29 марта 2011, 22:56 Елена Гостева

Москвичей призывают не бояться универсальных карт

Количество услуг, предоставляемых москвичам по универсальной электронной карте, составит несколько сотен. Саму карту будут выдавать жителям города при рождении. А о том, как ею пользоваться, расскажут в Интернете

Количество услуг, предоставляемых москвичам по универсальной электронной карте (УЭК), составит несколько сотен. И карту будут выдавать жителям города уже при рождении.

«На первом этапе планируем перевести на карту порядка 30 государственных услуг. В перспективе они будут измеряться сотнями. Человеку больше не придется стоять в очередях, он сможет решать вопросы с органами власти дистанционно. На универсальной карте будет единый электронный билет. Владелец УЭК сможет сам настроить его в зависимости от своих потребностей — на все виды транспорта, на электрички и так далее», — сообщил советник руководителя столичного департамента информационных технологий Андрей Белозеров в интервью газете «Известия».

В начале марта Мосгордума приняла закон «Об универсальной электронной карте», которая будет объединять на одном носителе (в одном чипе) для каждого человека: пенсионное приложение с доступом к услугам Пенсионного фонда, полис обязательного медицинского страхования, транспортное приложение, позволяющее оплачивать проезд в общественном транспорте. Кроме того, карта позволит подключиться ко многим дополнительным сервисам.

Председатель Мосгордумы Владимир Платонов заявил, что москвичам не будут навязывать универсальную электронную карту. «Никто не может заставить граждан взять карточку и пользоваться. У каждого гражданина осталось право стоять в очереди», — сказал он.

Платонов заверил, что «человек, уже получивший карту, может при желании от нее отказаться». Такие заявления связаны с тем, что ранее некоторые граждане выражали протест по поводу введения универсальных карт — они «против действий по обработке их персональных данных путем объединения данных из ведомственных баз данных или путем доступа к этим данным». Они считают, что без их согласия объединяется информация обо всех сторонах жизни человека: здоровье, доходах, собственности, социальном обеспечении, совершении юридически значимых действий, личной и семейной тайне.

«К сожалению, приходится признать, что опасения людей, что информацию, накопленную в одно месте, можно будет легко украсть, обоснованы, так как сегодня только ленивый не торгует разнообразными базами данных — что номеров автомобилей, принадлежащих частным клиентам, что номерами паспортов граждан, что адресами мест прописки. Но при этом необходимо помнить, что нынешнее общество становится все менее приватным. Ведь и социальные сети, где мы сами размещаем информацию о себе, и необходимость многих служащих — и даже представителей частного бизнеса — быть постоянно на связи на телефоне, даже находясь за рубежом — все это элементы платы за постоянный доступ людей к информационным потокам. Увы, мир становится все более информационно насыщенным и все более компьютеризированным», — считает преподаватель Института фондового рынка и управления Дмитрий Бобров.

УЭК будет основана на чиповой технологии. «Вероятность отказа в работе чипа — микросхемы — невелика, но все же она есть, как и у другого технологичного устройства, но считается, что карты с чипом служат дольше, чем с магнитной полосой», — отмечает вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов.

Кроме того, власти Москвы планируют в ближайшее время открыть интернет-портал, где будет представлена полная информация об универсальной электронной карте. «Страх и боязнь людей идут от неведения. Скоро появится сайт, где можно будет узнать, что такое карты, какие удобства они несут, как ими пользоваться. Откроется единый call-центр. Я помню, что, когда начинали внедрять социальные карты, народ тоже шумел. А сейчас, наоборот, просят — не надо нам универсальные, оставьте социальные», — отметил Белозеров.

«Сайт для просвещения потенциальных владельцев УЭК — это хорошая инициатива, только он должен быть сделан толково, а не просто содержать на своей странице массу вываленной одним комом информации. Кроме того, я считаю, что одного лишь сайта и call-центра мало, власти города, внедряя новую услугу, должны позаботиться о самом широком просвещении конечного пользователя», — считает Дмитрий Бобров. Он вспоминает историю проведения в России пенсионной реформы, когда власти вложили много средств в PR-компанию идеи передачи пенсионных накоплений будущих пенсионеров, а ныне работающих граждан, в частные руки, а на деле за все годы проведения реформы — уже более семи лет — частные компании выбрали всего 11 млн граждан из 71 млн участвующих в реформе, то есть всего одна седьмая всех застрахованных граждан.

«Надо вести работу с населением в тех местах, где предполагается использовать карту, говорить о ее преимуществах, показывать на примере удобство. В качестве площадок, конечно, надо использовать и прессу, и локальные административные учреждения. Продвижение подобной программы — очень масштабная задача, которая потребует значительных усилий, иначе непонимание вызовет противодействие на местах, и благое намерение превратиться в навязанную услугу», — говорит Дмитрий Орлов.

По словам Белозерова, в Москве на сегодняшний день выдано более 8 миллионов социальных карт, из них более 3 миллионов — действующие, то есть москвичи совершают по ним операции. Но социальные карты сегодня выдают банки, хотя карты являются собственностью региона, их выдавшего.

В вопросе, кто будет выдавать универсальные карты, пока нет ясности. Кроме того, банкам придется еще доработать свои информационные системы, чтобы обслуживать универсальные карты. «Если банки будут только принимать карту как платежное средство, то необходимо перенастроить устройства, например, банкоматы, на работу с новой платежной системой, настроить информационный обмен с центром, куда будет поступать вся информация о транзакциях по картам и т. д.», — говорит Дмитрий Орлов.

http://www.bfm.ru/articles/2011/03/29/m … .html#text