Карьера | 22.07.2011

Тайна третьей страницы: как создать уникальное резюме

http://www.dw-world.de/image/0,,15116390_4,00.jpg

У вас в кармане долгожданный диплом? Хотелось бы поработать за рубежом? Или просто любопытно испытать свои силы в конкурентной борьбе за рабочее место в Германии? Тогда готовим резюме! Да не простое, а с секретом...

Как выглядит ваше резюме? Две страницы убористым текстом? Первая – мотивационное письмо (Anschreiben), вторая – непосредственно резюме или CV (Lebenslauf). Такие же две странички на немецкое предприятие в ответ на объявление о вакансии пришлют и ваши конкуренты.  А теперь возьмите еще лист бумаги и вспомните расхожую фразу: "Здесь могла бы быть ваша реклама". Этот чистый лист можно заполнить так, что сотрудник отдела кадров всерьез заинтересуется вашей кандидатурой. В этом убеждены изобретатели метода "третьей страницы" консультанты по вопросам карьеры Юрген Хессе (Jürgen Hesse) и Ганс Кристиан Шрадер (Hans Christian Schrader), соучредители одного из крупнейших консультационных бюро по вопросам карьеры в Германии (Büro für Berufsstrategie Hesse/Schrader).

Не дать себя отсеять!

http://www.dw-world.de/image/0,,6559851_4,00.jpg
Юрген Хессе

"Этот метод использует примерно треть соискателей, так что пакет документов на трех страницах явно будет выделяться. А это именно то, что нужно, для начала", - уточняет Юрген Хессе, автор почти 200 книг и пособий по трудоустройству, карьере и профессиональном успехе. По известной ему статистике, с текстом первой страницы – мотивационного письма-обращения – сотрудник отдела кадров разделывается за 30-90 секунд, чтобы поскорее перейти к следующей странице с фотографией кандидата и информацией о его профессиональной деятельности. Удержать внимание человека, в руках которого ваша судьба, поможет эмоциональный якорь – дополнительная страница под условным заголовком "Что еще вам стоит обо мне узнать".

На своих семинарах Юрген Хессе любит задавать вопрос о предназначении такой привычной в капиталистическом мире бумаги как резюме. "Некоторые отвечают, что оно призвано убедить в компетентности его автора или предоставить полную информацию о его квалификации и опыте. Но все это – неправильные ответы, - консультант делает интригующую паузу. – Функция резюме – заполучить приглашение на собеседование, где убеждать в собственной компетентности и блистать гранями будете вы". А до этого придется поразмыслить, чем же заполнить третью страницу, чтобы не просто отличаться от других, а выгодно выделяться на общем фоне.

Витрина для достоинств или навязчивая ерунда?

Третья страница – это место для особого послания потенциальному работодателю – двух компактных абзацев текста, которые зацепят эмоции человека, читающего одно типовое резюме за другим. Архитекторы, например, и раньше прилагали к резюме третью страницу с перечнем созданных ими проектов, хирурги – со списком проведенных операций, а выпускники вузов – с ключевыми аспектами дипломной работы, рассказывает эксперт. В немецких газетах на третьей странице обычно печатают информацию о подоплеке и закулисной стороне важных событий.  "А мы подумали, почему бы каждому не написать о том, что его движет, об особых способностях, важном опыте или выдающихся достижениях? А заодно возбудить любопытство читателя и желание узнать автора текста поближе, - вспоминает Юрген Хессе. – Правда, у меня самого порой волосы становятся дыбом, потому что эти тексты бывают из рук вон плохо написаны", – говорит эксперт со смехом.

http://www.dw-world.de/image/0,,6307501_4,00.jpg
Две страницы или три? Было бы, что написать!

Менеджер по набору кадров IT-компании Exxeta Маркус Будвиц (Markus Budwitz) фильтрует по 100 резюме в месяц и не видел еще ни одной "третьей страницы", которая произвела бы на него сколько-нибудь положительное впечатление. "После прочтения такого дополнения я еще ни разу не подумал: ух ты, круто! Реакция была скорее "гм-гм… это мне знать совсем не обязательно", – рассказывает специалист. Он считает, что голые факты – образование, опыт работы и навыки достаточно красноречивы сами по себе, а вот эмоции в таком деле не уместны. "Да, мне безусловно интересно знать, что движет человеком в его стремлении работать именно у нас. Но это он напишет в мотивационном письме – на первой странице. А даже если и не напишет или напишет плохо, но при этом покажется мне классным специалистом – он все равно получит приглашение на собеседование", - резюмирует Маркус Будвиц.

Выгодно подчеркнуть достоинства

Если вы все же решили рискнуть, то не сдерживайте творческие порывы. Повар может составить оригинальное меню, заметив, что это были любимые блюда его начальства или бестселлеры в ресторане. Любитель путешествий – рассказать, как поездка за рубеж повлияла на его мировоззрение и формирование как профессионала. Мать, желающая снова вернуться в строй после декретного отпуска, – о приобретенных в связи с рождением ребенка организаторских навыках, способности к быстрому принятию решений и отсутствии страха перед ответственностью.

Работодателю наверняка будет интересно узнать о том, почему вас манит именно Германия и немецкая корпоративная культура. Или как вы оцениваете достижения немецких коллег в вашей профессиональной сфере, и, разумеется, какой уникальный вклад можете внести как специалист из-за рубежа.

http://www.dw-world.de/image/0,,6547833_1,00.jpg
"Мои бестселлеры. Дегустация - при личной встрече!"

Третья страница – шанс для иностранных специалистов

"Если бы все было так просто!" - вздыхает 27-летняя Амалия Оганджанян. Без пяти минут обладательница диплома по специальности International Media Studies магистратуры Deutsche Welle в Бонне несколько дней назад сдала дипломную работу, устроилась на практику и вплотную занялась своим новым, утяжеленным степенью магистра резюме.

Молодая специалистка сетует, что на двух страницах трудно соединить два профессиональных мира – Грузию, где она работала журналисткой, и Германию, где она ищет рабочее место, соответствующее ее образованию. "Требования к сотрудникам в Германии сформированы трафаретами местных стандартов образования и профессиональной жизни. Чтобы собеседник понял, где применить мои нестандартные навыки и знания, нужно очень долго объяснять", - делится опытом Амалия.

http://www.dw-world.de/image/0,,6488655_4,00.jpg
Иностранный специалист - "волшебный ключик" к другой культуре

В таких случаях специалист Юрген Хессе считает третью страницу просто незаменимой. Кандидатам из постсоветских республик он рекомендует делать упор на мастерство межкультурной коммуникации, наличие уникального (по сравнению с немецкими конкурентами) жизненного опыта и способность быть посредниками между странами и народами.

Кому эксперт не рекомендует выходить за пределы двух страниц? Тем, кто после прочтения этого текста все еще понятия не имеет, что особенного можно о себе написать, и тем, кто претендует на зарплату свыше 60 тысяч евро в год. Они, мол, в завлекалочках в любом случае не нуждаются.

Автор: Ксения Польская
Редактор: Виктория Зарянка

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15198079,00.html