Александр Горлин, Алексей Щеглов

Врачей-наркологов отстранили от проверок на дорогах

В правила освидетельствования водителей на наличие алкоголя в крови внесены изменения. Отныне диагностика алкогольного опьянения будет основываться только на показаниях прибора, а врач-нарколог полностью отстранен от этой процедуры

В конце прошлой недели премьер Путин сообщил, что подписал постановление об изменении порядка освидетельствования лиц на предмет алкогольного опьянения, а сегодня эти поправки публикует «Российская газета».

Внесенные поправки исключают субъективный фактор — мнение сотрудника ГИБДД, который мог направить водителя на медосвидетельствование только на основании своих подозрений.

Теперь определять состояние опьянения будет исключительно прибор. Если внешне человек кажется трезвым, но прибор показывает, что в его выдохе есть пары алкоголя — его все равно сочтут нетрезвым. Все остальные клинические признаки в расчет приниматься не будут — важно только наличие или отсутствие алкоголя в крови.

Правда, сохранилось требование для врачей проводить замеры двумя приборами и с интервалом в 20 минут.

Но, как считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, в этом нет никакого смысла: потому что, с одной, стороны алкоголь в крови может быть и у трезвого человека, а с другой — получается, что в состоянии наркотического опьянения машину водить можно.

«Наказывается по закону не наличие алкоголя в крови, а состояние опьянения. И именно это состояние должен установить медик. Алкоголь в крови может быть эндогенным, каким угодно — это еще не показатель опьянения, — комментирует Business FM эксперт. — Наконец, алкоголя вообще может не быть, а человек будет неадекватным, потому что, скажем, нанюхался или накололся, принял психотропные препараты или наркотические средства. Так что сейчас, когда все сведено к показанию этих алкотестеров, законодатели отступили от самой природы этого состава правонарушения».

Если взять опыт развитых стран, то среди них единицы тех, где норма содержания алкоголя в крови нулевая. В большинстве же принята норма 0,5 промилле. В некоторых штатах США — вообще 0,8.

Российское законодательство до августа 2010 года допускало содержание 0,3 промилле алкоголя в крови водителя. Такой допустимый порог позволял мужчине весом около 80 кг выпить пол-литра пива, 40 граммов водки или бокал сухого белого вина и через час сесть за руль.

Введение «нулевой нормы» заставило пересмотреть расчеты: так, выпитая бутылка светлого пива объемом 0,33 литра «не отразится» на показателях алкотестера примерно через шесть часов, бокал сухого вина — через 8–12 часов. Выпив пол-литра водки, можно сесть за руль как минимум через сутки.

При этом эксперты полагают, что особого смысла в «нулевой» норме нет. Они уверены, что «0» на приборе не дает стопроцентной гарантии трезвости. Как пояснил BFM.ru лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, 0,0 промилле — это идеал, которого, как говорят сами медики, практически не существует. А адвокат Дмитрий Аграновский приводит пример из жизни: его знакомый принимал «Ново –Пассит», и алкотестер зафиксировал наличие алкоголя в крови. «Там, правда, разобрались, не стали лишать прав», — рассказывал он BFM.ru.

Координатор Московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Андрей Кондабаров сообщил Business FM: «Какое-то время медицинское свидетельствование работало по старым правилам, то есть была старая инструкция, где оставалось 0,3 промилле, и оценка состояния водителя [проводилась] в том числе и по клиническим показателям, то есть покраснение, дрожь рук и так далее. Но сейчас все привели в единый стандарт, то есть если у медиков прибор в выдыхаемом воздухе показывает больше нуля промилле, то водитель признается пьяным».

Эксперты констатируют, что новые российские правила освидетельствования хоть и стали жестче, но все равно не дают объективной картины. И наверняка в будущем потребуют доработок. При этом никто из законодателей не может объяснить, почему в аналогичных случаях за рубежом не представляет проблемы определить, вправе ли человек вести машину или нет, а в России это вызывает столь бурные споры.

К статистике алкогольных аварий ужесточение правил освидетельствования тоже вряд ли имеет отношение. За 2010 год количество аварий, где виновниками были нетрезвые водители, сократилось лишь на четыре процента — до 11 тысяч 845 ДТП. В них погибло почти две тысячи человек, что на 15% меньше, чем в 2009 году, и пострадали 17 тысяч (-4%). И если число ДТП с участием пьяных водителей в 2011 году сократится еще в пределах 5%, все равно вычислить вклад в улучшение статистики новых правил освидетельствования будет невозможно.

http://www.bfm.ru/articles/2011/02/15/v … .html#text