Что делать на выборах, если голосовать не хочется

Почему нельзя бойкотировать выборы в Думу и выходить на митинги в день голосования

Григорий Голосов

http://slon.ru/images2/blog_photo_13/vibori/vibori_420.jpg
Фото: ИТАР-ТАСС/Смирнов Владимир

Россия находится на пике думской избирательной кампании. Конечно, в установленные сроки  кампания будет объявлена официально. Тогда начнется бюрократическая рутина, известная под названием «избирательные действия»: сначала регистрация партийных списков, потом «агитация и пропаганда». Как известно, агитационные действия в России не предполагают возможности критиковать действующую власть. Впрочем, на этом этапе что-то сказать, даже и без критики, будет уже нельзя: каждое слово должно быть оплачено из избирательных фондов. 

Раньше перед выборами был «день тишины», а теперь – целых три месяца, в течение которых россиян будут развлекать сказками о «народном фронте», непрерывными показами в новостях первых лиц государства (естественно, в порядке освещения их тяжкого повседневного труда), а также обильной наглядной агитацией. Да, будут еще теледебаты, на которых «оппозиционные» политики под строгим взором Э. Мацкявичуса буквально надорвутся, тщетно пытаясь переорать Жириновского. Пробиться через этот шумовой фон трудно. Поэтому если есть, что сказать по поводу предстоящего голосования, надо говорить сейчас.

И действительно, кое-какие предположения уже высказаны. Коалиция незарегистрированных партий – «Другая  Россия», «РОТ-Фронт» и «Родина –  здравый смысл» – предлагает предстоящее голосование бойкотировать. Первоначально это предложение сопровождалось идеей о том, чтобы намеренные участвовать в бойкоте граждане являлись в избиркомы и требовали исключить себя из списков избирателей. То есть, скандалить по этому поводу, поскольку подобной процедуры российское законодательство не предполагает.

Почему-то авторы идеи думали, что на такое сложное, трудоемкое и рискованное действие способно большее количество граждан, чем несколько десятков регулярных посетителей митингов «Другой России». Но если и думали раньше, то теперь, похоже, здравый смысл возобладал – едва ли из-за присутствия в коалиции одноименной партии – так что об этом нелепом варианте забыли. 

Теперь предлагают иное: выборы бойкотировать, а вместо избирательных участков выйти в день голосования на массовые митинги и демонстрации. Это, конечно, новое слово в мировой революционной мысли. До такого не додумались ни участники «цветных революций» былых времен, ни нынешние арабские борцы за свободу. Оно и понятно: опротестовывать официальные результаты выборов постфактум – это одно дело, но совсем другое дело – выходить на улицу прямо в день голосования. Такие действия любые авторитарные режимы интерпретируют однозначно как попытку захвата власти и подавляют с предельной жестокостью. Парой часов в участке тут не отделаешься.

Я совершенно не сомневаюсь в личной отваге многих людей, принадлежащих  к этому крылу оппозиции. Но призывать обывателей к серьезным революционным действиям, не продемонстрировав вообще никаких доказательств того, что им будет обеспечено эффективное руководство, что жертвы не будут напрасными, – это безответственное поведение. Оправдать такое поведение можно, лишь если заранее известно, что призыв не будет услышан. Но тогда это – пустые разговоры.

В сухом остатке  – идея бойкота как таковая. Эта  идея – совершенно неправильная. Современные  российские «выборы» устроены так, что если критически настроенные граждане остаются дома, то это не создает для властей вообще никакой проблемы. Некое количество голосующих – и не маленькое, а процентов этак 40 – будет обеспечено административными методами. Утверждать, что на выборы никто не ходил, будет невозможно. Но там, где есть 40 процентов, зафиксировать 70-процентную явку – дело техники.

Не хотите голосовать? Не надо, все сделают за вас. Уж во всяком случае, поставить отметку о получении бюллетеня в списке избирателей – плевое дело. Потом можно будет взять пустой бюллетень, поставить куда надо галочку, положить в урну или прямо в кучу бюллетеней после начала подсчета, – и одним голосом у «народного фронта» больше. Примерно то же самое произойдет, если унести бюллетень с собой. Так даже легче: не надо подделывать подпись о получении бюллетеня, а голос все равно будет подан за «народный фронт». Вы знаете, какая цифра обычно заносится в графу «утраченные бюллетени» в протоколах избирательных комиссий? Ноль. Если вы коллекционируете унесенные бюллетени, то готов буду поздравить с пополнением коллекции. Никакого другого смысла нет.

Впрочем, никакого смысла нет и в идее бойкота как таковой. Сейчас эту идею отстаивают лидеры партий, которым уже отказано в регистрации. Недавно заявку в Минюст подала «Партия народной свободы» (Немцов, Касьянов, Рыжков и пр.). На положительное решение им, конечно, рассчитывать не приходится. Тогда останется разводить руками и, наверное, тоже призывать к бойкоту. 

Следует признать, что  российским оппозиционным политикам сказать по поводу предстоящего голосования, в общем-то, нечего. Они просто теряют время, одни – на пустые разговоры о бойкоте, другие – тщетно дожидаясь регистрации «Парнаса». Единственная все еще доступная им осмысленная стратегия, как я уже писал, состояла бы в том, чтобы попытаться объединиться на основе единого списка. Такой список могло бы выдвинуть «Яблоко» на широкой коалиционной основе, которую создала бы простая и ясная программа демократизации.

Увы, современная российская политика устроена так, что те немногие осмысленные подходы, которые она все еще допускает, кажутся совершенно безумными. Конечно, Явлинский никогда не объединится не то что с Лимоновым, но даже и с Немцовым. Да ведь и Лимонов с Явлинским не объединится. Конечно, для «Яблока» гораздо важнее сохранить филькину грамотку под названием «свидетельство о регистрации», чем решиться на реальное – очень рискованное – политическое действие, которое пошло бы против правил системы. Конечно, Явлинский не откажется от удовольствия еще разок покрасоваться перед телекамерами в качестве кандидата в президенты. Это на медведевских выборах было достаточно Богданова, а Путину должен с разгромным счетом проиграть такой демократище, чтобы комар носа не подточил.

Рассчитывать на политиков старой формации, стало быть, не стоит. Это не значит, что они плохие. Какие есть. Но в нынешней ситуации им сказать нечего. А то, что нужно сказать по этому поводу, уже сказано: идти на избирательный участок и голосовать за любую партию, кроме «Единой России». Это слабый вариант. Победить таким образом не удастся. Но из всех возможных, это – самый проблемный вариант для властей. Подделывать результаты выборов, отнимая голоса у кого-то, за кого они уже поданы, технически сложно. Это наиболее заметно и поэтому чревато репутационным ущербом. Это единственный вариант, при котором официальные «оппозиционные партии» – от КПРФ до «Яблока» – могут хоть что-то сделать в плане коррекции результатов, потому что свои собственные голоса защищает даже Жириновский. 

Когда-то голосовали «против всех». Нам это нравилось, но такой возможности больше нет. Есть и хорошие новости: поскольку «победить» может только «Единая Россия», то голосование за любую другую партию – это и есть современный способ голосования против системы, актуальное голосование «против всех». Это надо понять.

http://slon.ru/blogs/ggolosov/post/592869/