Константин Куц, Франкфурт-на-Майне

Европейцы не экономят на репетиторах даже в кризис

На репетиторов для своих детей европейцы тратят по нескольку миллиардов евро в год. В некоторых странах частные уроки берет каждый второй ребенок. На что указывают эти цифры: на недостатки образовательных систем или необычайную заботливость родителей?

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/06/07/ryepyetitor-3.jpg
Фото: AP

Репетиторы — это святое. Такой вывод можно сделать из обнародованных Еврокомиссией результатов исследования. Жители Греции, переживающей сейчас тяжелые времена, тратят на обучение детей почти миллиард евро в год. Это пятая часть расходов госбюджета на систему среднего образования. Нечто подобное аналитики отмечают и на Кипре, где в 2010 году в карманах репетиторов осело 126 млн евро, что соответствует 17% образовательных трат из бюджета государства. Описывая ситуацию в Италии, специалисты говорят о настоящем «буме репетиторов»: на частные уроки там тратят по 420 млн евро в год.

«Теневая образовательная система», как обозначают репетиторство специалисты, относительно неразвита в Швеции, Дании и Финляндии. Самый крупный рынок репетиторов находится, судя по этим данным, во Франции. Там на преподавателей-частников тратят 2,2 млрд евро в год. Ежегодный прирост в этой сфере составляет примерно 10%. На втором месте — Германия (1,5 млрд евро). Рынок репетиторства растет в Европе уже несколько десятилетий подряд. В Германии сейчас насчитывается более трех тысяч фирм, предлагающих профессионально подтянуть отстающих школьников. «То, что считалось недостатком, сейчас стало распространенной практикой. В растущей приватизации уроков, по мнению специалистов, виновата школьная система — большинство учебных заведений отправляет детей после обеда домой, где помочь им некому. Как будто число матерей-одиночек не растет и загруженность взрослых на работе не увеличивается», — пишет журнал Spiegel.

Эксперты ЕС, анализируя полученные данные, заявляют, что репетиторство усиливает социальное неравенство: академический час занятий с частным педагогом в Португалии стоит примерно 15 евро, а в Ирландии — 30 евро. Более-менее близким к образцовому считается положение скандинавских стран, где в репетиторах попросту нет нужды — необходимые знания дети получают в стенах школы.

Имеет ли смысл тратиться на репетиторов? Однозначного ответа на этот вопрос, кажется, не существует. Ученые из университета Нюрнберга в течение 9 месяцев наблюдали за баварскими гимназистами и выяснили, что занятия с репетиторами и впрямь улучшают успеваемость. Однако педагоги так и не сумели привить своим юным клиентам привычку заниматься самостоятельно. Плюсы репетиторства неоспоримы только в том случае, если известно, какие конкретно знания ребенок не успел усвоить. Сами учителя-частники говорят на это, что настоящие успехи ребенок начинает показывать только после 10 месяцев интенсивных занятий.

В распространенности репетиторства большую роль играют и традиции. В Германии каждый пятый ученик младших классов занимается с педагогом еще и вне школы. Самым большим спросом пользуются преподаватели немецкого и математики. Школьная система считается несовершенной по определению. Как показал недавний опрос, половина из 700 тысяч немецких учителей убеждены, что не имеют на своих учеников никакого влияния.

Данные ЕС совпадают с выводами независимых экспертов. В прошлом году в Германии громкий скандал вызвали выводы ученых, изучивших рынок репетиторства по заданию фонда Bertelsmann. Чтобы подтянуть 1,1 млн немецких школьников, родители тратят в общей сложности 1,5 млн евро в год. Представители фонда разглядели в этом «серьезный сигнал», указывающий на неуверенность родителей в эффективности существующей системы среднего образования. Президент союза немецких учителей Йозеф Краус заявил, что эти цифры не являются свидетельством серьезных недостатков образовательных систем. «Повода для паники нет, — заверил Краус, — эти данные говорят только о том, что в год на одного школьника тратится в среднем 100 евро. Сравните это с их затратами на мобильный телефон».

По словам Крауса, услугами репетиторов пользуются по самым разным мотивам: причиной может быть как неуспеваемость, связанная с болезнью ребенка, так и желание делегировать свои родительские обязанности постороннему, который должен привить ребенку любовь к учению. Куда больше учителей беспокоит качество частных уроков, которое трудно оценить. На запрос газеты Süddeutsche Zeitung Министерство образования ФРГ ответило, что о квалификации преподавателей-частников информации практически нет.

http://www.bfm.ru/articles/2011/06/11/e … rizis.html