Германия | 23.08.2011

Безбилетники: молодые немцы не хотят становиться партийными

http://www.dw-world.de/image/0,,4084596_4,00.jpg
Политика? Спасибо, без меня!

Политические партии в Германии продолжают терять массовость. Сказывается демографический фактор - старые члены партий выбывают, а молодежь приходить им на смену не хочет. Единственное исключение - партия "зеленых".

В 2010 году продолжилось сокращение числа членов немецких политических партий. Больше всех потеряли Левая партия и либералы из Свободной демократической партии (СвДП). Даже в самых больших, так называемых народных, партиях - Христианско-демократическом союзе (ХДС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ) - осталось менее чем по полмиллиона членов. Почему молодые немцы не хотят становиться партийными?

На смену идеологиям пришла реальная политика

Еще лет 30 назад политические партии ФРГ могли рассчитывать на постоянных избирателей. Работала традиция: родители голосовали за социал-демократов - и дети тоже. Родители состояли членами ХДС - и дети вступали в эту же партию. Сегодня такая традиция утрачена.

http://www.dw-world.de/image/0,,4895760_1,00.jpg
Массовость теряют и ведущие немецкие партии - СДПГ и ХДС

Отчасти это объясняется тем, что избиратели больше не видят значимых различий между партиями и их программами. "Социал-демократы перестали защищать интересы рабочих. Христианские демократы не делают ставку на церковные ценности. А "зеленые" от изначального бунтарства сдвинулись к постматериализму. На смену идеологиям пришел маркетинг", - пишет политолог Франц Вальтер (Franz Walter) в газете Süddeutsche Zeitung.

Все немецкие партии пытаются завоевать расположение среднего класса, а он деидеологизирован. Вот и получается, что христианские демократы проводят политику, близкую к программе социал-демократов, и наоборот. Правительство во главе с канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel), всегда выступавшее за сохранение атомной энергетики, теперь выполняет давнее требование "зелёных" постепенно закрыть все немецкие АЭС и более активно использовать альтернативные источники энергии. Как тут рядовому избирателю разобраться, какая из партий представляет именно его интересы?

В партиях состоят одни старики

http://www.dw-world.de/image/0,,2293157_4,00.jpg
Германия неудержимо стареет

Члены политических партий в Германии неуклонно стареют вместе со всем населением страны. Средний возраст членов Левой партии - 60 лет, СДПГ и ХДС - по 58 лет, либеральной СВДП - 51 год. Да и некогда юные бунтари из партии "зеленых" повзрослели и заматерели - их средний возраст составляет 46 лет.

А молодежь в партии не вступает. Политолог Оскар Нидермайер (Oscar Niedermayer) в интервью Deutsche Welle объясняет это в первую очередь тем, что новое поколение испытывает стойкую неприязнь к любым организациям. Политолог советует всем партиям найти возможности для того, чтобы в принятии ими решений участвовали формально не состоящие в них молодые люди. И отказаться от партийных взносов. "А то получается, что человек безвозмездно тратит время и силы на партийную работу и вынужден еще и платить за это", - говорит профессор Нидермайер.

Интернет - не панацея от равнодушия к политике

http://www.dw-world.de/image/0,,4587232_4,00.jpg
Канцлер ФРГ регулярно оставляет сообщения в социальных сетях

По данным института социологических исследований из Алленсбаха, около 10 процентов немцев можно считать "политическими активистами интернета". В основном это молодые люди. Так, может быть, интернет - шанс для партий вернуть утраченные позиции? Все они представлены в интернете. Но партийные сайты бесконечно скучны, обновляются с опозданием.

Политолог Эверхард Хольтманн (Everhard Holtmann) в интервью Deutsche Welle напомнил, что президенту США Бараку Обаме удалось с помощью Всемирной сети привлечь на свою сторону многих избирателей, прежде не интересовавшихся политикой. Но в США все внимание сосредоточено на личности кандидата. А смогут ли заинтересовать пользователей Сети политические партии в Германии, если они наконец научатся грамотно использовать возможности интернета? Канцлер ФРГ Меркель регулярно оставляет сообщения в социальных сетях. Читают их, по разным подсчетам, несколько десятков тысяч человек.

Автор: Анна Аппельрат / Александр Варкентин
Редактор: Владимир Дорохов

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15335363,00.html