Автобус в Алабяно-Балтийском тоннеле в Москве загорелся из-за короткого замыкания

Текст: Евгений Перельчук

Он выгорел полностью. Пострадавших нет, пассажиры своевременно покинули салон. Какие меры безопасности предусмотрены в самом дорогом тоннеле Москвы? И что делать в экстренной ситуации водителю?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/10/07/avt.jpg
Сгоревший аввтобус. Фото: АГН «Москва»

Днем 7 октября в Алабяно-Балтийском тоннеле на севере Москвы загорелся пассажирский автобус, сообщал ЦОДД. Из-за инцидента движение транспорта перекрывали в обе стороны, сейчас открыты полосы в сторону Большой Академической улицы. Пострадавших нет, пассажирам удалось покинуть салон своевременно.

Сообщение о пожаре поступило в МЧС после двух часов дня. Горел автобус, площадь возгорания была сравнительно небольшой — 10 квадратных метров. Сначала предполагали ДТП, затем уточнили, что короткое замыкание. Плотное движение было в обе стороны, по фото и видео в соцсетях видно, что водители были вынуждены сдавать назад, чтобы выбраться из тоннеля.

При этом уже в первые минуты после возгорания из тоннеля вырывался плотный черный дым. Вот впечатления москвички Марии, которая оказалась неподалеку:

«Я в тот момент находилась рядом, это произошло у меня на глазах. Происходило все в тоннеле, я была на Балтийском переулке, мы видели только сгустки дыма. Все произошло в течение минуты, сначала просто было немного, потом начались клубы дыма. По «Яндекс. Навигатору» люди писали сообщения, что это горел автобус. Уже все ушли оттуда».

Алабяно-Балтийский тоннель, в котором произошел инцидент, — объект во всех отношениях примечательный. В длину — более 2 километров, закрытая часть — 1,5 километра, шесть полос для движения проложены на глубине до 22 метров. Дорога прорезает Ленинградский и Волоколамский тоннели, Замоскворецкую линию метро и встречается с подземной рекой, которую пустили по коллектору.

Среди москвичей Алабяно-Балтийский тоннель известен как «самый дорогой долгострой». Так его назвал заммэра Марат Хуснуллин. Тоннель хотели открыть еще в далеком 2009 году, но сроки не раз переносились. Стройку несколько раз затапливало, несущие стены заваливались, а застройщик успел обанкротиться. Было даже классическое уголовное дело о хищении средств. В итоге тоннель открыли только в конце 2015 года, а затраты за это время выросли с 5 млрд рублей до чуть ли не 80 млрд рублей. Самый дорогой, но довольно безопасный, отмечает профессор Московского государственного строительного университета Владимир Ройтман.

Владимир Ройтман
профессор Московского государственного строительного университета

«Согласно противопожарным нормам, это объект повышенной опасности. Системы защиты тоннеля сработали. Система противодымной защиты включается по сигналу от пожарной сигнализации, от так называемых извещателей. Там эти извещатели противодымные и тепловые. Главная опасность при загорании в тоннеле — выделение продуктов горения и токсичных газов».

В этом году произошел другой известный инцидент с московским тоннелем. В январе грунтовые воды прорвались в Тушинский тоннель. Под колеса автомобилей плотным потоком заливались грязевые массы. Воду тогда пришлось останавливать мешками с песком. Аварию ликвидировали в тот же день, однако капитальная реконструкция, к слову, не завершена до сих пор. И в Тушинском, и в Алабяно-Балтийском тоннелях у водителей была реальная угроза не выехать с места происшествия. Что делать, если происшествие застало вас посреди тоннеля, а спереди и сзади — пробка? Есть несколько вариантов, говорит генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.

Вадим Мельников
генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности»

«Во всех тоннелях существуют аварийные выходы, они помечены сигнальными огнями. Приступать к такой эвакуации нужно только в ситуации, когда действительно все заблокировано, и есть определенное понимание того, что движение дальше не восстановится. Все-таки нужно выйти из автомобиля, связаться с экстренными службами и при необходимости покинуть тоннель, потому что если огонь начнет быстро распространяться по закрытому пространству, то оказаться в сгоревшем автомобиле — не самое лучшее из того, что можно себе придумать. При этом если у вас еще есть возможность сдать назад — аккуратно двигаясь со всеми осторожностями — нужно сдавать назад».

Конечно, такого ущерба, как Тушинский тоннель, Алабяно-Балтийский не понес. На фото после тушения видно, что стены тоннеля полностью покрыты копотью — и только. Реставрация надолго не затянется, а затруднения с движением не продлятся больше пары дней.

https://www.bfm.ru/news/426415