Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Могут ли заблокировать сервисы «Яндекса»?

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Могут ли заблокировать сервисы «Яндекса»?

Компания не удовлетворила запрос ФСБ предоставить ключи шифрования, утверждают источники РБК. Может ли быть конфликт между ведомством и компанией и к чему это приведет? Мнения опрошенных Business FM экспертов разделились

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/06/04/tass_30149654.jpg
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Обновлено в 16:54

«Яндекс» не предоставил ФСБ ключи шифрования сервисов «Почта» и «Диск», пишет РБК. По данным издания, запрос ведомства поступил в компанию «несколько месяцев назад», но «Яндекс» его все еще не удовлетворил, хотя закон на это отводит десять дней.

В случае отказа предоставить ключи шифрования Роскомнадзор вправе обратиться в суд с требованием о блокировке сервисов компании, как это произошло с Telegram. О чем может говорить отсутствие предписаний Роскомнадзора?

Федор Кравченко
управляющий партнер Коллегии медиаюристов

«То, что этот вопрос возник только сейчас, свидетельствует о том торге, который Роскомнадзор обычно ведет с крупными игроками, действуя «методом питона», используя каждое действие и каждый шаг своей жертвы для того, чтобы дополнительно сжать кольца на ее шее. Понятно, что уже много лет «Яндекс» соответствует всем критериям, которые заложены в ст. 10.1 закона «Об информации» и которые говорят о том, кто такой организатор распространения информации в сети интернет. Поэтому этот вопрос вполне мог возникнуть и год, и два назад, и даже больше. Что касается тактики Роскомнадзора, обычно он сочетает угрозы всевозможных административных санкций и высшую меру наказания для интернет-сервисов — блокировку в России — с некими компромиссами, которых старается достичь в закулисных или в полугласных переговорах, о которых, кстати говоря, Роскомнадзор сам часто сообщает в прессе, особенно когда они заканчиваются успешно. Правовой инструментарий «Яндекса», к сожалению, очень ограничен, но не тем, что в законодательстве отсутствуют какие-то нужные ему нормы, конституция гарантирует тайну переписки и допускает ее ограничение на основании судебного решения, однако современная правоприменительная система в России практически не обращает внимания на такие конституционные абстракции. Хотя «Яндекс», безусловно, крупный игрок, и у него тоже есть определенные лоббистские возможности, я полагаю, что все его хорошие перспективы находятся в плоскости именно переговоров и достижений компромисса с правоохранительными органами, а не победы в суде».


Хотя речь идет только о ключах «Диска» и «Почты», все сервисы «Яндекса» используют единую пару логин-пароль, так что выдача может открыть третьим лицам доступ в том числе к финансовым сервисам экосистемы. По словам источников РБК, в «Яндексе» считают, что ФСБ слишком широко трактует норму «закона Яровой». «Сессионные ключи дают доступ не только к сообщениям в почте, но и позволяют анализировать весь трафик от пользователей к находящимся в реестре сервисам «Яндекса». Дешифровка всего трафика несет значительные риски в плане безопасности», — цитирует собеседника издание.

Если «Яндекс» пойдет на принцип, возможна ли блокировка его сервисов? Комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев:

— Я думаю, возможна, поскольку властям, в том числе правоохранительной системе, нужно доказать свою эффективность, что они работают, функционируют. Поэтому я не исключаю, что возможны какие-то временные блокировки.

— Чем чревата для «Яндекса» передача ключей ФСБ?

— Чревата тем, что ФСБ может получить неограниченный доступ ко всей переписке. В принципе очень странная инициатива со стороны ФСБ, поскольку у нас есть тайна переписки, и правоохранительные и силовые структуры имеют право получить доступ к переписке лишь по судебному решению. Соответственно, они получают судебное решение на конкретного человека, на конкретную почту. В данном случае речь идет об абсолютно всей глобальной системе, обо всех переписках. Поэтому в принципе мне позиция «Яндекса» понятна и ясна.

— Есть версия о том, что «Яндексу» наиболее выгодно отдать ключи шифрования, но заявить через источники, как сейчас, что они отказываются отдавать, сохранив репутацию. Такая версия имеет право на жизнь?

— Да, это нормальная версия, большинство компаний так и действуют. Они сначала пытаются сопротивляться, потом через давление они понимают, что сопротивление бесполезно. Многие мессенджеры склонились именно к такой версии.


Как пишет РБК, «Яндекс» видит в действиях властей «угрозу своему конкурентному положению». По словам источников, ФСБ не принуждает к такому сотрудничеству иностранные компании, поэтому «Яндекс» обеспокоен возможным оттоком пользователей.

При этом не ясно, зачем ФСБ вообще потребовался прямой доступ к ключам. Как отмечает РБК со ссылкой на данные судебного департамента при Верховном суде, в прошлом году российские суды удовлетворили более 800 тысяч ходатайств правоохранительных органов об ограничении прав на тайну переписки, отклонено менее 7 тысяч.

Генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский сомневается в наличии конфликта между «Яндексом» и ФСБ.

Алексей Раевский
генеральный директор компании Zecurion

«Такая история выглядит очень странно. Нет никаких подтверждений от сторон. По идее, если бы «Яндексу» угрожала какая-то блокировка, если бы у него что-то такое спросили, то это выяснилось бы не через три месяца из каких-то непонятных источников, а они бы об этом сами стали громко кричать на каждом углу, чтобы как-то придать дело огласке. Поэтому это все довольно странно. У клиентов, у рынка нет никаких иллюзий на эту тему. Если с тем же Telegram Павел Дуров еще пытается каким-то образом себя позиционировать как борца за свободу и за приватность, у «Яндекса» никогда такого имиджа не было, поэтому я не думаю, что у кого-то есть на эту тему какие-то иллюзии, что «Яндекс» будет от спецслужб, рискуя своим положением на рынке, своими отношениями с властями, защищать интересы каких-то пользователей».


В компании «Яндекс» заявили, что в ответ на требование ФСБ о передаче ключей шифрования выступили за исполнение законодательства без нарушения приватности данных. Там отметили, что полностью разделяют важность цели закона, на который ссылаются СМИ, а именно соблюдение интересов безопасности. В компании считают возможным исполнение закона без нарушения приватности данных пользователей.

Число пользователей своих основных сервисов «Яндекс» не раскрывает. Как пишет РБК со ссылкой на данные SimilarWeb, на «Яндекс.Почту» в апреле этого года зашли более 400 млн раз, а на «Яндекс.Диск» — почти 30 млн.

https://www.bfm.ru/news/415891

0

2

«Яндекс» прокомментировал сообщения о передаче ключей шифрования ФСБ

В компании заверили, что соблюдать закон возможно без нарушения приватности данных пользователей

«Яндекс» прокомментировал сообщения СМИ о требовании ФСБ предоставить ключи для дешифровки данных пользователей сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск». Компания выступила за исполнение законодательства без нарушения приватности данных. Там отметили, что закон применяется не только к «Яндексу», но ко всем организаторам распространения информации, доступным на территории РФ, включая все почтовые сервисы, мессенджеры и социальные сети.

«В законе говорится о предоставлении информации, «необходимой для декодирования сообщений», из него не следует требование о передаче ключей, которые необходимы для расшифровки всего трафика», — говорится в сообщении. В пресс-службе компании

поясняют, что целью закона является соблюдение интересов безопасности. «И мы полностью разделяем важность этой цели. При этом исполнение закона возможно без нарушения приватности данных пользователей, мы считаем важным соблюдать баланс между безопасностью и приватностью пользователей, а также учитывать принципы равноприменимости регулирования для всех участников рынка», — пояснили в компании, пишет ТАСС.

https://www.bfm.ru/news/415917

0

3

СМИ: ФСБ запросила у «Яндекса» ключи шифрования переписки пользователей

Компания отказывается их передавать. За аналогичный отказ ранее был заблокирован Telegram, сообщает РБК

ФСБ несколько месяцев назад направила в «Яндекс» требование предоставить ключи для дешифровки данных пользователей сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск», рассказали РБК источник на ИТ-рынке и собеседник, близкий к «Яндексу».

«Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» находятся в реестре организаторов распространения информации (ОРИ), то есть интернет-площадок, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями. Согласно так называемому закону Яровой, с 20 июля 2016 года Центр оперативно-технических мероприятий ФСБ может потребовать от любого сервиса из реестра ОРИ передать ему «информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и/или обрабатываемых электронных сообщений пользователей сети интернет».

Оба источника РБК утверждают, что за прошедшее время «Яндекс» так и не предоставил в спецслужбу ключи, хотя по закону на это отводится не более десяти дней. Ранее из-за отказа поделиться ключами в России по решению суда был заблокирован мессенджер Telegram.

В случае с Telegram, который был заблокирован в апреле 2018-го, правоохранительные органы хотели получить ключи для дешифровки пользователей, которые подозревались в организации терактов в метро Санкт-Петербурга. В свою очередь основатель Telegram Павел Дуров отказался передавать информацию, мотивируя это защитой частной жизни и политикой конфиденциальности.

Представитель пресс-службы «Яндекса» сообщил РБК, что компания «работает в полном соответствии с действующим законодательством». Он отказался отвечать на вопросы о том, действительно ли «Яндекс» получил требование от ФСБ предоставить ключи шифрования и не передал их.

По словам источника РБК на ИТ-рынке, в «Яндексе» считают, что ФСБ слишком широко трактует норму «закона Яровой». «Спецслужба требует от компании предоставить сессионные ключи, которые, по сути, дают доступ не только, например, к сообщениям в почте, но и позволяют анализировать весь трафик от пользователей к находящимся в реестре ОРИ сервисам «Яндекса». Не говоря уже о том, что дешифровка всего трафика в рамках пользовательской сессии несет значительные риски в плане безопасности», — рассказал собеседник агентства.

По данным SimilarWeb, число посещений «Яндекс.Почты» в апреле 2019 года составило 432 млн, а «Яндекс.Диска» — 27,32 млн.

https://www.bfm.ru/news/415872

0