Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Российский народ не готов к модернизации

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Российский народ не готов к модернизации

Алексей Щеглов

16 сентября 2010 года, 16:05

http://m1.bfm.ru/news/currentnew/2010/09/16/urgens1.jpg
Руководитель Института современного развития Игорь Юргенс. Фото: BFM.ru

Глава опекаемого президентом Института современного развития Игорь Юргенс нашел виновника провалов модернизации страны и одновременно разглядел тех, кто способен осуществить провозглашенную Дмитрием Медведевым модернизацию. В заминках виноват архаичный народ и вороватая бюрократия, а вытянут Россию в светлое будущее прозападный средний класс и патриотичные представители элиты.

В выступлении, озаглавленном «Что мешает модернизации России», Игорь Юргенс четко назвал тех, кто препятствует движению страны в нужном направлении. По его мнению, объявленная президентом модернизация оказалась очень непростой задачей, основными помехами для ее решения стали незаинтересованность большей части элиты, а также архаичность российского народа, который не раньше 2025 года окажется «ментально совместим» со среднестатистическим прогрессивным европейцем.

Свои выводы он обосновал результатами опросов, согласно которым проблемы развития науки, технологий и инноваций не встречают значимого понимания у российского населения, которое в целом считает достаточными для развития уже имеющиеся природные ресурсы страны. Индифферентность населения к инновациям, а также его низкую гражданскую активность Игорь Юргенс объяснил присущим народу патернализмом, а также «слабой распространенностью городской урбанистической культуры». Эти черты населения, которое в своей массе придерживается общинных и архаичных установок, если верить его экстраполяции, могут быть преодолены не ранее 2025 года.

Пока же россияне не граждане, сожалеет Юргенс, а «какое-то племя», члены которого в массовом порядке уклоняется от выполнения своих гражданских обязанностей. Экономически активное население предпочитает деградировать и зачастую люмпенизироваться, а то и дебилизироваться, а не повышать свою профессиональную квалификацию. И даже большинство молодежи вынуждено выполнять относительно примитивную работу в сфере торговли «без всяких шансов на изменение профессиональной траектории».

«На западе люди переселились из деревни в город уже давно, поэтому у них в сознании закрепилась индивидуальность: нужно пробиваться, надеяться на себя, развиваться, расти. Русские еще очень архаичны. В российском менталитете общность выше, чем личность. Поэтому «государство все, а мои усилия — ничего». Пускай кто-то что-то делает, борется, а у меня своих проблем хватает, какая модернизация», — обрисовал психологию народа экономист.

Поэтому россиянам еще только предстоит «перенять городскую культуру и повысить свою квалификацию» и стать вровень с прогрессивными европейцами.

Но есть и слои, с которыми президент ИнСоРа связывает будущее страны. Это уже сформировавшийся «маленький, мобильный и совместимый с западным средний класс». Правда, по консервативным оценкам, численность этого класса не превышает 7%, а по оптимистическим — 20% населения. «Этот средний класс, а также ориентированные на Россию, а не на зарубеж представители элиты и составляют достаточный ресурс для того, чтобы начать прогрессивные процессы, о которых говорит президент», — считает Игорь Юргенс.

Нетрудно определить окраску тех политических сил, на которые ориентируются архаичные слои, и предвидеть опасности срыва модернизации. Поэтому Юргенс не одинок и фактически его мысли повторил и развил известный реформатор и глава «Роснано» Анатолий Чубайс в выступления в среду на Reuters Russia Investment Summit, тезисы которого цитирует The New York Times.

«Скажу вам очень неприятную вещь: пока в России нет спроса на политическую модернизацию. Нужен социальный слой, который мог бы ее потребовать», — заявил Чубайс, по мнению которого в сегодняшней России экономическую модернизацию можно и нужно начинать без политической. Но завершить экономическую модернизацию без политической невозможно.

«На сегодня укрепление фашизма — главная угроза для России, способная, если ее не обуздать, расколоть страну», — считает Анатолий Чубайс. «Если учесть массовую иммиграцию и все ее последствия, мы входим в десятилетие, когда политическая угроза фашизма будет главной», — предупредил глава «Роснано».

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин согласен с тем, что социально-психологические проблемы, на которые указал Юргенс, в обществе существуют и они весьма важны. Причем они же являются одними из самых важных. Он также указывает, что проблемы развитию создают завязанный на коррупцию экономический механизм и неформальные отношения, а также технологическое отставание большинства отраслей, за исключением некоторых элитных направлений в военной сфере.

А руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве России Евсей Гурвич отмечает, что, действительно, у народа нет четкого понимания, что нужно для проведения модернизации, но иного «трудно было бы ожидать».

«Все-таки главное, мне кажется не это, а то, что с одной стороны, часть элиты надеется, что модернизацию можно провести, не жертвуя ничем. То есть просто потратить какое-то количество денег на какие-то проекты типа «Сколково», — комментирует BFM.ru экономист. — А другая часть, может быть, и понимает, что это невозможно, но все равно не готова ничем поступиться, поскольку, на самом деле, модернизация — это совсем не технологический проект, и она требует не только заимствования технологий или создания национальной инновационной системы, а изменения базовых условий, при которых это все будет работать».

Такими базовыми условиями, по мнению Евсея Гурвича, являются повышение открытости экономики, прекращение вмешательства в нее государства, а также защита прав собственности, в первую очередь, от решений государства или решений с использованием административного ресурса. Кроме того, необходима последовательность действий государства, поскольку его политика становится все более непредсказуемой и оно все чаще меняет свой курс.

Евсей Гурвич считает, что для успеха модернизации необходима готовность и способность элит к ее осуществлению: «Сначала и властные, и деловые элиты должны понять, что выбор состоит в том, что надо проводить модернизацию, либо, в противном случае, навсегда отказаться от амбициозных надежд, что мы войдем в число мировых лидеров. А для того, чтобы реально проводить модернизацию, нужно чтобы сами элиты пошли на самоограничение, чтобы все они подчинялись закону и стоящей над всеми судебной системе».

При этом большие надежды он возлагает не на выделенный Юргенсом мобильный прозападный средний класс, а на класс собственников. «Я думаю, что более важен класс собственников, который, когда он возникнет, будет оказывать большое влияние на развитие страны. Если он начнет отстаивать свои интересы, то это поможет решить одну из тех проблем, которые необходимо решить для модернизации: проблему защиты собственности», — заключил экономист.

URL: http://www.bfm.ru/articles/2010/09/16/r … zacii.html

_________________________________________________________

Архаичность - анахроничность, обветшалость, старинность, устарелость, старомодность, допотопность, ветхозаветность, древность, несовременность

Простым языком патернализм можно назвать как опеку отца (государственной власти) над детьми (гражданами) при удовлетворении потребностей граждан.

Индифферентность  — безразличие, равнодушие; отрешенность, индифферентизм, бесчувственность, безучастие, безучастность, прохладность, нечувствительность, бесчувствие, холодок, нейтральность, безразличность, наплевательское отношение, апатичность,…

0

2

2025 год это слишком далеко по времени... и от народа. При нынешней ситуации когда народ отрешили от политической деятельности и дали ему на откуп спиртное.... к 2025 году сложно сказать вообще о какой либо совместимости

0

3

melnikoff написал(а):

к 2025 году сложно сказать вообще о какой либо совместимости

Почитайте про длинные экономические волны или циклы Кондратьева - тогда поймете откуда появилась цифра в 2025 год ...

0

4

Почему любая модернизация в России заканчивается тупиком

Валерий Зубов

Российская экономическая дискуссия вертится вокруг того, где взять деньги на развитие. Но никто не задумывается о качестве активов, в которые их предлагается вложить. О том, почему в этом случае наращивание инвестиций бессмысленно - колонка депутата Государственной думы Валерия Зубова и директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева.

Резкие повороты во внешней политике России и управленческой практике исключили возможность согласованной выработки плана на случай экстремальной ситуации. Но именно в такой ситуации оказалась российская экономика. Повестка экономических дискуссий резко сменилась: на первый план вышли импортозамещение и финансирование реального сектора. Экономический блок федеральной власти ищет новые подходы к росту и пытается начать дебаты об источнике необходимых для «нового прорыва» средств. Таким источником видится то наращивание бюджетного  дефицита и вложение средств резервных фондов в конкретные инвестиционные проекты, то «накачка» деньгами банковской системы. Однако и направления прорыва, и его главные действующие лица пока вынесены за скобки. Это фундаментальный недостаток экономической дискуссии в стране: люди озабочены, если говорить на финансовом языке, пассивами – но никто не задумывается о качестве активов, в которые их предполагается вложить. Между тем второй вопрос, на наш взгляд, неизмеримо важнее первого.

Россия – страна непрекращающихся модернизаций: как человек, который постоянно лечится, но так и не становится здоровым. Понимание, в чем состоят особенности российских модернизаций, критически важно для проведения каждой последующей волны реформ – но его, похоже, у нас так и не возникает. Не претендуя на исчерпывающие трактовки, обратим внимание на три пункта, мимо которых попросту нельзя пройти.

Первый

Четыре больших модернизационных усилия, предпринятых нашей страной за последние 300 лет (реформы Петра I, ускоренное развитие в конце XIX - начале XX века, сталинская индустриализация и формирование современной российской экономики в 1960-1970-е годы), во многом отличались – но в одном они были схожи. Их общей чертой выступал масштабный трансферт технологий (производственных и социальных) из внешнего мира в Россию.

В первом случае речь шла не только о заимствовании приемов промышленного производства, перенятии методов организации военного дела и государственной службы, но и об «импорте» значительной части самого управляющего класса (к концу царствования Петра I иностранцы занимали до 15% средних и высших должностей на гражданской службе и до 30% – в армии и на флоте).

Во втором – о гигантском по своим масштабам импорте оборудования и о невиданном в истории страны притоке иностранного капитала и менеджеров (69% железных дорог в России к 1900 году принадлежали акционерным обществам с иностранным участием, не говоря о петербургских предприятиях электротехнической промышленности, нефтяных скважинах Баку и угольных шахтах Юзовки).

В третьем – о мощном притоке технологий и тотальном переносе производственных практик. В годы индустриализации в СССР по западным проектам и с применением импортного оборудования было построено более 500 крупных предприятий, которые до сегодняшнего дня составляют стратегический каркас российской экономики.

В четвертом – о критической зависимости СССР от ряда технологических решений и импорте оборудования для автомобильной, нефтегазовой, машиностроительной отраслей и того, что сегодня называется элементной базой.

Заметим, что практически во всех случаях (исключением может считаться разве что рубеж XIX и XX столетий) реформы проводились за счет внутренних источников финансирования, но при использовании заимствованных технологий и практик. Это важнейший из уроков российских модернизаций: они не только были догоняющими, но и основывались на технологическом трансферте, который ни разу так и не перерос в органическое развитие. Отчасти этот трансферт потому и казался Европе «безопасным», что к середине ХХ века стало понятно: российская и советская система управления может адаптировать технологии к своим нуждам, но развить их не сумеет.

Второй

Получив новые технологии, в России применяли их прежде всего для количественного роста – и при этом практически всегда проигрывали как в самом количестве, так и в качестве. Аккумулировавшиеся ресурсы использовались для освоения пространства, реализации гиперпроектов, для наращивания «валовых» показателей. Предполагалось, что такие цели сами по себе оправдывали затраты – от строительства Санкт-Петербурга до освоения советских «северов», от строек первых пятилеток до БАМа и углеводородопроводов. Это порождало особую логику. С одной стороны, «вала» было легче всего достичь там, где не требовалось радикальных новаций (к 1986 году, когда отчетливо выявились все недостатки административной системы, СССР занимал первое место в мире по добыче нефти и газа, производству стали и минеральных удобрений, сахарной свеклы и картофеля, но вчистую проигрывал в высокотехнологическом секторе). С другой стороны, задача повышения темпов прироста экономики всегда доминировала над целью усвоения новых технологических укладов, и даже умиравшая советская экономика стремилась, скорее, к «ускорению», чем к перестройке.

По сути, все российско-советские модернизации выдержаны в едином ключе: осознавая отставание страны, ее лидеры находили источник финансирования преобразований, затем перенимали передовые технологии извне, осваивали их и стремились максимально использовать для целей расширения той экономики, которая возникала из первичного трансферта технологий. Когда технологический уклад устаревал (как в годы первой Крымской войны, в 1920-е или в 1980-е годы), неизбежно наступал очередной кризис. При этом на каждом новом цикле экономика России оказывалась «монокультурной» и переходила на новый этап развития через мобилизацию, по сути, единственного ресурса: на рубеже XVII и XVIII веков экспорт более чем наполовину состоял из леса и пеньки, в годы советской индустриализации – из хлеба и золота на 60%, в современной России на топливно-энергетические товары приходится порядка 70%.

Таким образом, ни одна модернизация в итоге не воплощалась в индустриализацию современного на тот момент уровня и не способствовала встраиванию России на равных в глобальную экономику, а уж тем более «обратному трансферту» технологий и практик в направлении развитого мира.

Третий

Это обстоятельство сегодня особенно важно. Все российские модернизации проходили в условиях, когда цели экономического роста определялись государством. Оно же выступало и основным источником инвестиций – собранные подати и налоги, как и природная рента, направлялись в отрасли, признанные приоритетными. Так как приоритетность не предполагала вопроса об эффективности, финансы десятилетиями извлекались из относительно успешных секторов хозяйства и перераспределялись в пользу тех, чья эффективность была как минимум неочевидна. Это создавало иллюзию бурной деятельности правительства и великих свершений страны, но на каждом новом повороте порождало, с одной стороны, сокращение «производительного» класса и рост бюрократии, и с другой стороны, огромное количество бессмысленных активов. Тысячи советских предприятий остались в новую российскую эпоху долгостроем и руинами, потому что в рыночной среде их эксплуатация приносила «отрицательный доход».

Механизм такого «инвестиционного потока» мы называем суррогатной инвестиционной системой. Сегодня она включает прямые дотации из бюджета, ФНБ, ВЭБ, госбанки, РФПИ, Роснефтегаз, госкорпорации, ОЭЗы и т.д. Ее главная миссия – перелив доходов из рентабельных бизнесов в убыточные за счет бюджета и порой Банка России. Эта система игнорирует самый мощный ограничитель роста в российской экономике: тот факт, что проблемы наши сосредоточены не столько на макро-, сколько на микроуровне – на уровне предприятий и компаний. Упорство, с каким поддерживаются госкомпании – одна из основных причин снижения эффективности российской экономики. При этом число малых предприятий остается примерно на одном уровне с посткризисного 2009 года, а количество средних падает. Мы же убеждены: эффективность на макроуровне достижима лишь как «сумма эффективностей» на микроуровне. И направление средств в секторы, максимально зависимые от государственных инвестиций – вне зависимости от их объема и каналов их доставки – является ошибочным.

Какие выводы можно сделать из сказанного?

Во-первых, «закрытие» страны в условиях смены глобального технологического уклада (второй машинной или третьей промышленной революции) идет вразрез с коренными интересами общества. Оно не оставляет надежд даже на новый виток «догоняющей» модернизации, не говоря уже о переходе страны на современную модель органического роста.

Во-вторых, реанимация традиционных для России «количественных» задач (от пресловутого «удвоения ВВП» до обеспечения любыми силами 40% прироста перевозок «на восточном полигоне железных дорог») – свидетельство неистребимости в сознании нашей элиты дремучей советскости.

В-третьих, попытка нарастить централизованные инвестиции при отсутствии рыночных сил на низовом уровне – бессмысленная трата сил и средств. Суррогатная инвестиционная система сродни дырявому ведру, которое можно усиленно и активно наполнять, но нельзя наполнить. Непонимание этого – диагноз для национальной экономической политики.

Успешное экономическое развитие России требует отхода от традиционно «российско-советских» методов хозяйствования, а не их укрепления. Прежде всего следует максимально использовать (как это сделали все быстроразвивавшиеся экономики Азии) возможности заимствования технологий, управленческих практик и переманивания специалистов из развитых стран. Кроме того, не стоит бояться замедления темпов роста – эту паузу следует использовать для радикальной структурной перестройки (раз уж мы потеряли такую возможность в кризис 2008-2009 годов).

Наконец, особое внимание следует уделять не макроэкономической стабильности и созданию «институтов развития» на национальном уровне, а выращиванию той низовой среды, которая может быть восприимчивой к импульсам правительственных планов. «Деревья растут снизу».

«Пассивы» в нынешних российских условиях находятся довольно легко даже в условиях ограниченности внешнего финансирования. Они, как показывает история, всегда в основном были внутренними. Проблема в том, что нам нужно радикально пересмотреть качество «активов», которые будут формироваться за счет этих средств. О том, что для этого необходимо, – в следующей части статьи.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://top.rbc.ru/economics/29/09/2014/ … 7362ab05c9

0

5

Как России начать новую модернизацию

Валерий Зубов

Российская экономика до сих пор опирается на стратегические активы сталинско-брежневской эпохи. Сегодня мы вышли на развилку: либо и дальше подстраиваться под эти устаревшие структуры, либо дать дорогу тем, кто строит новые активы и новые институты, считают депутат Госдумы России Валерий Зубов и директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

Дискуссии о российской экономике часто заводят не туда: вместо того, чтобы обсуждать, кого финансировать, говорят лишь о том, где взять это финансирование. Об этом мы говорили в предыдущей статье, где пришли к двум выводам. Во-первых, слишком активное прямое участие государства в экономике и недоверие к предпринимательству постоянно заводят Россию в «модернизационные круги» незавершённых реформ. Во-вторых, доходы и инвестиции оторваны друг от друга: государство забирает ресурсы из эффективных бизнесов, затрудняя их рост, и перераспределяет их в менее эффективные, где они не могут создать новых «точек роста». Без решения этих проблем развитие российской экономики невозможно. Что следовало бы предпринять?

Первое. Необходим демонтаж суррогатной инвестиционной системы – механизмов и институтов финансирования экономики за счет государственных средств. И прежде всего нужно пересмотреть отношение к крупным государственным компаниям и проектам. Сегодня «Роснефть» просит у государства 1,5 трлн рублей. «Ростехнологии» так и не удивили нас ни одним действительно инновационным продуктом – зато в последнее время инвестируют то в один, то в другой проект в сырьевом секторе (Удоканское медное, Огоджинское угольное месторождения, и т.д.). РЖД без масштабной государственной поддержки показывают убыток, скорость перевозок снижается, значительная часть грузов доставляется с нарушением сроков, а тарифы приблизились к европейским. Про стоимость строительства дорог или стадионов мы и не говорим.

С такими «чемпионами» Россия скоро обанкротится. Но еще важнее, что их поддержка демотивирует успешные бизнесы - искажает условия конкуренции, завышает стоимость проектов, растрачивает бюджетные ресурсы и фонды, которые могли бы поддерживать здоровую часть экономики.

Одно из решений – это рассматривать в парламенте не только федеральный бюджет, но консолидированный бюджет страны, в том числе утверждать расходы из ФНБ и Резервного фонда, доходы и расходы внебюджетных фондов, а также санкционировать все бюджетные дотации, субсидии и «докапитализации», включая вложения в уставной фонд госкорпораций. Это принесло бы массу сюрпризов и высветило бы новые возможности.

Второе. Российскую налоговую систему необходимо трансформировать и сделать более справедливой. Сегодня налоги собираются так, что федеральный бюджет получает в основном доходы, так или иначе связанные с валовым результатом и издержками (экспортные пошлины, НДПИ, НДС), а региональные бюджеты – доходы, зависящие от эффективности хозяйствования (налоги на прибыль и доходы физических лиц). В итоге и у центра, и у регионов снижается заинтересованность в более эффективной экономике: у первого в силу избыточности ресурсов, у вторых – из-за почти полного отсутствия ресурсов. «Инвестиционная» система федерального центра в последние годы ориентирована не на инвестиции, а на траты. «Институты развития» и государственные банки приходится постоянно докапитализировать, хотя их финансовые результаты не улучшаются.

Сдвиг «инвестиционной» активности в сторону инфраструктуры обусловлен, на наш взгляд, особой непрозрачностью и принципиальной неокупаемостью соответствующих трат. ЦКАД и БАМ, мосты во Владивостоке и космодром «Восточный», олимпийские объекты в Сочи и стадионы к ЧМ-2018, вложения в углеводородопроводы – всё это не инвестиции, а расходы, генерирующие новые расходы. Они могут поднять статистические показатели ВВП на какой-то процент в год, что позволит написать промежуточный отчет: Россия не скатилась в рецессию. Но они порождают новые постоянные расходы, которые будут устойчиво снижать эффективность экономики в целом.

Действующая система практически уничтожила реальную конкуренцию регионов и стала одним из факторов, останавливающих экономический рост в стране. Трансформация этой системы требует снизить долю налогов, поступающих в федеральный бюджет, и перенаправить значительную их часть в регионы.

Третий шаг - перенесение акцента с государственного и окологосударственного бизнеса на частный. Фундаментальная проблема России не в том, что у нас нет инноваций или новых технических решений, а в том, что их трудно коммерциализировать. Добычу сланцевого газа мы могли начать ещё в 1970-е годы, но ее начали американцы в 2000-е. Строительство на основе трубобетона в СССР можно было запустить в начале 1980-х, но оно развернулось в Китае в начале 2010-х. Мы увеличиваем бюджетные расходы на космос, когда во всём мире на этот рынок выходят частные игроки, принципиально более эффективные. В России все «стратегические» предприятия унаследованы из сталинско-брежневской эпохи.

Нам нужно не столько усиление государства, сколько сильный бизнес. Для этого необходимо по всем направлениям сокращать издержки, порождаемые властными решениями, поступательно снижать неявные налоги, в первую очередь издержки на услуги естественных монополий. Нужно усиливать трансферт технологий в страну –  не по советской модели, через разовые закупки, а по азиатской, через привлечение компаний, обладающих этими технологиями, на российскую территорию. Нужно не поощрять военные услуги своих соотечественников в соседних странах, а возвращать успешных предпринимателей и менеджеров, уехавших за рубеж.

Четвертой мерой могло бы стать новое целеполагание в стратегии развития России. В экономике XXI века доминируют отрасли, где происходит постоянное снижение издержек при совершенствовании потребительских качеств товара (IT и коммуникации, новые источники энергии) – но в России этих отраслей практически нет. Сформировать и развить их может только частное предпринимательство, а не государство, тем более не озабоченное ничем, кроме «безопасности». Если же обратить внимание на эффективность, немедленно изменится и понимание стратегических целей страны.

Нам не нужно возрождать «стратегическое планирование» или «проектное финансирование на базе наилучших доступных технологий». Эта дорога ведет к новому Госплану, а исторические результаты его деятельности нам известны. Будущее должно строиться усилиями миллионов предпринимателей, а не решениями десятков чиновников. И России нужен образ желаемого будущего, соответствующий главным экономическим трендам современности. Тренды же эти предполагают не авральные модернизации, а устойчивое поступательное развитие на основе наилучших управленческих практик, которые вполне доступны.

В правительстве начинается дискуссия о том, откуда взять средства для ускорения экономического роста. Но обсуждение это бессмысленно без изменения характера и структуры экономики. Источники денег в нормальной стране понятны: это либо прибыль успешных фирм, либо привлечённые рыночным способом инвестиции на базе частных накоплений под эффективные с точки зрения рынка проекты. И хотя ситуация в этом смысле непростая, важнее все-таки проблема «активов», т.е. реального предпринимательства, а не «пассивов» - источников средств. Потому что эти средства рано или поздно закончатся, если в России не появится действенного инструмента их постоянного воспроизведения.

Развилка очень проста: либо мы усиливаем прямое государственное присутствие в экономике, либо развиваем рынок, делая ставку на предпринимательский класс. Либо мы возвращаемся на очередной «модернизационый круг», либо совершенствуем рыночные институты, которые дают шанс войти в современную экономику. Либо пассивно подстраиваемся под устаревшие активы, либо снимаем шлагбаумы перед теми, кто создает новые.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://top.rbc.ru/economics/30/09/2014/ … 3bd7068c80

0