Чичваркин: «В России всем не до грибов»

Хаусхазбенд (как он сам себя называет) Евгений Чичваркин рассказал о новой протестной акции в Лондоне и объяснил, почему русским она совершенно безразлична

Роман Доброхотов

http://slon.ru/images2/blog_photo_16/chich/RIAN_00918535_420.jpg
Евгений Чичваркин. Фото: РИА-Новости

Вчера в Лондоне на Вестминстерском мосту семеро человек вывесили 20-метровый баннер с обращением к британскому премьер-министру: Mr.Cameron, have a safe trip to real Russia! Под этими словами располагались четыре фотографии – Александра Литвиненко, Сергея Магнитского, Анны Политковской и Михаила Ходорковского. Три первые фотографии окаймляла черная траурная лента. Первым фото акции опубликовал Евгений Чичваркин, один из «сочувствующих» организаторам акции, уже не раз принимавший участие в их мероприятиях. Он объяснил Slon.ru, зачем активисты обращаются к британскому премьеру и как к таким акциям относятся русские жителя Лондона.

– Евгений, как вам акция, считаете удалась?

– По-моему, получилось неплохо, ветер немного помешал, но тяжелее растяжку сделать было нельзя по соображениям безопасности.

– А реакция Кэмерона?

– Кэмерон занял гибкую позицию, он пытается договариваться. То есть он, с одной стороны, публично признал, что разногласия с Россией по поводу, в том числе, дела Литвиненко, остаются, но есть и те вопросы, которые можно решать и которые он собирается обсуждать. Вот Березовский считает это большой исторической ошибкой.

– А вы как считаете?

– Мне сложно судить премьера другой страны. Как правильно: пойти на компромисс, но развивать торговые отношения, или рискнуть экономическими выгодами для страны, но пойти на жесткие меры, арестовать счета фигурантов дела Магнитского, визовые санкции и так далее…

– То есть ссориться с Путиным все же Британии невыгодно?

– Ну как невыгодно, тут ведь вопрос еще и о том, хотят ли они дальше находить в своей стране следы полония. С точки зрения общечеловеческих интересов, Кэмерону, конечно, нужно разговаривать с Путиным и Медведевым жестче.

– Это уже не первая акция, в Лондоне уже формируется какое-то настоящее оппозиционное антипутинское движение…

– Ну, я бы сказал, завязывается. Были успешные акции по 31-м числам, где помимо меня участвовали Буковский и Березовский, была акция про ВТБ «Россия зовет». Нельзя сказать, что это уже какое-то настоящее движение, но есть и своя группа организаторов с Андреем Сидельниковым.

– А как русская диаспора в Лондоне реагирует?

http://slon.ru/images2/blog_photo_16/chich/00051412_420.jpg

– Да так же, как и в России, – им всем не до грибов.

– Это, боюсь, слишком многозначный неологизм для наших читателей…

– Ну, это синоним слова «пое*ать» . Это у нас национальное. У нас всем на все «пое*ать».

– Ну, допустим, они не участвуют, но отзываются-то как – сочувственно или неодобрительно?

– Ну, говорят: «все это бесполезно, зря только тратите время, чекисты власть свою не отдадут никому, вот живите здесь и радуйтесь».

– Но если и Кэмерон выбирает компромисс, и люди настроены пассивно, то получается, эти акции не имеют особого влияния – просто такой эмоциональный выплеск…

– Это не эмоции, а гражданская позиция. То, за что в России посадят, здесь можно безнаказанно высказать, вот люди и высказывают.

– В Лондоне, и правда, проще, но, может быть, в России это сделать было бы важнее?

– Да в тюрьму не хочется просто. Я бы, например, и жил бы в России, но опасно же возвращаться. Пока на свободе банда во главе с другом Путина из БСТМ МВД Борисом Мирошниковым, я вернуться не могу. И таких людей немало.

– Вот говорят, что все эти акции проплатил Березовский, а вы знаете лично и организаторов, и Березовского, признайтесь честно – платил он?

– Да послушайте, когда речь идет о баннере за 300 фунтов, вопрос об источниках финансирования, по-моему, просто не стоит.

– Есть уже планы на будущие акции?

– У меня лично пока нет. Вот тут в Лондоне «Народный фронт» путинский хотел открываться, мы бы устроили тогда что-нибудь. Но они что-то передумали.

http://slon.ru/articles/677603/