ВЕШЕНКА.

“ЕЩЕ ДВЕ ТОНКОСТИ ГРИБНОГО БИЗНЕСА” или “Неявные потери и упаковочные пленки”.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Попробуем посмотреть на производство и продажу гриба с точки зрения технолога. По-моему, зарплата технолога должна складываться из некоего постоянного оклада и доли стоимости произведенной товарной продукции отправленной к покупателю. А вот какую именно продукцию и в каком количестве производить – это должен определить специалист по маркетингу.

У меня завидное положение. Наша ферма “Грибов Дол” является одним из подразделений крупной перерабатывающей компании «ВЕК”. Задача технолога довольно проста. На год вперед составляется план производства гриба. Моя задача выполнять его ежемесячно. И, по возможности, перевыполнять. Я свободен от страха перепроизводства продукции, когда руководство отдает команду: “Захолаживайте камеры выгонки. Некуда девать грибы!”

Таким образом, задача сводится к следующим трем:

1. Вырастить максимальное количество гриба.

2. Из выращенного гриба произвести максимальное количество товарной (т. е. той, которая будет отправлена в магазины) продукции.

3. Произвести максимальное количество именно фасованного гриба. Это требование легко понять – фасованный гриб идет непосредственно в магазины и на рынки. А весовой только на собственную переработку. По словам директора, 1 кг фасованного гриба дает нашей ферме прибыль на 10 рублей больше, чем 1 кг весового ...

Попробуем более подробно рассмотреть эти задачи.

2. ВЫРАСТИТЬ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРИБА …

ВНИМАНИЕ: Все написанное ниже относится к штамму НК-35 конкретным камерам выгонки с конкретным климатическим оборудованием НАШЕЙ фермы.
На самом деле задача не очень сложная.
Заполнить камеры выгонки зарощенным субстратом примерно на 80 %. Поддерживать температуру порядка 12 0С при влажности 84 – 88 %. И получать в месяц 8 – 9 тонн гриба отличного качества с пригодностью к фасовке порядка 85 %.

Или заполнить камеры выгонки на 90 – 95 %. Поддерживать температуру 14 – 15 0С при влажности около 90 %. Будем иметь в месяц 10 – 11 тонн гриба весьма приличного качества с пригодностью к фасовке около 80 %.

Или заполнить выгонку на 90 – 95 %. Держать температуру 16 0С при влажности более 90 %. Месячное производство гриба составит 12 – 13 тонн качество удовлетворительное. Пригодность к фасовке порядка 75 %.

При дальнейшем повышении температуры возрастет количество выращенного за месяц гриба при резком падении его качества – тянется нога, плодовые тела бледнеют, становятся рыхлыми, ломкими. Приходится либо снижать температуру, либо (в теплое время года) снижать загрузку камер выгонки.

Вот здесь и важно привязать зарплату технолога к количеству произведенного товарного гриба.

Вы заметили натяжку? За кадром остался вопрос скрытых потерь. (Об этом, кстати, неоднократно писалось в “ШГ”.)

3. УРОЖАЙНОСТЬ. КАК ЕЕ КОРРЕКТНО ОПРЕДЕЛИТЬ. НЕЯВНЫЕ ПОТЕРИ.

Промышленным выращиванием Вешенки занимаюсь с 1998 года. В первом же сезоне вышел на уровень урожайности в 2 волны порядка 14 %. Читаю обзор Ф. Ф. Карпова в “ШГ” по выращиванию Вешенки в Венгрии. Тягостное недоумение. Венгры, грибоводы – профессионалы, имеют урожайность в 2 волны порядка 14 %. Я, профессиональный биотехнолог, работаю с промышленным выращиванием Вешенки всего год, и догнал венгров?!?

Прошел еще год. Вышел на уровень урожайности 18 % в 2 волны. Чувствую себя с Вешенкой более уверенно. В конце концов, это не первый живой объект в моей жизни, производство которого я ставлю. Но меня совершенно убивают уверенные заявления некоторых грибоводов – фермеров, что они получают урожайность Вешенки 20, 26, и даже 30 %! Начинаю разбираться. И вот, наконец, картина проясняется. Грибоводы, невольно желая порадовать себя высокими урожаями, частенько допускают следующие ошибки:

- Если часть заинокулированного субстрата, скажем 10 – 15 %, уходит в брак, то грибовод, при расчете урожайности соотносит вес СОБРАННОГО гриба с весом ВЫЖИВШЕГО, а не заинокулированного субстрата.

- Грибовод снимает и взвешивает грибы с НЕСКОЛЬКИХ субстратных блоков. Соотносит вес СОБРАННОГО гриба со СРЕДНИМ весом блоков в этой партии субстрата. И относит полученную цифру ко всей партии субстрата! А ведь сбор гриба с различных субстратных блоков в одной партии субстрата может отличаться более чем в 2 (!) раза.

- При определении урожайности грибовод соотносит вес СОБРАННОГО гриба с весом ЗАРОЩЕННОГО, а не заинокулированного субстрата.

Урожайность, по своему смыслу, есть количественная оценка эффективности, в том числе и экономической, грибного производства.

Для грибовода, работающего на покупном субстрате, урожайность можно определить как отношение веса ТОВАРНОГО, т. е. направленного на продажу, гриба к весу приобретенного, т. е. оплаченного, субстрата.

Для грибовода, который сам готовит и инокулирует субстрат, урожайность есть отношение веса ТОВАРНОГО гриба к весу ВСЕГО ЗАИНОКУЛИРОВАННОГО (в т. ч. бракованного) субстрата.

Если мы говорим об урожайности за сезон, надо сравнивать вес всего отправленного на продажу ТОВАРНОГО гриба с весом всего ЗАИНОКУЛИРОВАННОГО субстрата.

И вот тогда становится немного понятнее, почему разоряется грибовод, заявлявший урожайность 24 %. И почему развивается хозяйство с сезонной урожайностью 18 %.

Неявные потери. Лирическое отступление первое.

Сезон 2001 – 2002 года. Я – главный технолог крупного грибного производства в Ростовской области. В период восстановления ранее запущенного производства пришлось по совместительству быть и начальником субстратного участка. По старой памяти новый начальник субстратного участка, мастера и рабочие продолжают воспринимать меня как своего прямого начальника. Но вот мастера и рабочие участка выгонки и сбора грибов и участка фасовки и первичной переработки технологу не подчиняются. Умело лавируют между директором и заместителем директора по производству, как хитрый ребенок между своими, не очень дружными мамой и папой.

Ежедневные контрольные взвешивания собранного гриба непосредственно в камерах выгонки СРАЗУ ПОСЛЕ НАПОЛНЕНИЯ ящиков показывали, что мы вырастили и собрали за месяц сначала 30, затем 31, а затем и 33 тонны гриба. А вот товарного гриба получали 27 – 29 тонн! И ни разу не перешагнули заколдованную цифру 30 тонн.

А ведь есть, казалось бы, простые правила для минимизации скрытых потерь гриба. И о них неоднократно говорилось, писалось в “ШГ”.

1. Сорвал гриб (друзу), сразу зачистил и АККУРАТНО УЛОЖИЛ в ящик шляпкой вверх.

2. Вес грибов в стандартном овощном ящике не более 4,5 кг, иначе нижний слой грибов слеживается в монолит.

3. Сорванный гриб должен попасть на захолодку не позднее, чем через 10 – 20 минут после сбора.

4. На фасовку гриб должен поступать при температуре плодового тела порядка 1- 3 0С.

5. За время фасовки нельзя нагреть гриб до температуры выше 3 0С.

6. Человеческие руки должны брать гриб всего 2 раза. При сборе, очистке, укладке в ящики. И при фасовке. На фасовке недопустимо высыпать гриб из ящика на стол – брать прямо из ящика.

Правила простые и их всего 6. Но способов нарушить – десятки. И сложность именно в том, что бы заставить рабочих их выполнять, а мастеров контролировать их выполнение. А в той ситуации я себе напоминал цепного пса: могу только лаять. А дальше цепь не пускает. Могу писать служебные записки, могу РАЗГОВАРИВАТЬ с рабочими и мастерами. Но рычагов управления – поощрения и наказания - НЕТ.

В итоге неявные потери составляют 3 и более тонн в месяц. А это более 100 000 рублей в месяц. Или почти 20 % прибыли! Почему потери неявные? Да просто гриб впервые взвешивается не после того, как его сорвали, а после его сортировки и фасовки. Зачастую через 8 и более часов после сбора, когда он еще и постоит в теплом месте в сумме часа 2 – 4.

Скрытые потери. Лирическое отступление второе.

Ферма ‘Грибов Дол’, Завпроизводством молодой парень. Как – то сложилось, что начинаю заниматься не только технологией, но и ОРГАНИЗАЦИЕЙ и ПОДДЕРЖАНИЕМ производства. Самым трудным оказалось ПЕРЕУЧИТЬ сборщиц и фасовщиц, а затем ежедневно буквально заставлять СЕБЯ контролировать исполнение ими указанных правил.

ИТОГ: Сейчас на нашей ферме разница в весе между сорванным и товарным грибом по итогам каждого месяца лежит в пределах 1 – 2 %.

Если кто – то из хозяев грибного производства не верит, что 20 % и более прибыли могут незаметно утекать между пальцами – поставьте весы в камерах выгонки, взвешивайте каждый ящик с грибом СРАЗУ после заполнения. Затем сопоставьте с весом произведенного товарного гриба. Тщательно проведите эту работу в течение хотя бы недели ...

Ну и каков результат?

4. УПАКОВОЧНЫЕ ПЛЕНКИ.

Лирическое отступление третье.

Иду по рынку. Глаз невольно замечает на прилавке упаковку с грибами с логотипом компании «ВЕК». По способу наклейки этикетки вижу, что гриб выращен и зафасован на нашей ферме, а не в центральной конторе. По дате реализации – что гриб зафасован всего 5 дней назад. По нашим Техническим Условиям на “Вешенку культивированную” срок хранения фасованного гриба в холодильнике 7 суток. Но вот то, что лежит под пленкой в лотке грибом назвать нельзя. Какая-то бурая неаппетитная каша. И объяснить такое превращение выращенного с любовью гриба в такое “…” просто нарушением температурных режимов хранения продавцом объяснить нельзя.

Упаковочные пленки для живой продукции.

Наиболее часто в упаковке пищевой продукции используют стрэтч пленки из ПВХ (поливинилхлорида). Эти пленки всем хороши. Хорошо тянутся, паяются, термоусадочны. На них есть сертификат соответствия на использование для упаковки пищевой продукции. Одна только беда. Пленки ПВХ не ДЫШАТ!!!

Не верите? Посмотрите любой серьезный физико-химический справочник по термопластичным полимерам. ПВХ практически не пропускает ни пары воды, ни О2, ни СО2. А гриб, в отличие от захоложенного мяса или рыбной нарезки – ЖИВОЙ!

Даже замечательные поликарбонатные или силиконовые пленки с огромными коэффициентами газопроницаемости не подходят для упаковки грибов. Очень уж плохо пропускают пары воды. Выход в микроперфорированных термопластичных пленках.

Проведем эксперимент.

Сырье и материалы.

Вешенка сорта 35Р (морфологический аналог НК-35), мицелий производства фирмы ”Сантана” г. Саратов. После сбора грибы захоложены до температуры плодовых тел 1 0С. За время фасовки грибы нагрелись до температуры 3 0С. Лотки с фасованным грибом немедленно помещены в холодильник на температуру 1 – 3 0С.

Лотки из полистирола. В каждый лоток помещено по 410 гр плодовых тел.

Использованы пленки: стандартная ПВХ толщиной 10 мкм, Vonabelk толщиной 10 мкм и OMNI-22 толщиной 11 мкм.

Методика.

После помещения в холодильник, в течение 12 суток, лотки ЕЖЕДНЕВНО выставляли на 4 часа в теплое (18 – 24 0С) помещение и снова помещали в холодильник. (Позволю себе напомнить, что срок хранения по ТУ – 7 суток.)

Результаты.

День первый. После первого же цикла согревания – охлаждения ПВХ пленка изнутри запотела. В местах, где грибы плотно прилегают к пленке, поверхность плодовых тел влажная.

День пятый. Первые фотографии сделаны на пятые сутки постановки опыта. См. Фото 1. И те же упаковки, но более крупным планом приведены на Фото 2 и 3. Хорошо видно, что на грибах под ПВХ пленкой появились коричневатые пятна – развивается бактериоз. Плодовые тела растрескались сильнее, чем под дышащими пленками.

День десятый. Из всех лотков с грибами под ПВХ пленкой пришлось оставить только 2 штуки. В остальных гриб потерял товарный вид. Сравнение лучшего лотка с ПВХ пленкой со случайно взятыми лотками с пленками Vonabelk и OMNI-22 приведены на Фото 4 и 5. (Почему я даю более крупно изображение грибов под пленкой Vonabelk будет ясно позднее.)

День тринадцатый. Утро. Опыт практически завершен. Гриб под пленкой ПВХ на единственном уцелевшем лотке страшненький. Пора выбрасывать. Делаю фотографии чисто автоматически. См. Фото 6 и 7.

Но все равно остается непонятным, как же продавцам удается всего за 5 суток довести грибы под ПВХ пленкой до состояния расплывшейся отвратительной массы!

Везу лотки в центральную контору компании «ВЕК» на показ директорам.

День тринадцатый. Вечер. Жгучая тайна раскрыта! См. Фото 8, 9, 10.

Что бы наверняка угробить с таким трудом выращенный, собранный, зафасованный гриб надо:

1. Использовать для фасовки любую (дешевле всего ПВХ) непроницаемую для паров воды упаковочную пленку с сертификатом соответствия на использование для упаковки пищевой продукции.

2. В течение нескольких суток провести несколько циклов нагревания – охлаждения. То есть хорошенько смочить гриб конденсатом.

3. Наконец, оставить упаковку с замоченным грибом в тепле на 8 – 10 часов.

Результат на Фото 9.

А что же директора?

Через 15 минут после представления директорам протокола опыта и лотков с грибами начальник отдела снабжения получил по телефону жесткое распоряжение приобрести для фасовки пленки Vonabelk и OMNI-22 и изъять из производства ПВХ пленку.

Лирическое отступление четвертое. Последнее.

Торговля заелась! Берет продукцию на реализацию. Истек срок реализации или утрачен товарный вид продукта – возвращает его. В магазине знают – привезут еще, и опять на реализацию. И магазин просто не заинтересован в соблюдении точных температурных режимов хранения продукции. А ты потом видишь, в каком состоянии возвращаются грибы, в которые столько вложил труда. И совсем невесело становится на душе. По предыдущему опыту – при переходе на дышащие пленки возврат грибов с реализации сокращался более чем в ДВА(!) раза.

Vonabelk или OMNI-22.

По итогам опыта грибы под обеими пленками на 10-е сутки практически не отличаются. Товарный вид сохранился в равной степени. А вот на 13-е сутки грибы под пленкой OMNI-22 выглядят заметно лучше.

НО:

Под пленкой Vonabelk потеря веса на 400 граммовый лоток составила в среднем 8 гр, а под пленкой OMNI-22 – 12 граммов на лоток.

Рассмотрим реальную ситуацию.

Выращено 13 тонн гриба. Пригодность к фасовке 80 % или 10 400 кг.

Под пленку Vonabelk можем зафасовать 25 490 лотков по 408 гр.

Под пленку OMNI-22 можем зафасовать 25 242 лотка по 412 гр.

Разница 248 лотков, или чуть более 5 600 рублей чистой прибыли в месяц для нашей фермы.

НО:

Стандартный рулон Vonabelk шириной 450 мм в Ростове стоит от 800 рублей, а такой же рулон OMNI-22 стоит от 700 рублей. Да и гриб все же хранится получше под OMNI-22 ...

Вот и выбирайте.

Где и у кого приобрести пленки?

С различными типами газо- и паропроницаемыми термопластичными полимерами для грибоводства (в том числе и для производства мицелия) периодически занимаюсь года с 1997-го. Еще в  Рязани столкнулся с обычнейшим явлением. Приобретаю образцы пленок. Прошу сертификаты, хочу понять, что от них, пленок, можно ожидать. А продавец протягивает толстую папку и говорит: “Выбери, что тебе подойдет для СЭС, отксерю и шлепну печать!”.

.................

Какие пленки нельзя использовать.

Предлагаю простейший тест.

Вы нашли новую интересную Вам пленку. Зафасуйте под нее герметично ТЕПЛЫЕ грибы и поместите упаковку в холодильник на 3 - 4 часа при температуре не более 5 0С. Если под пленкой образовался конденсат – работать с ней не стоит.

5. А ГДЕ ЖЕ ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ?

Закончил писать статью. Тема, на мой взгляд, нужная. А перед глазами неоднократные поездки из Рязани в Москву, Владимир, Дубну …, работа в библиотеках со справочниками. А сколько пустых встреч и бесплодных консультаций. Потратил полгода. Получил нужный результат.

Ну и что? В который раз изобрел велосипед. Ведь все давно исследовано. И можно было прочитать буквально в одном абзаце: “Упаковочные пленки для грибов должны обладать достаточной газо - и паропроницаемостью, например пленки: … Приобрести их можно у … Простейший тест на непригодность пленки для упаковки грибов состоит …”.

И ВСЕ!

Откуда же взяться чувству удовлетворения?