Игорь Николаев, экономист : Станет ли "Домодедово" новым "Юкосом"

05.05.2011 | 09:34

Аэропорт «Домодедово» все больше раздражает.
И не кого-нибудь, а Президента и других представителей власти.

Неудивительно, что по результатам проверки аэропорта Генпрокуратура предложила Минтрансу России разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями.
Кроме того, предложено внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом, необходимого для осуществления сертифицируемого вида деятельности.

Проверяющие аэропорт организации договорились даже до того, что управляется он неэффективно, а это сказывается на безопасности.

Вот несколько фактов: пассажиропоток аэропорта увеличился в 8 раз в период с 2000 по 2010 годы (до 22,3 млн. человек в год).

С 2005 года «Домодедово» обогнал «Шереметьево» и стал крупнейшим аэропортом страны.
Многие иностранные авиакомпании поменяли «Шереметьево» на «Домодедово», в их числе Lufthansa, British Airways и др.
И это неэффективно?

Но «Домодедово» не просто стал крупнейшим аэропортом.
Он стал лучшим аэропортом по комфортности обслуживания пассажиров, по оперативности прохождения паспортного и таможенного контроля. Это не эффективно?

Именно благодаря тому, что «Домодедово» стал таким, каким он есть сейчас, стали шевелится «Шереметьево» и «Внуково».

Вот оно, благотворное влияние конкуренции.
И такое «Домодедово», конечно, для властей как бельмо на глазу.

Вообще сегодня в России быть лучшим в своем бизнесе опасно.
«Юкос» вот стал в свое время лучшей и крупнейшей компанией (многие, может быть и подзабыли, что по капитализации «Юкос» обогнал даже «Газпром»).

Властям не нравится, что собственники аэропорта ведут свой бизнес через оффшорные компании.
А почему тогда не возникают претензии практически ко всей верхушке российского бизнеса, который действует точно так же? Что за избирательность такая?

И в этом отношении аналогия с «Юкосом» будет вполне уместна.
Последний тоже минимизировал налоги по общим тогда правилам, действовал как и все.

Чиновники ставят в вину «Домодедово» необеспечение должной безопасности пассажиров.
Безусловно, недоработки со стороны аэропорта в этой части наверняка есть.

Но вообще-то борьба с терроризмом – это, прежде всего, обязанность государства.
И это, замечу, прямо вытекает из Ст. 20 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жизнь.

Статистика преступлений говорит о том, что, увы, эффективного противодействия терроризму не получается: в I квартале 2011 года число террористических актов увеличилось по сравнению с I кварталом 2010 года на 66,7%.

Что, бизнес и в этом виноват?
Ну, знаете ли, это называется «с больной головы на здоровую»…

Можно сколь угодно выдвигать предложения о повышении инвестиционной привлекательности России.
Но если одновременно с озвученными декларациями будут происходить подобные наезды на бизнес, о необходимых инвестициях не стоит и мечтать.

А «Домодедово», к большому сожалению, вполне может повторить судьбу «Юкоса», пусть и не в такой вызывающей форме.

http://echo.msk.ru/blog/nikolaev_i/772055-echo/