Реформа высшего образования в Германии – Болонский процесс

Немецкие вузы переживают эпоху перемен. Германия относится к числу первых европейских государств, подписавших в 1999 году Болонскую декларацию о создании единого общеевропейского образовательного пространства. В вузах стран-участниц вводятся близкие по типу учебные программы и дипломы, дающие возможность повышения академической мобильности, облегчения взаимного признания  дипломов и обеспечения конкурентоспособности европейских вузов.

Главный элемент Болонского процесса, к которому в настоящее время подключились 46 государств – это двухуровневая система обучения: бакалавр (BA - Bachelor) – магистр (MA - Master). Кроме этого, ряд стран уже признали аспирантуру (Promotion) в качестве третьего уровня.

Оценка академической успеваемости в рамках Болонского процесса происходит по Европейской системе зачета знаний (ECTS - EuropeanCreditTransferSystem). ECTS оценивает учебную нагрузку студентов по объему работы, необходимому для успешного окончания учебы. Одна кредитная единица ECTS соответствует 30 часам учебной нагрузки.

На данный момент в немецких вузах сосуществуют параллельно две структуры обучения:
новая двухуровневая система бакалавр – магистр, а также традиционные учебные программы с получением диплома (специалиста) или магистра (Magister Artium).

На сентябрь 2007 года общее число учебных программ в немецких вузах составляло 11.803, из них: бакалавр – 3.377, магистр – 2.283, диплом-специалист (университет) – 1.438,  MagisterArtium – 1.173, госэкзамен (юристы, учителя, медики) – 2.507, диплом-специалист (Fachhochschule) – 820, прочие – 205.

    Бакалавр (Bachelor) – первый диплом, дающий право на профессиональную деятельность. Продолжительность обучения составляет 3-4 года, для допуска необходим аттестат о законченном среднем образовании (Abitur). Для получения степени бакалавра необходимо набрать в зависимости от учебного плана от 180 до 240 кредитных единиц. Бакалавриат дает базовые знания по специальности и методические навыки, а также широкую профессиональную ориентацию.

    Магистр (Master) – второй диплом после 1-2 лет обучения (60-120 кредитных единиц). Начало обучения либо сразу после бакалавриата, либо после нескольких лет профессиональной деятельности. В магистратуре делается акцент на более глубокую специализацию и на научную работу. Магистратура наряду с дипломом специалиста является предпосылкой для допуска в аспирантуру.

    Диплом (Diplom) – традиционная форма обучения, которое завершается дипломной работой, а также письменными и устными экзаменами.

    Magister Artium – свидетельство об успешно законченном курсе по гуманитарным и социальным наукам, в рамках которого допускаются различные комбинации дисциплин.

    Государственный экзамен (Staatsexamen) – форма обучения  по медицине, праву, фармацевтике, а также для учителей средней школы, заканчивающаяся госэкзаменом. Госэкзамен принимает государственная экзаменационная комиссия. Содержание курсов и экзаменов регулируется в законодательном порядке. Первый госэкзамен обычно теоретический, второй – завершает цикл профессиональной практической подготовки.

    Аспирантура (Promotion) – рассматривается в Германии как третья ступень Болонского процесса. Написание диссертации возможно только в университетах. Подготовка диссертации (Promotion), связанная с проведением независимого научного исследования, продолжается в течение 2–4 лет после получения магистерской или эквивалентной степени (Diplom/ Erstes Staatsexamen/ Magister Artium). Степень кандидата наук (Doktor) присваивается после написания диссертации и успешной сдачи устного экзамена, либо защиты диссертации.

Структура учебных программ

    Бакалаврские и магистерские программы делятся на модули. Модуль состоит из тематически связанных учебных занятий – лекций, семинаров, практических работ – и предполагает академическую нагрузку от 6 до 10 часов в неделю. За каждый модуль начисляются кредитные пункты ECTS. Для окончания обучения необходимо набрать определенное количество кредитных единиц.

    Традиционные учебные программы, заканчивающиеся сдачей экзаменов на диплом (специалиста), Magister Artium или госэкзамен, делятся на два цикла обучения:

        начальный (Grundstudium),
        основной (Hauptstudium).

Изучение дисциплин начального цикла в университетах продолжается в среднем 4 семестра (2 учебных года) и заканчивается сдачей промежуточных экзаменов (Diplom-Vorprufung, Zwischenprufung). Успешная сдача этих экзаменов дает студенту право продолжать обучение на второй ступени, т.е. перейти на основной цикл обучения (Hauptstudium).

Обучение на основном цикле (Hauptstudium) предполагает углубленное изучение дисциплин
cпециализации, длится обычно еще 5 семестров и заканчивается выпускными экзаменами на получение диплома (Diplom).

Начало и продолжительность обучения

Учебный год подразделяется на два семестра. Зимний семестр начинается, как правило, в октябре, летний семестр – в апреле. Свободное от занятий время предусмотрено для сдачи экзаменов и прохождения практики.

Для каждой дисциплины соответствующее Положение об обучении устанавливает стандартный срок обучения, за который оно может или должно быть завершено. В этот срок включены семестр практики или зарубежной стажировки, а также завершающая фаза экзаменов. По традиционным учебным программам стандартный срок составляет 9-10 семестров, по бакалаврским программам – 6 семестров, по магистерским – от 2 до 4 семестров.

http://www.daad.ru/?m=1&seite=1&s=rus&a=