у них проблемы, – это очень важно. Но помогайте им делать их работу. Когда придет время, когда все будут над кем-то насмехаться, вряд ли это будете вы.

7) Делайте больше того, о чем вас просят. Прикладывайте дополнительные усилия к тому, о чем он вас просит, – благодаря этому он будет продвигаться по карьерной лестнице. Когда вы все делаете более творчески, чем он, делайте больше, и он сможет получить по заслугам. Тогда его повысят, и вас тоже повысят.

8) Какова ваша рыночная стоимость? Вы знакомы с фразой «Всегда продавайте?» Это правда: Всегда Продавайте Себя! Постоянно ищите новую работу – по двум причинам. Рынок труда, как и все другие рынки, управляется спросом и предложением. Так что вы всегда будете знать свою рыночную стоимость. Знание – сила. Вторая причина: у вас всегда будет план Б на случай, если придется уйти. В идеале вы должны уйти еще до того, как уйдете. К примеру, на фриланс. Создайте несколько источников дохода, чтобы знать, что можете позволить себе уволиться.

9) Наконец, увольтесь.

Корпоративная Америка, по определению, – эксплуататорская среда. Вам платят меньше, чем на вас зарабатывают. Так что вам необходимо убедиться в том, что если уж дела обстоят именно так, ни у кого нет преимуществ перед вами. И если кто-то станет плохо обращаться с вами, у вас должен быть выбор.

Оригинал поста.

http://slon.ru/business/kak_imet_delo_s … 3688.xhtml