«Образование нужно изобрести заново»: Бринолфссон — о технологичном веке

Пора ли паниковать из-за роботизации, как людям сосуществовать с машинами и какие профессии точно не исчезнут в ближайшем будущем — в нашей подборке мыслей американского академика Эрика Бринолфссона

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/9/46/755620567162469.jpg
Эрик Бринолфссон (Фото: sternspeakers.com)

«РБК Pro» запустил серию статей о самых известных современных экономистах и бизнес-тренерах и тех идеях, которые они развивают. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ.

Эрик Бринолфссон — американский академик, профессор школы менеджмента MIT Sloan. Директор Центра цифрового бизнеса MIT и Инициативы по цифровой экономике. Специализируется на изучении экономики информации. Среди его наиболее популярных книг (написаны в соавторстве с Эндрю Макафи):

- «Второй век машин»;

- «Машина. Платформа. Толпа».

Разделение труда и парадокс производительности

СМИ любят провоцировать панику, транслируя мысль: роботы очень скоро заменят людей. Но Бринолфссон уверяет — волноваться рано. Во-первых, автоматизация как ликвидирует, так и создает рабочие места. А, во-вторых, в ближайшие годы она коснется лишь некоторых задач.

В качестве примера он приводит работу врачей-радиологов, которые среди прочих своих задач расшифровывают медицинские изображения. Машины с помощью алгоритмов могут быть точны в этой работе на 97%, человек — на 95%. Можно сделать вывод, что для расшифровки логичнее использовать машины. Но в действительности это не самое эффективное решение. Гораздо лучше сначала выполнить работу машине, а потом человеку перепроверить — так процент точности возрастет до 99%. Все из-за того, что машины и люди совершают ошибки разного рода.

Сейчас основная задача компаний заключается в перестройке бизнес-процессов — адаптировать людей к технологиям, а технологии к людям. И сделать так, чтобы те аспекты работы, которые хорошо делают машины, выполняли машины, а то, в чем хороши люди, оставить людям.

Бринолфссон убежден, роботы помогут в эффективном разделении труда. Они не вытеснят людей из своих профессий, поскольку у них нет эмоций и эмпатии. Вместо этого они заменят или трансформируют конкретные задачи в рамках определенных профессий. При этом некоторые функции автоматизировать невозможно. Как пример — как раз перепроектирование бизнес-процессов, которое требует творческого подхода.

Неисчезающие виды

Бринолфссон выделяет три вида деятельности, в которых машины действительно плохи. Первый тип работы — творческий. Предпринимателям, ученым и писателям за будущее своей профессии сильно волноваться не стоит. Ко второму типу относятся те профессии, в которых важны навыки межличностного общения и эмоциональный интеллект — это тренеры, продавцы, сиделки. Третья категория предполагает наличие ловких рук и физической мобильности, например обслуживающий персонал, который убирает со столов.

При этом из-за трансформации экономики существенно снизится спрос на работников кол-центров и водителей грузовиков.

Инвестиции в людей, выгоды от машин

Великим парадоксом наших дней академик считает тот факт, что вложения в ИT-отрасль часто не окупаются. То есть при росте инвестиций в ИT-технологии не всегда растет производительность. Или растет, но не быстрыми темпами.

Наибольшее влияние искусственный интеллект сегодня оказывает на две сферы бизнеса — цифровую рекламу и финансы. В первом случае обрабатываются огромные объемы цифровых данных, что помогает компаниям решить, какие объявления показывать клиентам. Во втором — машинное обучение помогает автоматизировать торговлю.

Любая автоматизация бизнеса невозможна без эффективного лидера и перестройки всех внутренних процессов — от маркетинга и цепочек поставок до системы найма. Сейчас компании, по мнению Бринолфссона, не вкладывают достаточно средств в человеческий капитал, чтобы работники могли конкурировать с искусственным интеллектом, и это проблема. Наибольшую выгоду от машин получат предприятия, инвестирующие в людей. Но образование и обучение сотрудников не являются обязанностью исключительно компаний. Это также ответственность правительства. Однако просто тратить больше на обучение недостаточно. Образование может и должно быть заново изобретено с использованием тех же цифровых инструментов, которые преобразуют бизнес.

Сегодня организации, которые более тщательно относятся к анализу своих операций и методам управления и собирают большие объемы данных, значительно превосходят своих конкурентов.

Кроме того, в наш век появились компании с кардинально другой бизнес-моделью, которая построена на нематериальных активах. Uber, Facebook, Alibaba, Airbnb — по сути, это платформы. У которых нет собственного транспорта, которые сами не создают контент, не имеют магазинов и недвижимости. И сейчас каждая компания, которая хочет удержаться на конкурентном рынке, должна думать о том, может ли она создать платформу или быть ее частью.

Источники: интервью Бринолфссона Wired, McKinsey, MIT Digital, Undark, книга «Машина. Платформа. Толпа»

Автор: Лина Бышок

https://pro.rbc.ru/news/5d1a20099a79476 … m=newsfeed