Поколение отвязных

Двадцатилетние сотрудники хуже, чем старшие коллеги, чувствуют себя в роли наемных работников. Большинству не нравится работа: 61% убеждены, что в нынешней компании карьерный рост им не грозит, а 58% готовы эмигрировать ради более подходящего рабочего места. Это может привеcти к замедлению развития не только компаний, но даже экономик стран, считают исследователи GfK

Елена Горелова
Ведомости

02.06.2011, 99 (2865)

http://www.vedomosti.ru/img/newsline/2011/06/02/1287366_news_pic.jpg
Фото: С. Портер

http://www.vedomosti.ru/img/newspaper/2011/06/02/261348_a_pic1.GIF

Анна Куликова, профессиональная арфистка, в 28 лет уехала из России. Никаких карьерных перспектив здесь у нее не было. «Я играла в оркестрах “на замене”, на частных мероприятиях, однажды даже на приеме у президента в Кремле», — рассказывает Куликова. Постоянную штатную работу молодой арфистке найти непросто: вакансий мало, да и женщин незамужних и без детей неохотно берут на работу. Должность первой арфистки в оркестрах и театрах нередко занимают женщины пенсионного возраста, второй арфы — 30-40-летние. В 2005 г. Анне предложили поработать в отеле на Крите: «Потом грянул кризис, отель отказался от музыкантов, я разослала множество резюме и в результате стала аниматором в детском клубе отеля Grecotel на греческом острове Кос». Сейчас работу с детьми Куликова совмещает с выступлениями в отеле. Но игра на арфе — это не для денег, а для души, признается она.

Тревожная молодость

Поколение 18-29-летних — самое разочарованное и не удовлетворенное работой. К такому выводу пришли исследователи GfK, опросившие более 30 000 работающих людей в 29 странах. Выяснилось, что молодые сотрудники испытывают наибольший стресс на работе независимо от страны проживания и отрасли экономики. 61% не видят перспектив у нынешнего работодателя и абсолютно нелояльно к нему настроены. 37% работают не по специальности из-за финансовых трудностей, 36% вынуждены были принять предложение о работе, которая им не нравится, по тем же причинам. Они сильнее, чем старшие коллеги, озабочены нехваткой времени для личной жизни, их особенно раздражает сверхурочная работа, они больше беспокоятся за свое здоровье, говорится в исследовании. Таким образом, молодые люди оказываются в группе самых невовлеченных и демотивированных сотрудников.

Для этого поколения возможность выбора, комфорт, личное время и пространство гораздо важнее карьерных амбиций и профессиональной самореализации, присущих 30-40-летним, поясняет Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta. На такие ценности молодых сотрудников ссылается исследование американской Southern Management Association, но они характерны и для России. Им важна свобода выбирать: сколько, когда и где трудиться. «У нас работал 24-летний консультант, очень увлеченный спортом, и карьерные перспективы, которые были в компании, его не удержали: он ушел туда, где возможности профессионального роста ограничены, но можно было работать четыре часа вместо восьми», — приводит пример Иванов.

Принцип английского газона

Для 20-25-летних жизнь — увлекательный процесс, в котором работа может занимать далеко не первое место, замечает Юлия Садыкова, руководитель Корпоративного университета Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Это не значит, что все 20-летние — никчемные «бездельники», просто у них другие ценности, добавляет она. «В последнее время на наши предприятия пришло много молодежи, и мы отчетливо видим разрыв поколений», — объясняет Садыкова. Многие привычные методы мотивации с ними не срабатывают. «Нужно дать молодым возможность почувствовать себя востребованными, общаться, заводить новые связи, постоянно подчеркивать значимость того, что они делают: это будет их мотивировать», — считает она.

«В корпорации есть опыт стихийного появления инициативных молодежных групп: сотрудники моложе 30 лет разные специальностей — технологи, экономисты, менеджеры — создают их для обсуждения рабочих тем», — рассказала Садыкова. Однако сами по себе такие инициативы расти и развиваться не будут, им нужно внимание руководства, отмечает она. Один из вице-президентов ОАК на воспитание такой группы потратил очень много времени: несколько месяцев встречался с ребятами, разговаривал и рассуждал на стратегические темы. Увы, подсчитать финансовый эффект таких инвестиций невозможно, что смущает руководителей, ориентированных на результат. Но в ситуации демографического и квалификационного кризиса в стране надо растить молодежь по принципу английского газона — в будущем это окупится и для компаний, и для страны в целом, убеждена Садыкова.

Вместо американской мечты

Многие методы мотивации вроде оценок с помощью KPI, ориентированные на более взрослых сотрудников, агрессивно делающих карьеру, неэффективны в отношении молодых, подтверждает Иванов. И все-таки карьерные амбиции у них есть. «Просто у этого поколения очень высокий уровень ожиданий. И нередко, устроившись на работу, они вместо американской мечты попадают в неприглядную российскую действительность», — говорит Алексей Ересковский, партнер AXES Management. Карьерный менеджмент в наших компаниях не развит вообще: карьерные маршруты для сотрудников не прописаны, перспективы развития туманны, считает он. «И молодой человек не задерживается в компании надолго, зная, что на место его начальника, скорее всего, возьмут человека со стороны, а его растить и развивать никто не собирается», — сетует консультант.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/artic … _otvyaznyh