Карма полиции
Снимать на видео сотрудников МВД, превышающих полномочия, и выкладывать ролики в интернет не так бессмысленно, как кажется
Светлана Романова
22.03.11 | 19:56
Слава настигла инспектора ГИБДД Максима Узуна внезапно – в тот день, когда он остановил автомобиль со стритрейсерами. Гонщики нарушили правила, и Узун зачем-то повел себя не только сурово, но и по-хамски. Он обругал матом нарушителей и побил того из них, кто сидел за рулем. К счастью, друг водителя вовремя включил видеокамеру, заснял избиение, а потом выложил ролик в интернет. Уже почти год прошел с тех пор, как Узун получил свои условные три года – суд впечатлился шокирующим видео.
А вот неизвестные молодые люди из Краснодара в отличие от москвичей специально снимали будни гаишников. Заметив притаившихся в кустах сотрудников ГАИ с радаром, они начали фиксировать на видео, как милиционеры вымогают взятки. Те, увидев съемку, немедленно испарились. Активисты не расстроились, а поехали в другое укромное местечко – следом за наблюдаемыми.
Вообще-то следить за тем, как бережет тебя твоя милиция, – старая традиция. В США, Канаде, Великобритании и Австралии активисты-«копвотчеры» (Сopwatch, англ. – «наблюдение за полицией») давно следят за невоспитанными полицейскими, осуществляя гражданский контроль, в том числе при помощи съемки на мобильный. За 20 лет копвотчерам удалось не раз заставить правительство сменить законы в сфере охраны правопорядка.
Вот что говорят о перспективах «копвотчерства» в России юристы из общественной организации «Комитет против пыток», которые профессионально заступаются за тех, кто обижен милицией. Сами они с гражданскими активистами пока не работают, но мониторят появление в интернете видео активистов. «Чаще всего человека бьют прямо в отделении: туда милиция его забирает здоровым, а домой он уходит избитый, – рассказывает замдиректора «Комитета против пыток» Юлия Садовская. – Пока не отняли камеру, можно и нужно снимать – как и во многих других случаях. Включить камеру законодательство не запрещает».
По словам Садовской, руководство к действию копвотчера – очень простое. Если вы увидели, как полицейский нарушает должностные инструкции, надо включить камеру, а при вопросах сказать: «Я нахожусь здесь, чтобы наблюдать! Я не собираюсь вмешиваться!» Не стоит подходить к месту происшествия ближе, чем на несколько метров, а также вступать в контакт с полицией и задержанными.
Подобные ролики обладают вирусным эффектом и распространяются очень быстро. Зачем ждать правоохранительной реформы? Если бы российские копвотчеры организовались, то потенциальные жертвы недобросовестных полицейских из тех слоев общества, которые чаще других подвергаются досмотрам и вымогательству, могли бы пересылать их друг другу по мобильному телефону и сообща вырабатывать приемы защиты.
Кстати, в России есть народный герой, который пошел еще дальше копвотчинга. Бизнесмен средней руки Виталий Лобода из Челябинска выложил на YouTube видео, где заставляет сотрудников ГАИ, поставивших служебный автомобиль на тротуар, припарковаться в правильном месте. Гаишники сначала пытались сопротивляться Лободе, но бизнесмен продемонстрировал знание закона, напомнив, что машина милиционеров ничем не отличается от машин остальных граждан.