Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Рентген-cканирование в аэропортах приводит к раку

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Информационное письмо от 04.03.2011 № 01/2400-1-32

О порядке применения НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010 при надзоре за установками рентгеновского сканирования людей

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая  распространение  лучевых  установок  для персонального досмотра людей, считает  необходимым  усилить  надзор за  их использованием в части обеспечения  радиационной безопасности населения.

Сканирование людей пучком рентгеновского излучения с  регистрацией отраженного или прошедшего через тело человека пучка до настоящего времени применяется только в части выборочного, добровольного досмотра авиапассажиров. В этом случае облучение человека следует расценивать как дополнительное техногенное облучение и  соблюдать требования по контролю и надзору  в соответствии с  НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010.

Основными параметрами контроля при этом является:  контроль дозы облучения каждого человека, прошедшего  сканирование;  контроль суммарной дозы (этого же человека) за  все  исследования в течение года; контроль суммарной коллективной дозы, полученной населением в целом от данного вида техногенного использования  радиационного источника за год.

          НРБ-99/2009 установлен уровень пренебрежимо малого пожизненного радиационного риска 10-6, соответствующий годовой эффективной дозе облучения 10 мкЗв в год. Поэтому возможно  использование тех видов лучевых сканеров, при работе которых годовая доза техногенного облучения людей за счет осуществления данного вида использования радиационного источника не превышает 10 мкЗв в год и ожидаемая коллективная доза не превышает 1чел.-Зв.

При реально достижимой величине дозы облучения на лучевых сканерах за одно исследование 0,3-0,4 мкЗв,  это соответствует числу исследований не более 3,3 млн. человек в год, в том числе  для каждого  отдельного человека не более 20 исследований  в год.

Контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях обеспечивается программными средствами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.

Кроме критерия «дозы» при работе сканера должен быть обеспечен«принцип обоснования», т.е.   для  человека, подвергающегося облучению, или для общества польза гарантированно превышает риск возможного вреда, связанного с облучением. Требование о выполнение этого принципа радиационной безопасности сформулировано  в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения», НРБ-99/2009 и международных документах.

Следует учитывать, что в мировой практике обеспечение радиационной безопасности населения при малых дозах облучения основывается на линейной беспороговой концепции, в соответствии с которой любое даже самое малое дополнительное облучение увеличивает вероятность возникновения у человека или его потомства  вредного эффекта в результате облучения,и эта вероятность пропорциональна дозе.

Вышеизложенные условия не могут быть выполнены при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена.

Для получения точной информации исследования должны проводиться в специальных кабинах при стандартизованном расположении в них контролируемого человека.  Время контроля составляет не менее 3-6 секунд. При попытке проводить контроль в нестандартных условиях, без использования защитных кабин и фиксации контролируемого человека, информативность  результатов контроля значительно снижается.

Скрытое от человека (т.е. не добровольное) просвечивание его рентгеновским источником  ионизирующего излучения не обеспечивает радиационной безопасности людей, в том числе детей и беременных женщин. Такое сканирование людей приведёт к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов – вредных биологических эффектов в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением.

Решение о возможности своего сканирования человек должен принимать самостоятельно, предварительно получив информацию о дозе облучения и возможных последствиях для здоровья. При скрытых исследованиях человек лишается права выбора.  Однако, даже  при медицинских видах исследований человека Федеральным законом (ФЗ-3, 1996г. «О радиационной безопасности населения») предусмотрен порядок добровольности и возможность отказа пациента от исследований.

В то же время с 2009 г. в России для контроля авиапассажиров  используются и альтернативные установки для досмотра людей в миллиметровом диапазоне волн, которые не содержат источников ионизирующего излучения и могут применяться  практически без ограничений.

С учетом  опыта оценки характеристик радиационной безопасности  ранее испытанных лучевых сканеров,  предназначающихся для предполетного досмотра авиапассажиров, в испытаниях которых участвовали специалисты Роспотребнадзора, можно сделать следующие  выводы:

Все рентгеновские системы контроля людей являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека.

Их эксплуатация должна осуществляться персоналом группы А с выполнением всех мер радиационной безопасности, предусмотренных для обращения с техногенными источниками ионизирующего излучения (стационарное размещение сканеров, индивидуальный дозиметрический контроль исследуемых лиц и персонала, получение лицензии на деятельность с использованием источников ионизирующего излучения) и выполнением требований НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010.

До проведения исследований необходимо предоставить человеку  информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие   на проведение исследования.

При проведении радиационного контролярентгеновских сканеров для персонального досмотра людей следует учитывать следующие обстоятельства:

1. Измеряться должны доза за сканирование (доза, получаемая контролируемым человеком за один акт контроля на сканере), мощность дозы на внешней поверхности сканера и мощность дозы на рабочем месте персонала.

2.  Для проведения контроля дозы за сканирование должны использоваться дозиметры рентгеновского излучения, позволяющие измерять амбиентный эквивалент дозы рентгеновского излучения за сканирование от 0,1 до 10 мкЗв в диапазоне энергий от 15 до 200 кэВ (например: ДКС-АТ1121, ДКСАТ-1123, ДКС-96Г).

Измерения должны проводиться с тканеэквивалентным фантомом, в качестве которого может использоваться полиэтиленовая канистра с водой емкостью 10-20 л. Она устанавливается в месте расположения контролируемого человека на высоте 1 м от земли (середина канистры). Датчик прибора размещается на высоте 1 м, вплотную к канистре с водой со стороны пучка излучения. Измеряется доза за сканирование или за несколько последовательных сканирований. При нескольких сканированиях средняя доза за сканирование определяется делением полученной дозы на число сканирований. Вклад фона не вычитается.

3. Измерение мощности дозы на внешней поверхности сканера или ограждения, исключающего проникновение за его пределы окружающих людей, проводится на расстоянии 0,1 м от внешней поверхности сканера. Измерения проводятся на высоте 0,5, 1,0, 1,5 и 2,0 м по всей внешней поверхности сканера с шагом 0,5 м. При наличии ограждения, измерения проводятся на высоте 1 м от пола вдоль всего ограждения с шагом 0,5 м. За результат измерения принимается максимальное значение измеренной величины. Измерения проводятся вышеуказанными дозиметрами рентгеновского излучения при работе сканера в номинальном режиме, при этом измеренная величина не должна превышать 1,0 мкЗв/ч.

4. Измерение мощности дозы рентгеновского излучения  на рабочих местах проводится на высоте 0,1 м, 0,9 м и 1,5 м. Полученные значения измеренных величин должны обеспечивать выполнение требований НРБ-99/2009 для персонала группы А с учетом режима его работы. При размещении рабочего места персонала за ограждением сканера этот вид радиационного контроля не проводится.

Руководитель                                                                  Г.Г.Онищенко
05.03.11

http://rospotrebnadzor.ru/bytag1/-/asset_publisher/qS9W/content/о-порядке-применения-нрб-99-2009-и-оспорб-99-2010-при-надзоре-за-установками-рентгеновского-сканирования-людеи?redirect=http://rospotrebnadzor.ru/bytag1?p_p_id=101_INSTANCE_qS9W&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_mode=view&p_p_col_id=column-1&p_p_col_pos=1&p_p_col_count=2

0

2

Рентген-cканирование в аэропортах приводит к раку

Газета «Труд», 8 часов назад

http://img.rl0.ru/9fce0db52f04a5b9013f14d002004298/320x240/news.rambler.ru/img/2011/03/05160351.0757.jpg
Фото: Газета.Ру

Роспотребнадзор опубликовал заявление, в котором говорится о вреде рентген-сканирования, которое все чаще используется в аэропортах и других общественных местах. «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения», — говорится в документе.

Широкое применение установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям. Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3–0,4 мкЗв, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год.

Аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира, в частности, в Великобритании и США. В московском аэропорту «Домодедово» в процессе досмотра используются современные технические средства, в частности, системы миллиметрового сканирования, рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры, сообщают РИА Новости.

http://news.rambler.ru/9201351/

0

3

21:07Яна Милюкова

Онищенко считает досмотры пассажиров вредными для здоровья

Роспотребнадзор заявил об опасности рентген-сканирования пассажиров. Эта процедура увеличивает риск появления лучевых и онкологических заболеваний, сообщает ведомство. Аэропорты говорят, что обеспечивают радиационную безопасность пассажиров

http://m1.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2011/03/05/xray1.jpg
Аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира. Геннадий Онищенко считает их опасными. Фото: РИА Новости

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступил с заявлением (оно размещено на официальном сайте ведомства), в котором утверждается: за одно рентгеновское исследование человек получает дозу облучения, равную 0,3-0,4 мкЗв. При таком условии каждый человек может пройти такое исследование не более 20 раз в год.

«Скрытое от человека (т.е. не добровольное) просвечивание его рентгеновским источником излучения не обеспечивает радиационной безопасности людей, в том числе детей и беременных женщин. Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов — вредных биологических эффектов, в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением», — предупреждает Онищенко.

Для снижения рисков, указывает главный санитарный врач, при досмотре пассажиров необходимо «использование тех видов лучевых сканеров, при работе которых годовая доза техногенного облучения людей не превышает 10 мкЗв в год».

Кроме критерия «дозы» при работе сканера должен быть обеспечен «принцип обоснования» для человека. Но это невозможно обеспечить «при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена», — говорится в заявлении Роспотребнадзора.

Надо сказать, что аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира. В пресс-службе аэропорта «Домодедово BFM.ru сообщили, что такое оборудование (рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры) используется «исключительно в процессе досмотра багажа и ручной клади».

А для предполетного досмотра пассажиров служба авиационной безопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры. «Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, так как при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ. Мощность радиосигнала сканера в 10 000 раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Поэтому количество проходов через аппарат ничем не ограничено», — говорится в заявлении пресс-службы аэропорта.

«Эти приборы, которые используются в аэропортах, дают очень низкое излучение, гораздо ниже, чем у медицинского оборудования, — сказал BFM.ru ведущий специалист Открытого института здоровья Кирилл Данишевский. — Сколько-нибудь значимого повышения риска, которое можно было бы проследить, не обнаруживается. Надо понимать, что человек всегда сталкивается с радиацией. Нормальный радиационный фон от большинства вещей на Земле исходит».

Все лучевые сканеры, которые используются для предполетного досмотра авиапассажиров, являются «достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека», настаивают в Роспотребнадзоре.

В ближайшее время в России могут быть снижены и требования при рентгеновском облучении, что позволит внедрять новые разработки по распознаванию радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, а также системы видеоконтроля с распознаванием образа. В таких разработках используется рентгеновские лучи, об этом в феврале этого года заявил начальник 12-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ вице-адмирал Сергей Перцев.

Он признал, что медицинское сообщество выступало резко против таких послаблений. Однако он отметил, что после теракта в аэропорту «Домодедово» 24 января этого года возможность снижения требований «обсуждается на самом высоком уровне».

Кстати, подобные средства для досмотра пассажиров с использованием рентгеновского излучения в России сейчас применяют и в метро. В московской подземке сканеры были установлены после теракта в «Домодедово» в этом году: 27 января этого года президент Медведев посетил станцию метро «Охотный ряд», на которой установлен такой комплекс досмотра пассажиров.

Система безопасности в метро аналогична применяемой в аэропортах и включает в себя металлоискатель, сканер и рентген для багажа. По планам, такой системой будет оборудовано почти 50 станций метрополитена, сообщает РИА «Новости». Но при этом тщательно досматривать будут только подозрительных пассажиров.

Роспотребнадзор предлагает альтернативу

В Роспотребнадзоре настаивают на том, что для обеспечения правил безопасности в аэропортах есть альтернативное, безопасное для здоровья оборудование. Его начали применять в аэропортах еще в 2009 году: это установки для досмотра людей в миллиметровом диапазоне волн, которые не содержат источников ионизирующего излучения и могут применяться практически без ограничений.

В словах Геннадия Онищенко есть здравый смысл, признает Кирилл Данишевский. «Безопасных доз радиации не бывает, — утверждает он. — Понятно, что любое излучение повышает вероятность спонтанных мутаций, часть из которых может приводить к онкологии. Риски есть — один на миллион. Проследить это в исследованиях не удается. Не надо людей просвечивать рентгеном, когда в этом нет необходимости, это никакой пользы не приносит. Если с помощью другого оборудования можно предотвратить трагедию, то использовать его необходимо».

http://www.bfm.ru/articles/2011/03/05/rentgen.html#text

0