Алексей Кудрин нашел черную дыру в земле

17.06.2019 19:39:00

Счетная палата обнаружила новый канал расхищения бюджетных средств

Ольга Соловьева

http://www.ng.ru/upload/resize_cache/iblock/d9e/450_320_1/123-1-1_b.jpg
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин недоволен работой Росимущества. Фото РИА Новости

Российский бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 млрд руб. в год, сообщили аудиторы Счетной палаты. Ради такой же суммы власти решились провести крайне непопулярное повышение пенсионного возраста. Но отнять деньги у населения для чиновников оказалось намного проще, чем навести порядок с арендой госимущества. СП проанализировала деятельность Росимущества и обнаружила многочисленные нарушения в работе при сдаче в аренду госземель. Росимущество демонстрирует доходы в десятки раз меньшие, чем они могли бы быть, рассказывают в ведомстве Алексея Кудрина. И вряд ли ситуация изменится. Уже стало привычным, что все, что касается госсобственности, используется или неэффективно, или содержит коррупционную составляющую, замечают эксперты.

С учетом показателей площади сданных в аренду земельных участков и ставок арендной платы доходы за 2017  год и первое полугодие 2018 года должны были составить около 439,4 млрд руб., что в 33,3 раза превышает размер начислений соответствующего вида доходов за указанный период, замечают аудиторы Счетной палаты в своем отчете о работе Росимущества. По факту же за указанный период федеральное агентство перечислило в бюджет 13,2 млрд руб.

Заметим, 440 млрд – это почти столько же, сколько сэкономил бюджет от повышения пенсионного возраста в стране. Так, в конце апреля в той же СП рассказывали, анализируя проект бюджета на 2019–2021 годы, что «экономия бюджета Пенсионного фонда РФ от повышения пенсионного возраста может составить в целом за 2019–2024 годы около 2,94 трлн руб., или в среднем около 490 млрд руб. в год» (см. «НГ» от 25.04.19). В свою очередь, в Минфине три года назад рассказывали, что отказ от доиндексации пенсий сэкономил казне 850 млрд руб. за три года.

Мало того что фактические доходы Росимущества в десятки раз ниже возможных, но и в реальных поступлениях зачастую содержится масса расхождений, указывают в СП. К примеру, согласно одной отчетности, доходы Росимущества за 2017 год от сдачи федеральных земельных участков в аренду составили 6,4 млрд руб., а по другой отчетности – уже 8,9 млрд. Таким образом, отклонение составило 2,5 млрд руб., или почти 39%. Тенденция продолжилась и в 2018 году. По итогам первого полугодия прошлого года по одной форме отчетности доходы агентства составили 2,7 млрд руб., а по другой – 3,5 млрд. Отклонение – 770 млн руб., или 28,2%, следует из отчета Счетной палаты.

«Не бьются» не только данные по доходам, но и по дебиторской задолженности по всем видам аренды, продолжают в ведомстве.

http://www.ng.ru/upload/medialibrary/9b9/123-4-2_a.jpg
Доходы казны от аренды госземель
занижены в 33 раза, сообщили в
Счетной палате. Фото Льва Исраеляна

Так, по одной форме отчетности дебиторская задолженность по аренде составила 7,9 млрд руб. на конец 2017 года и 65 млрд руб. на конец первого полугодия 2018 года, а по другой – 6,6 млрд на конец 2017-го и 238 млрд руб. по итогам первого полугодия прошлого года. Это касается данных межрегиональных территоральных управлений (МТУ) и отдельных территоральных управлений (ТУ). 
«Расхождение сведений о дебиторской задолженности на конец 2017 года составило: по МТУ в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва – 818,9 тыс. руб. (0,9%), по МТУ в Тамбовской и Липецкой областях – 24 млн руб. (4,6%), по ТУ в Нижегородской области – 6,8 млн руб. (11%), по ТУ в Ростовской области – 115 млн руб. (96,5%), по ТУ в Самарской области – 63 млн руб. (77,2%), по ТУ в Саратовской области – 68 млн руб. (43%)», – перечисляют в ведомстве Алексея Кудрина.

Такие расхождения, впрочем, не мешают федеральному агентству перевыполнять свой собственный план по доходам. Так, согласно данным бюджетной отчетности Росимущества, по итогам 2017  года администрируемые агентством доходы федерального бюджета от аренды земли составили 8,9 млрд руб. Таким образом, плановое задание было перевыполнено на 1,8 млрд руб., или 25,7%, говорят в СП. И такая тенденция наблюдается не впервые. По мнению аудиторов, ежегодное перевыполнение планового задания более чем на 25% свидетельствует о занижении прогноза и недостаточно эффективном администрировании указанного вида доходов.

В целом Росимущество как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по заключению договоров аренды земельных участков и администрированию соответствующего вида доходов федерального бюджета, не располагает достоверными сведениями о количестве и характеристиках находящихся в федеральной собственности земельных участков и их вовлечении в арендные отношения, делают вывод в СП.

К примеру, сведения об общей площади земельных участков, находящихся в ведении территориальных управлений Росимущества, по разным формам отчетности могут различаться в несколько раз. «Сведения об общей площади земельных участков, приведенные в формах 12.02 и 12.03 за второй квартал 2018 года, различаются в отчете ТУ Росимущества в Нижегородской области в 145 раз (4 млн га и 579 млн га), ТУ Росимущества в Самарской области – в четыре раза (1,3 млн га и 360,2 тыс. га), в отчетах ТУ Росимущества в Саратовской области – в два раза (1,2 млн га и 2 млн га)», – приводят пример в ведомстве Кудрина.

Кроме того, замечают в Счетной палате, сдаются Росимуществом в аренду государственные земли зачастую без проведения конкурентных процедур. Так, по результатам торгов заключены только 39 договоров, или 2,2% из 1746 договоров аренды. «Работа по вовлечению земельных участков в арендные отношения путем проведения конкурентных процедур не проводилась МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, МТУ в  Тамбовской и Липецкой областях, ТУ Росимущества в Нижегородской области, ТУ в Самарской области, ТУ в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ТУ в Москве», – перечисляют в ведомстве.

В СП также отмечают, что территориальные органы Росимущества не всегда регистрируют договоры аренды земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Мало того, проверкой также установлены технические ошибки при расчете Росимуществом размера арендной платы, внесении информации о заключенных договорах аренды в информационную систему «1С Аренда» и подготовке распоряжений территориальных органов Росимущества о предоставлении земельных участков в аренду, перечисляют аудиторы.

«Выявленные в ходе проверки многочисленные нарушения порядка заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не позволяют признать деятельность Росимущества по их вовлечению в хозяйственный оборот эффективной», – резюмируют в СП.

Впрочем, можно предположить, что выявленная низкая эффективность работы Росимущества вряд ли будет устранена. Ведь нечто подобное уже происходило. К примеру, еще несколько лет назад Счетная палата вела борьбу с повальным завышением расценок на строительные работы. Аудиторы сообщали, что сметные нормативы приводят к увеличению стоимости строительства объектов на 20–45%. То есть один и тот же объект, используя разные нормативы, можно было построить дешевле или дороже. Эксперты прямо говорили: «Завышение стоимости строительства объекта в меньшей степени касается коммерческих объектов, тогда как в бюджетные объекты однозначно закладывается повышенная стоимость, потому что иначе не построишь». Тогда же президент РФ Владимир Путин поручал правительству разработать план реформирования системы.

В итоге борьба с завышением строительных смет тихо сошла на нет к концу прошлого года. В СП тогда признали, что реформа ценообразования в области строительства была полностью провалена. «Несмотря на длительный временной период и значительный объем затраченных средств, реформа не принесла ожидаемых результатов: новая система определения сметной стоимости строительства, основанная на «ресурсном» методе, не готова; нормативная база, необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении поручения президента», – говорилось в сообщении ведомства.

И проверки Росимущества скорее всего постигнет та же судьба. «Нет никаких объективных предпосылок к тому, чтобы ситуация изменилась настолько радикально, чтобы фактические доходы от сдачи госземель хотя бы приблизились к возможным», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Стало уже привычным, что все, что касается государственной собственности, используется неэффективно, да к тому же еще и имеет существенную коррупционную емкость. Для того чтобы эффективность использования госсобственности увеличилась в разы, нужны глубокие преобразования как в экономической сфере государства, так и в правовой области», – замечает он.

В один год структурные проблемы внутри работы Росимущества не исправить, говорит аналитик компании «Алор» Алексей Антонов. «Однако если последовательно подходить к проблемам, то изменить наполняемость бюджета за счет сдачи федеральных земель в аренду вполне реально. Другой вопрос – а нужны ли такие меры в действительности самому Росимуществу», – задается вопросом эксперт.

«Если до сих пор сохраняется подобный разрыв (в доходах – «НГ») и его видно невооруженным глазом даже сейчас, значит, это в чьих-то интересах», - замечает старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Улучшить работу Росимущества было бы возможно за счет внесения изменений в законодательство, предусматривающих единый порядок установления арендной платы за передачу в возмездное пользование земельных участков, рассуждает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина. Также представляется возможным усовершенствование методики расчета арендной платы за земельные участки, а также усилить контроль Росимущества за своими территориальными органами, в том числе посредством обнаружения коррупционных схем.

http://www.ng.ru/economics/2019-06-17/1_7599_land.html