Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » УЖАСНЫЙ КОНЕЦ ИЛИ УЖАС БЕЗ КОНЦА ... » Полмиллиона дачников Подмосковья в зоне затопления 16 августа 2010


Полмиллиона дачников Подмосковья в зоне затопления 16 августа 2010

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Полмиллиона дачников в зоне затопления

BFM.ru

16 августа 2010 года, 14:21

Российские власти говорят, что единственный верный способ остановить горение торфяников — затопление этих участков и восстановление их естественной болотистой экосистемы. Премьер-министр Владимир Путин поддержал такой подход, но есть одно препятствие: на этих горючих землях на востоке Подмосковья живут около полумиллиона человек, здесь расположены дачные поселки. И мало кто хотел бы уехать отсюда. Специалисты расходятся во мнениях относительно масштабов необходимых мер, некоторые из них считают, что можно обойтись без выселения жителей, пишет The Wall Street Journal.

«У нас нет морального права затоплять их, — говорит Андрей Келлер, глава Шатурского района. — Мы найдем другие способы борьбы с пожарами».

Торфяные пожары, которые власти относят на счет природных факторов и небывалой жары, с другой стороны, являются наследием давних ошибок в разработке огромных участков земель, говорят ученые и историки.

С 1918 года советские инженеры осушали болотистые земли в целях разработки торфа для нужд энергетики. Спустя сорок лет электростанции стали замещать торф ресурсами открытых сибирских месторождений природного газа. После вымирания торфяной отрасли никто не озаботился тем, чтобы снова затопить бывшие болота, пишет The Wall Street Journal.

Затем в середине 1980-х годов советские власти передали часть осушенных под Москвой земель тысячам горожан под дачи. Дачники активно используют свои загородные участки, несмотря на то, что каждое лето здесь горят торфяные пожары, которые, как правило, вспыхивают в результате безответственного поведения отдыхающих, например, от непотушенных сигарет. В 2002 году и нынешним летом пожары в Подмосковье были особенно сильными.

Торфяные болота представляют собой слои перегнивающей растительной биомассы, формирующиеся десятки тысяч лет. В Шатуре их глубина местами достигает 7 метров. После возгорания торфяной пожар распространяется медленнее, чем лесной, но при этом он поглощает в десять раз больше биомассы на единицу площади, сопровождается более сильным задымлением и его сложнее ликвидировать. Все страны с торфяниками, в том числе США и Канада, сталкиваются с подобной проблемой, но там подобные возгорания происходят в отдаленных районах, не неся такой угрозы для общества и не вызывая такого общественного возмущения, пишет The Wall Street Journal.

Восточный ветер, несущий дым от горящих торфяников, вызвал сильную задымленность в Москве. Чрезвычайная ситуация заставила чиновников возродить нереализованные планы о затоплении торфяников, подготовленные после пожаров 2002 года.

Возрожденный план по затоплению торфяников предусматривает 670 млн долларов расходов в течение следующих трех лет. Чиновники не определили, какие населенные территории будут подлежать эвакуации и затоплению.

Любое распоряжение об эвакуации вызовет сопротивление местного населения. Как и жители прибрежных районов Луизианы в США, отказывающиеся покидать свои дома в сезон ураганов, дачники в Шатурском районе настроены решительно.

Специалисты расходятся во мнениях о масштабах необходимых мер. Евгений Шварц, директор по охране природы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, выступает за полную эвакуацию с участков старых торфовыработок.

«Мы должны выделить деньги, чтобы предоставить этим людям новые земельные участки. Иначе мы будем каждое лето сталкиваться с такой же угрозой новых пожаров», — передает The Wall Street Journal слова Шварца.

Между тем Татьяна Минаева, российский координатор проектов международного бюро по сохранению водно-болотных угодий, говорит, что план можно выстроить таким образом, чтобы можно было обводнять максимально возможные площади без выселения местных жителей. Этот подход считает более предпочтительным и Келлер.

Важнее повысить уровень воды в развитой сети каналов, вырытых несколько десятилетий назад для осушения болот. Если в этой системе будет больше воды, властям будут проще чаще затоплять старые торфоразработки и бороться с пожарами по мере их возникновения.

Для этого Москва должна выделить средства местным властям на восстановление заградительных и насосных механизмов, которые были с каналов украдены за годы после прекращения работы системы. По мнению Келлера, необходимо, насколько возможно, удержать воду на этой территории, чтобы следующей весной можно было ее эффективно использовать, когда торфяники высохнут и снова начнутся возгорания. «Но мы не хотим снова превращать Шатуру в болото», — передает слова Келлере The Wall Street Journal.

URL: http://www.bfm.ru/articles/2010/08/16/p … enija.html

0

2

Ученые не верят в заоблачную цену тушения торфяников

Проблема не в финансах, а в организованности

Ученые предостерегают чиновников от поспешных решений проблемы горящих торфяников, подчеркивая, что главная проблема – не столько финансовая, сколько организационная. Нужны грамотные решения, основанные на научном подходе и опирающиеся на поддержку населения, иначе нам не избежать новых природных катастроф.

Губернатор Московской области Борис Громов назвал популистскими слова столичного градоначальника, который 10 августа на заседании городского правительства заявил, что для успешной борьбы с пожарами в Подмосковье требуются «не те миллиарды, о которых говорил губернатор Московской области, а внимание и ответственность в работе». Громов посоветовал столичному руководству «изучить историю», «посмотреть, кому что принадлежит на территории Московской области, где происходят эти пожары» и добавил, что лучше бы Москва «поучаствовала в организации помощи».

Источником конфликта стал вовсе не накрывший столицу смог, а предложение областных властей разработать Федеральную целевую программу по обводнению торфяников в Подмосковье. Затопление торфяников, согласно подсчетам губернатора Московской области, обойдется федеральному бюджету в 20-25 миллиардов рублей.

Гигантская цифра сразу же вызвала недоумение и негативную реакцию, причем вовсе не у финансистов или политиков, а у ученых, которые в один голос стали говорить о том, что финансирование – важная, но не главная составляющая решения сложной проблемы торфяных пожаров. Так, например, профессор института народнохозяйственного прогнозирования Борис Ревич считает, что такие гигантские средства можно потратить с гораздо большей пользой. «Я понимаю, что обязательно надо бороться с торфяниками. Но 20-25 млрд на борьбу с ними - это фантастика. Если бы вы мне сказали, что речь идет о 2–3 млн на решение сиюминутной задачи – это еще понятно», - считает Ревич.

Ученый не без оснований утверждает, что «вместо того, чтобы давать рубль МЧС, дали бы 5 копеек из этого рубля на проведение профилактических мероприятий», и тогда «не надо бы было тратить миллиарды». Стоит добавить, что на первые мероприятия по затоплению подмосковных торфяников уже начались и на эти цели из федерального бюджета выделено 300 млн. рублей.

Директор Института лесоведения РАН Андрей Сирин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что главная причина возникновения торфяных пожаров – это фактическая бесхозность земель, на которых предполагалось вести торфоразработку. То есть болота было осушено и подготовлено к промышленному использованию, а затем наступили тяжелые времена, фирма обанкротилась, и земля оказалась заброшенной. Действующие торфоразработки, по словам Андрея Сирина, не представляют пожарной опасности, так как торфодобыча предполагает до 15-20 процентов инвестиций именно в противопожарные мероприятия!

«Бесхозными» земли считаются условно. Формальный хозяин у них, конечно, есть, только у него не хватает ни финансовых, ни организационных ресурсов на то, чтобы содержать это беспокойное хозяйство в порядке. Этот факт подтверждает и замминистра природных ресурсов и экологии Игорь Майданов, который говорит, что земли под осушенными торфяными болотами могут управляться и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне. «Однако если торфопредприятие разорилось и не успело привести в порядок дела и земли, то они перешли в земли запаса, то есть нераспределенный земельный фонд, который может управляться как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Федерации», - отмечает он. Именно такие земли и представляют наибольшую пожарную опасность.

Кстати, в отличие от высшего областного руководства, главы администраций отдельных подмосковных районов уповают вовсе не на гигантские средства, а именно на организацию и предлагают целый ряд довольно эффективных и вполне подъемных мер.

Так, глава Шатурского района Андрей Келлер считает, что нужно на государственном уровне обязать электростанции использовать в виде топлива торф, хотя бы частично заменяя им газ. Сиюминутной выгоды от этого не будет, но стратегически это правильное решение. Возрождение торфоразработок – это и рабочие места и обязательные инвестиции в пожарную безопасность. Во времена активной работы предприятия «Шатурторф» его собственная пожарная часть насчитывала 80 машин! Руководитель Шатурского района считает, что создать эффективную систему можно за 2-3 года, предпроектные решения уже имеются.

Глава Луховицкого района Николай Исаенков полагает, что можно использовать имеющую в районе систему каналов. Она находится в запущенном состоянии, но вернуть ее к работе можно, частично отремонтировав, частично восстановив. По предварительным оценкам, на это потребуется порядка 1 млрд рублей.

Руководитель Ногинского района Владимир Лаптев подходит к делу с научной точки зрения. На территории района находится Всесоюзный НИИ гидрогеологии, с которым администрация активно сотрудничает. У ученных имеется готовый план действий по обводнению, который они разработали несколько лет назад. Если ранее план не вызвал особого энтузиазма в «высших сферах», то теперь эти разработки очень востребованы.

В России существует успешно реализованный проект массового обводнения осушенных торфяных болот – это природный парк Мещера, где работы были начаты 10 лет назад. Сегодня об этом опыте говорят все специалисты, которые в один голос заявляют, что главным в этом масштабном проекте было не финансирование (хотя оно и было значительным). Первые попытки обводнения болот в Мещере натолкнулись на жесткое сопротивление местного населения. Жители даже разрушали гидротехнические сооружения. Затем была разработана стратегия сотрудничества с населением, которое было привлечено к работам. Проект состоялся при поддержке администрации района Гусь-Хрустальный, Владимирской области, Минприроды РФ, а также при огромном вкладе волонтерского труда и содействии местного населения.

Для того, чтобы уговорить большое количество людей оказать поддержку какому-то проекту, нужны не финансовые средства, а большие организаторские способности Ученые обращают особое внимание на тот факт, что чиновники сегодня предлагают сиюминутные «пожарные» решения (все залить водой и дело с концом), которые могут обернуться другими экологическими бедствиями. Обводнение – это не простая операция, для каждого конкретного участка должен был подготовлен специальный проект, специальная система мероприятий.

РБК daily, 16.08.2010

http://www.rbcdaily.ru/print.shtml?2010 … cus/502723

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » УЖАСНЫЙ КОНЕЦ ИЛИ УЖАС БЕЗ КОНЦА ... » Полмиллиона дачников Подмосковья в зоне затопления 16 августа 2010