Леонид Полозов

Бензиновый кризис сомкнул кольцо вокруг Москвы

Топливный кризис обернулся подорожанием бензина: в конце апреля–начале мая темпы роста цен на бензин ускорились в несколько раз. При этом на многих подмосковных заправках в майские праздники не было в наличии АИ–92 и АИ–95

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/05/10/benz1.jpg
Фото: РИА Новости

На многих подмосковных заправках в майские праздники красовались вывески: «АИ–92, АИ–95 нет в наличии», свидетельствующие о том, что топливный кризис уже на подступах к Москве и выражается он не только в повышении цен на бензин, но в его дефиците. Там же, где необходимое топливо купить все же было можно, цена доходила до 29 рублей за литр АИ–95. Эксперты, впрочем, считают, что сложившаяся ситуация носит искусственный характер.

Напомним, в конце апреля в некоторых регионах случился дефицит бензина. На независимых заправках его вообще не было, а на АЗС крупных нефтекомпаний клиентов либо заправляли по карточкам, либо отпускали не более 20 литров. Затем ситуация с дефицитом стала распространяться по всей России.

Спрос, значительно превышающий предложение, привел к росту цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. Нефтяники, которые под страхом штрафных санкций ФАС не решались повышать розничные цены, несмотря на рост мировых нефтяных котировок, увеличили экспорт нефтепродуктов. Эксперты считают, что это и стало причиной кризиса на нефтепродуктовом рынке.

В ситуацию пришлось вмешаться премьер-министру Владимиру Путину, который запретил экспортировать нефтепродукты в течение мая. Помимо этого, государство повысило экспортные пошлины на бензин до 90% от ставки пошлины на нефть, или 408,3 долларов за одну тонну.

В качестве компенсации власти обещали подумать о снижении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или акцизов для нефтяных компаний. Кроме того, срок введения техрегламента «Евро-3», на который все производители бензина должны были уже перейти с 1 января 2011 года, будет отодвинут — предварительно до 2013 года.

При этом Владимир Путин считает, что вины государства в бензиновом кризисе и росте стоимости топлива нет. «Дело не в дефиците, дело в сговоре», — утверждает премьер. И если ситуация с ценами не нормализуется, правительство готово ввести новые дополнительные меры для регулирования рынка.

Минэнерго полагает, что в ближайшее время стоимость бензина на АЗС может вырасти на 5%. Такие же прогнозы озвучил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Между тем, согласно данным Росстата, средние цены на бензин с 26 апреля по 3 мая в 73 центрах субъектов России уже выросли на 2,8%. Наиболее существенно бензин подорожал на заправках в Курске, где цены за рассматриваемый период подскочили на 20%.

Таким образом, по сравнению с двумя предыдущими неделями, когда, по данным Росстата, прибавка составляла 0,8% (с 19 по 25 апреля) и 0,3% (с 12 по 18 апреля), рост цен на бензин ускорился в несколько раз. В Москве в конце апреля–начале мая темпы подорожания бензина были выше среднероссийских — 3%.

По оценке Росстата, стоимость литра бензина в среднем по России на 3 мая составила 24 рубля 32 коп. Низкооктановый бензин (А–76, АИ-80) подорожал за неделю на 2,4% — до 22 рублей 38 копеек, бензин марки АИ–92-93 — на 3%, до 24,3 рубля, цены на высокооктановый АИ–95 и выше выросли на 2,7% — до 26 рублей 25 копеек, дизтопливо прибавил 1,5% — до 23 рублей 81 копейки.

Стоит отметить, что в России одни из самых высоких цен на бензин среди нефтедобывающих стран. Например, в Саудовской Аравии литр 95-го стоит около 4,5 рубля, в Ливии — 8 рублей, в Азербайджане — 14 рублей. Представители российских нефтяных компаний неоднократно объясняли высокую стоимость топлива в России большой налоговой нагрузкой. Доля налогов и акцизов в цене топлива составляет 60%, жалуются они. При этом, высокие прибыли своих компаний нефтяники объясняют продажей нефти на экспорт.

Нерыночные окрики

Глава РТС Евгений Аркуша уверен, что единственный способ справиться с дефицитом бензина и удержать цены на него — это снизить акцизы на нефтепродукты. С января они были взвинчены на 65–110% (в зависимости от вида топлива) к прошлогоднему уровню.

Правда, в таком случае правительству придется решать проблему с наполнением воссозданных дорожных фондов, куда было обещано отправлять часть сборов. Они начнут свою работу в январе 2012 года, объем финансирования планируется на уровне 254,1 млрд рублей в год. Тем не менее, эксперты считают, что акцизы можно было повышать не столь резко.

«Когда чиновники в правительстве начинают окриком действовать на цены рынка, то ничего хорошего из этого не получается, — считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. — Первое, что происходит, это рост цен, которые они пытаются укоротить, второе — возникает хаос на рынке с неизбежными провалами снабжения».

По словам эксперта, если рынок и в дальнейшем будет регулироваться командными методами, то ничего хорошего ожидать не стоит, и перебои с продажей бензина будут продолжаться. «Цены будут расти, поскольку независимые владельцы бензозаправочных станций будут вынуждены покупать бензин на бирже, а биржа все-таки приказам из министерств и ведомств не повинуется, она отражает ситуацию на рынке», — рассказал Крутихин BFM.ru.

«Правительство ничего не делает, чтобы понизить цены какими-то реальными методами, например, сокращением или отменой акцизов, либо тем, чтобы отвязать внутренние цены от формулы внешней цены через налог на добычу полезных ископаемых. Поэтому если правительство будет по-прежнему изымать 60% от цены на бензин в качестве налогов, то практика повышения цен будет продолжаться», — уверен эксперт.

Главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин не исключает, что в скором времени ситуация может стабилизироваться и дальнейшее повышение цен на бензин будет происходить более плавно.

«Нефтяники опасаются чрезмерного внимания со стороны правительства и регулирующих органов к сложившейся ситуации. Вполне возможно, что они не дают бензин именно по этой причине — чтобы не было стремительного роста цен, на что неизбежно обратят внимание в ФАС и остальных контролирующих органах», — объяснил BFM.ru Дмитрий Лютягин нехватку бензина на многих заправочных станциях.

Эксперт считает, что определенное повышение пошлин должно способствовать тому, что продавать бензин на внешнем рынке будет не совсем выгодно. «Внутренний рынок делается более интересным для нефтяников, чем внешний», — сказал он.

Лютягин отметил, что, скорее всего, в стране вряд ли будет наблюдаться какой-то реальный дефицит бензина. «Здесь ситуация скорее искусственная и возникла она из-за перекосов на внешнем и внутреннем рынках, то есть заморозкой цен на нефтепродукты, которая была в феврале текущего года. Сейчас ситуация постепенно выравнивается, и как только цены станут более-менее паритетными, ситуация нормализуется», — подытожил главный аналитик ИК «Велес Капитал».

Спасение в возврате в прошлое

До конца мая Минэнерго намерено подготовить предложения по возвращению на российский топливный рынок стандарта «Евро-2», который был запрещен с 1 января 2011 года. Об этом заявил заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов.

Предполагается, что возврат к прежним стандартам позволит нефтеперерабатывающим компаниям увеличить объем выпускаемого топлива и предотвратить в дальнейшем дефицит горючего. Однако для того, чтобы стимулировать нефтяников переходить на более высокий стандарт, акцизы на бензин более низкого качества планируется повысить, тогда как на «Евро-3», наоборот, снизить. Таким образом, цены на заправках на бензин разных стандартов будут одинаковыми, однако с литра топлива «Евро-2» компаниям придется платить на два рубля больше.

Запрет на производство и продажу в России топлива «Евро-2» заставил большинство нефтеперерабатывающих заводов в конце апреля закрыться на профилактику. Эксперты отмечают, что это стало одной из причин топливного кризиса, возникшего в конце апреля в некоторых регионах России.

http://www.bfm.ru/articles/2011/05/10/b … oskvy.html