ФНС не хочет видеть налогоплательщиков

Ведомство переводит весь процесс сбора налогов в режим онлайн

Елена Тофанюк

http://slon.ru/images2/blog_photo_14/mishustin/mishu_420.jpg
Михаил Мишустин. Фото: ИТАР-ТАСС

В пятницу глава ФНС Михаил Мишустин рассказал об итогах полугодия и пожеланиях на будущее. Статистические данные по собранным налогам вы можете увидеть ниже; более занимательными представляются размышления главного налогового инспектора о будущем – он видит его полностью электронным. Налоговые органы должны как можно меньше контактировать с налогоплательщиками, а все платежи будут осуществляться через интернет: чем меньше налоговый инспектор общается с налогоплательщиком – тем меньше возможностей для коррупции и поводов для стресса. Вот некоторые тезисы о налоговой службе будущего, озвученные Мишустиным:

• Налоговая служба ведет тестирование второго этапа сервиса «личный кабинет», в котором граждане смогут получать информацию о числящейся за ними собственности, видеть свой лицевой счет и налоговые уведомления.

• ФНС проводит ревизию баз данных, чтобы исключить из них ошибки, например, в адресе налогоплательщика или числящейся за ним собственности. Ведь нередко уведомления приходят на адрес, по которому гражданин давно не живет. Или, что хуже, начисляется налог за давно проданную машину. «В ближайшее время эта информация будет качественная и без ошибок, потому что ошибки в первичном учете создают большие проблемы для граждан», – говорит Мишустин.

• Создана «онлайн обратная связь» в налоговых инспекциях. «Мы также думаем о создании колл-центра, первый будет представлен до конца года в Москве».

• В ближайшее время ФНС планирует запустить в опытную эксплуатацию онлайн-сервис для юридических лиц, который будет выстраивать взаимоотношения юридического лица и налоговой службы как по формированию налоговой отчетности, так и по возможностям видеть лицевой счет, проводить электронные сверки, делать выписки и многое другое.

• «Мы стараемся превратиться в немножко партнерскую компанию с принципом презумпции невиновности к компаниям, которые готовые открыто с нами работать, – говорит Мишустин. – Есть такой принцип «горизонтальный мониторинг», когда крупные компании, которые вышли на IPO, открывают свою отчетность налоговой службе, и она мониторится в онлайн-режиме. Тогда нет выездных проверок и вся работа ведется в штатном режиме – все хотят не ошибаться».

• Перевод общения с налогоплательщиками на электронные рельсы позволит значительно сократить штат налоговых инспекторов. Процесс уже идет, хотя и сейчас эффективность налоговой службы описывается цифрой 42 млн рублей – именно столько каждый налоговый инспектор принес в казну по состоянию на январь 2011 года: «Всего мы собираемся сократить 34 000 сотрудников по стране. Это очень значительное сокращение, 20% всей численности. Уже сократили около 5 000 человек и продолжаем этот процесс».

В общем, не далек тот день, когда налоговая инспекция будет ассоциироваться с окошком браузера, а не с девушкой в окошке.

http://www.slon.ru/images/infographix/fns_presentation.gif

http://slon.ru/blogs/tofanyuk/post/605404/