Марина Эфендиева

Смартфоны приблизились к деньгам

Оператор мобильной связи Orange и компания Barclaycard запустили для своих клиентов в Великобритании сервис бесконтактных мобильных платежей. В его основе — технология Near Field Communication (NFC)

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/05/23/tel1.jpg
Фото: РИА Новости

Возможность совершать покупки без кошелька и банковской карты, а лишь при помощи мобильного телефона — это уже реальность. В конце прошлой недели несколько британских торговых сетей начали принимать оплату за свои товары через специальные модули, к которым достаточно поднести смартфон. Правда, стоимость покупки пока не может превышать 15 фунтов стерлингов, а совершить ее может далеко не каждый владелец современного «мобильника».

Оператор мобильной связи Orange и компания Barclaycard (подразделение банка Barclays) запустили для своих клиентов в Великобритании сервис бесконтактных мобильных платежей Quick Tap, в основе которого лежит технология Near Field Communication (NFC).

Данная технология позволяет на малых расстояниях (несколько сантиметров) организовать передачу данных между устройствами. На практике покупка осуществляется следующим образом: к специальному модулю ближней радиосвязи, расположенному в точке продаж, подносится смартфон, и система Quick Tap списывает деньги со счета пользователя в Barclays или Orange.

Оплата с помощью Quick Tap внедрена уже в нескольких торговых сетях, в том числе закусочных и ресторанов McDonald's, EAT, Pret-a-Manger, Little Chef, Subway, магазинах Boots — всего около 50 тысяч точек. Однако воспользоваться данным предложением смогут далеко не все владельцы смартфонов. Первый аппарат, поддерживающий систему Quick Tap — Samsung Tocco Lite — появился в продаже одновременно с запуском сервиса. Чипами NFC сейчас оснащены также некоторые модели Nokia, Samsung и BlackBerry. Другие производители мобильных телефонов пока только заявили о планах выпустить аппараты с поддержкой NFC.

Несмотря на то, что пилотные проекты проводили многие операторы связи, в том числе, российские, широкого распространения технология пока не получила — точнее, не стала массовой. Однако эксперты считают, что 2011 год станет в этой области переломным.

«Технология NFC в 2011 году получила новый заметный импульс в развитии. Только в этом году прошли испытания NFC-платежей компанией Visa, запуск поддержки NFC компанией Amex, участие в разработках в области NFC компании MasterCard. О планах коммерческого использования NFC заявили практически все операторы в США и прежде всего Sprint. Не отстают и крупнейшие европейские операторы — Deutsche Telekom, O2, а также операторы Южной Кореи и Японии. О поддержке NFC заявили также компании Microsoft и Amazon», — рассказал BFM.ru эксперт информационно-аналитического агентства MForum.ru Алексей Бойко.

В России, по мнению эксперта, пока наблюдается некоторое отставание. «Активность операторов сдерживает, с одной стороны, регуляторика, с другой стороны — небольшое проникновение терминалов с поддержкой NFC» — пояснил он.

В то же время российские операторы «большой тройки» заявляют о своем интересе к развитию систем дистанционной оплаты услуг.

Так, компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) готовит к реализации ряд проектов с использованием технологии NFC. Первый из них — проект оператора с «Московским метрополитеном». «Это первый в России коммерческий проект оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона на основе технологии NFC. Важное отличие от действующих систем бесконтактной оплаты проезда в метро с помощью банковских карт заключается в том, что пользователю услуги МТС не нужно открывать банковский счет, оплата проезда производится с лицевого счета его мобильного телефона. Мы провели тестирование технологии NFC с метрополитеном Москвы. В настоящее время метрополитен решает ряд технологических вопросов», — рассказала BFM.ru представитель пресс-службы МТС Валерия Кузьменко.

Совместно с министерством связи и информационных технологий Свердловской области МТС реализует NFC-проект «Мобильный билет» по оснащению общественного транспорта Екатеринбурга системой оплаты проезда со счета мобильного телефона. «Техническое решение позволит принимать бесконтактные платежи во всем муниципальном транспорте, включая автобусы, трамваи, троллейбусы, метро. В перспективе к проекту могут присоединиться частные перевозчики. Сервис будет запущен в течение 2011 года. В Екатеринбурге также готовятся проекты по оплате с помощью NFC-услуг ряда парковок и сетей заправок», — добавила она.

Компания «МегаФон», в свою очередь, тестирует оплату с помощью мобильного телефона в петербургском метро. «Механизм достаточно простой: абонент, подключая услугу в центрах обслуживания, получает специальную наклейку (чип). Пользователю предоставляется возможность пополнять баланс чипа с помощью услуги «Мобильные платежи». Данные о средствах на счете сообщаются метрополитену. После этого абонент использует наклейку для оплаты прохода в метро. Ввод данной услуги в коммерческую эксплуатацию намечен на текущее лето», — рассказал BFM.ru директор по новым технологиям и услугам «МегаФона» Денис Ночевнов.

По его мнению, развитие систем дистанционной оплаты услуг станет важным элементом модернизации российской финансовой инфраструктуры. В планы «МегаФона» входит расширение возможностей наклейки-чипа: оплата проезда на наземном транспорте, оплата покупок и т.д.

Менеджер по бренд-коммуникациям (PR) «ВымпелКома» Екатерина Турцева, в свою очередь, рассказала BFM.ru, что компания с повышенным интересом рассматривает направление NFC.

«Количество «пилотов» NFC в мире превзошло все ожидания, и, честно говоря, пилотировать что-либо в ограниченном масштабе не представляется интересным», — заявила она. По словам Турцевой, вскоре должны стартовать «пилоты», нацеленные на сотни тысяч абонентов. «Это совершенно другая история, и мы смотрим с повышенным интересом в направлении NFC. В ближайшее время мы представим несколько проектов с использованием NFC-технологии», — добавила она.

По оценке МТС, доходы игроков рынка от мобильных платежей в России составят 40 млн долларов в 2013 году. При этом себе МТС отводит 14 млн долларов (прогноз доходов компании основан на планах по достижению к 2013 году 35% рынка мобильных платежей). По тому же прогнозу, в 2015 году объем доходов операторов «большой тройки» от мобильной коммерции достигнет 50 млн долларов.

Эксперты считают, что спрос на услуги бесконтактных платежей во многом будет зависеть и от производителей смартфонов. Картина может существенно поменяться, когда NFC начнет внедрять Apple — а по слухам, чип может появиться уже в следующей модели iPhone.

http://www.bfm.ru/articles/2011/05/23/s … engam.html