http://travel.ria.ru/images/22459/69/224596948.jpg

Спасти рядового туриста

Страна: Россия

13:53 20/09/2011

Выступивший во вторник на заседании комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму глава Ростуризма Александр Радьков озвучил меры, которые необходимо принять, чтобы повысить уровень безопасности российских туристов за рубежом. К числу первоочередных он отнес увеличение страхового лимита выезжающих за рубеж, открытие представительств Ростуризма в странах массового туризма и создание при саморегулируемых организациях туроператоров фондов для оперативной помощи соотечественникам.

"Ситуация, которая складывается в мире, начинает внушать опасения. Проблемы у туристов в связи с извержением исландского вулкана, нападения акул в Шарм-эш-Шейхе, революция в Тунисе, беспорядки в Египте, ДТП в Турции, отравление суррогатным алкоголем, массовые пищевые отравления в отелях. Все очень серьезно. Проблемы могут быть вызваны ненадлежащим оказанием услуг, недостатками инфраструктуры, неподготовленностью самих туристов", - перечислил он назревшие проблемы.

http://travel.ria.ru/images/22309/85/223098597.jpg

При этом руководитель агентства выделил "несколько блоков, по которым мы можем принимать решения". "Прежде всего, это страховая защита, усиление ответственности туроператоров, создание представительств Ростуризма, совершенствование нормативно-правовой деятельности", - сказал Радьков.

В качестве довода в защиту позиции о необходимости принятия законодательных решений он привел статистику происшествий с российскими туристами в Турции, где за первые восемь месяцев погибли 43 гражданина РФ, а пострадало 167. "На мой взгляд, причина в том, что ослаб контроль турецкого государства над туристской отраслью. За дорогами, поставками продуктов, криминогенной ситуацией. Под нашим давлением они ужесточили контроль за водителями автобусов, за поставками алкоголя. Но законы принимаются хорошие, а выполняются они не так хорошо", - признал Радьков.

При этом сенатор Ралиф Сафин отметил, что поведение и самих россиян на отдыхе оставляет желать лучшего. "Возьмите чартеры - как там люди себя ведут. Турки устали с нами справляться, с хамством нашим. Поэтому кормят и поят черти чем. Обязывать надо туроператоров вести разговор с туристом, который попадает туда, что если он нарушит закон, больше не полетит. Плюс надо принять закон, что любой человек, выезжающий за рубеж, должен быть застрахован", - заявил он.

http://travel.ria.ru/images/22358/35/223583501.jpg

Радьков уточнил его мысль, отметив, что прежде всего нужно повышать лимит страхового покрытия, который для стран массового туризма составляет всего 15 тысяч долларов. "Прежде всего нужно увеличивать лимит покрытия. Для Европы недостаточно этой суммы. Необходимо проводить разъяснительную работу, объяснять туристам, что входит в страховку, а что не входит. Есть случаи, которые не покрываются страховкой. Было несколько резонансных случаев, когда происходили обострения и сразу же возникали вопросы, за чей счет будет предоставляться лечение", - пояснил он.

Законодательно же вводить обязательное страхование выезжающих за рубеж - это, по словам Радькова, сложный и длительный процесс, а потому Ростуризм "пытается действовать" через механизм межправительственных соглашений. "У нас заключены более 50 межправсоглашений о сотрудничестве в сфере туризма. В этом году внесли изменения в такое соглашение с КНР об обязательном страховании туристов. Внесение изменений в действующие соглашения со странами с наибольшими потоками туристов уже оправдало себя. Можно также применить опыт Турции, у Минздрава которой подписаны договоры с 19 странами. В случаях, когда страховка не работает, а лечение нужно срочно и нет времени на вывоз, туристы из этих стран лечатся в Турции бесплатно. То же самое происходит с гражданами Турции на территории, например, Германии. В конце года происходит взаимозачет. Понятно, что здесь требуются более или менее равные потоки и унификация стоимости обслуживания, но это бы оказало помощь туристам", - уверен глава агентства.

По его мнению, на массовых направлениях наиболее разумная сумма страховки - 30 тысяч долларов. "Мы понимаем, что любое увеличение повлечет за собой рост стоимости туров. Европа в любом случае дороже. Многие европейские страны, с которыми у нас визовый режим, не примут документы на визу, если страховка менее чем на 50 тысяч евро. Поэтому мы предлагаем механизм внесения изменений в действующие межправсоглашения. Но нужны подзаконные акты - кто и как будет проверять наличие страховки", - сказал Радьков.

Он отметил, что беспорядки в Египте и ситуация в Болгарии доказали необходимость создания фондов при объединениях туроператоров, из которых можно было бы быстро взять средства на вывоз туристов.

"Ситуация в Египте обнажила проблему. Когда нужно было срочно вывозить тысячи туристов, очень остро встал вопрос, за чей счет. Необходима организация специальных фондов при саморегулируемых организациях туроператоров в сфере туризма, которые были бы подушкой безопасности для таких случаев. Это позволило бы добиться более четкого выполнения правил предоставления туристических услуг. Последний случай в Болгарии, и опять возникает необходимость в организациях, у которых были бы фонды для вывоза туристов. Правда, здесь возникает вопрос к авиакомпании Bulgaria Air, которая на регулярных рейсах перевезла туристов в один конец, продав им билеты в оба конца и введя тем самым в заблуждение своих пассажиров", - сказал Радьков.

Среди поднятых им проблем был и вопрос открытия представительств Ростуризма за рубежом. "Мы видим, что они необходимы для консультативной, информационной помощи, решения вопросов безопасности. Они необходимы в странах массового туризма - Египте, Турции, Китае. В Египте во время беспорядков работали наши представители, - сообщил он, заметив, что остается проблема денег. - Вроде бы на 2014 год Минфин нам пообещал финансирование, но я боюсь, что до тех пор еще многое может произойти".

Радьков отметил, что те поправки в закон о туризме, которые будут приняты, будут способствовать усилению ответственности туроператоров. Особенно в том, что касается доведения до потребителя информации об услугах. "Сейчас в Ростуризме создается отдел о безопасности, орган координации и предупреждения экстренных ситуаций с туристами. До сих пор эти функции распределялись между управлением международного туризма и другими отделами. Но мы должны работать на опережение. Очень важно, чтобы мы получали информацию до того, как что-то происходит. Мир стал другим, и мы должны серьезно задуматься над тем, как своевременно реагировать на вызовы и угрозы", - подытожил Радьков.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин напомнил, что именно туроператоры вывезли туристов из Египта, когда там началась революция. "Туроператоры готовы брать на себя ответственность за своих туристов. Но невозможно возложить всю ответственность в случаях чрезвычайных ситуаций на туроператоров. РСТ будет обсуждать создание резервного фонда, но нужно говорить о совместной помощи и турбизнеса, и государства в сложных случаях", - отметил он.

http://travel.ria.ru/images/22320/47/223204711.jpg

Заместитель руководителя Coral Travel Мария Бадалова призвала к увеличению суммы страхового покрытия. "Мы стараемся делать все что можно для своих туристов. Но очевидно, что суммы в 15 тысяч долларов недостаточно во многих случаях. Это основное, что нужно сделать. Второе - должны быть созданы памятки для туристов на всех направлениях, чтобы там были отражены все законы, традиции, то есть вся информация, которая может понадобиться туристам", - считает она.

Начальник отдела консульского департамента МИД России Александр Носков отметил, что на сайте внешнеполитического ведомства будет публиковаться информация о положении в странах, куда едут туристы, и мерах безопасности, которые нужно там соблюдать.

"Мы работаем надо этим. Уже не первый раз мы обсуждаем, что нужно сделать для усиления безопасности туристов за рубежом. Я хочу подчеркнуть, что для консульств не важен статус российского гражданина, который находится за рубежом, - живет он там постоянно или приехал отдохнуть. Но если речь идет о туристах, то консульство мало что может сделать. Если что-то не так у туриста, которого прислал туроператор, в первую очередь ответственность несет туристическая компания, которая его направила. В главе 7 закона о туристской деятельности говорится, кто и как отвечает за безопасность туризма. Вопрос в том, почему эти механизмы не работают", - полагает Носков.

http://travel.ria.ru/images/22418/14/224181449.jpg

Руководитель комиссии Совфеда по делам молодежи и туризму Владимир Жидких указал на разное отношение консульских сотрудников к туристам. Если в Египте, по его словам, представители консульства работают не щадя живота своего, то в Турции консул объясняет, что россияне сами виноваты. При этом он отметил, что зачастую консульства расположены за многие сотни километров от туристических центров, что, с его слов, служит лишним доводом в пользу открытий представительств Ростуризма.

"Это беда МИДа, что недостаточно консульств за рубежом. Должно быть больше консульских отделов в странах массового туризма. Поток туристов в Египет, Турцию растет, а число консульств не увеличивается. Туристы должны иметь с собой телефон консульств. В консульствах должны быть круглосуточные телефоны, хотя бы на автоответчик наговорить, что случилось. Я помогала туристам, попавшим в сложные ситуации. Ответственно заявляю, что сотрудники отелей, принимающих туристов, не торопятся вызывать врачей", - добавила сенатор Лариса Пономарева.

Сенатор Александр Смирнов призвал создать "регламент, кто будет заниматься российскими туристами в экстремальных ситуациях", поскольку в настоящее время этим занимается Ростуризм, что не входит в его обязанности.

Участники заседания предложили провести парламентские слушания о безопасности российских туристов за рубежом и поддержали предложение о повышении страхового лимита и создании компенсационного фонда для срочной помощи туристам.

Юлия Батырь

http://travel.ria.ru/opinion/20110920/224596844.html