Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Почему триллионные траты на нацпроекты не улучшают ситуацию


Почему триллионные траты на нацпроекты не улучшают ситуацию

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Почему триллионные траты на нацпроекты не улучшают ситуацию

Мониторинг Счетной палаты показывает невыполнение большинства национальных целей. Что ожидаемо: нет ни реформ, ни роста социальных расходов

Первые плоды

Заверения федеральных чиновников и депутатов о том, что плоды объявленных Владимиром Путиным год назад нацпроектов население увидит уже в этом году (о чем заявила, например, руководитель «культурного» проекта «Единой России депутата Госдумы Ольга Казакова) пока не оправдываются.

О реальной ситуации начала сообщать Счетная Палата. На ее главной странице появился «Мониторинг достижения национальных целей». Там в режиме реального времени появляются самые свежие данные о том, как исполняется «майский указ», который и лег в основу национальных проектов.

Красным цветом выделены параметры, по которым пока дело плохо. О каких национальных целях идет речь? «Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации» (она по-прежнему падает), «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан» (они снизились еще на 1,3%), «Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации» (доля живущих ниже прожиточного минимума увеличилась до 13,3% при целевом показателе 6,6%), «Обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов» (инфляция превысила 5%, а темп роста ВВП составил 2,3% при целевом показателе 3,2%).

Конечно, какие-то глобальные выводы делать рано. Но если посмотреть на одобренные Президиумом Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам паспорта этих проектов, то выявится интересная ситуация.

На примере здравоохранения

Возьмем, например, важнейший социальный проект — «Здравоохранение». На него за 2019−2024 гг. будет потрачено 1,7 триллиона рублей. Источники: федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов. И лишь 117 миллионов рублей (0,007% от общей суммы) — это некие внебюджетные источники.

Если взять долю этих расходов в ВВП, то в 2018 году (без учета платежей из региональных бюджетов на неработающее население) она составляла 3,3%. В 2019 году эта цифра возрастет до 3,5%, в 2020 году — до 3,6%, а в 2021-м упадет до 3,4%. Если же сравнить расходы в абсолютных цифрах, очищенные от инфляции, то в 2019 году предполагается рост по сравнению с предыдущим годом на 6,4%, в 2020 году — на 4,3%, но в 2021-м — уже падение на 1%.

Все это вызывает естественные вопросы. Даже 3,6% от ВВП — крайне низкий по мировым меркам уровень государственных расходов на здравоохранение. В странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития, куда мы еще недавно хотели войти, эта доля — 6,5%, а в таких странах, как Германия, Франция, США — и того больше. Неужели у нас состояние здоровья населения лучше, чем в этих странах и поэтому мы тратим на его поддержку в разы меньше денег, если пересчитать на среднестатистическую российскую душу?

Это не так. По показателям заболеваемости и смертности, по средней продолжительности жизни мы все еще ощутимо отстаем от мирового авангарда. Так почему вместо увеличения финансирования в 2021 году хотя бы до 4% у нас запланировано снижение и доли ВВП и абсолютного размера затрат? И это несмотря на широко разрекламированный национальный проект «Здравоохранение»!

Но может быть в 2022—2024 гг. случится какое-то чудо и финансирование резко возрастет? Смотрим в паспорт национального проекта. В 2021 году будет (из всех источников) потрачено 300 млрд руб., в 2022-м чуть больше — 313 млрд, но в 2023 году — всего 270 млрд, а в 2024 году еще меньше — 267 млрд руб. И это без учета инфляции.

Можно, конечно, указать, что выделяемые более чем скромные деньги будут тратиться эффективнее за счет таких современных подходов, как «Бережливая больница» (в паспорте национального проекта названная «новой моделью медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»), внедрение инновационных технологий и т. п. Но, как показывает практика, если какие-то средства и будут сэкономлены, то они будут востребованы на расширение высокотехнологической медицинской помощи (а она ох как недешева) и восстановление порушенной в результате непродуманной «оптимизации» сети учреждений здравоохранения в сельской местности и отдаленных районах.

При такой картине не очень верится в то, что будут достигнуты амбициозные цели по снижению заболеваемости смертности населения, повышению (чуть ли не в 4 раза по сравнению в 2017 годом) экспорта медицинских услуг.

А что с образованием

Если смотреть с точки зрения доли расходов на сферу образования в ВВП за счет всех государственных источников, то нынешние 3,6% точь в точь пролонгируются и на 2019−2021 гг. Это сопровождается небольшим ростом и абсолютных цифр, очищенных от инфляции: по сравнению с предыдущим годом в 2019 году — 2,6%, в 2020-м — 0,7% и в 2021-м — 1,9%.

Однако, если обратиться к паспорту национального проекта «Образование», то там, после упомянутого роста в 2019—2021 гг., в 2022—2023 гг. запланировано небольшое, но снижение расходов на целых 10%. И лишь в 2024 году, когда надо будет отчитываться о поставленных в майском (2018 года) указе целях, снова запланирован небольшой рост — на 4%, который никак не компенсирует падение предыдущих годов.

Если использовать международные сравнения, то доля государственных расходов на образование в ВВП в Германии — 5,3%, Канаде — 4,9%, Франции — 5,6%, США — 4,4%. При этом надо учитывать, что среднедушевой ВВП в перечисленных странах больше российского не на считанные проценты, а в разы. Поэтому очевидно, что если мы хотим догонять наиболее передовые страны в этой сфере — ключевой с точки зрения развития в XXI веке, то отлитые навечно в граните 3,6% — это просто-напросто гарантированное отставание со всеми отсюда последствиями и для качества человеческого капитала, и для экономики России.

Конечно, и здесь так же, как и в случае со здравоохранением, можно посетовать на недостаточную эффективность использования даже тех средств, которые выделяются. Одно отсутствие теплых туалетов в значительной части сельских школ на это ясно указывает. Но за счет «бережливости» и, допустим, реальной борьбы с разворовыванием бюджетных денег, тот зияющий разрыв, который мы имеем по отношению к передовым странам, не ликвидировать.

Что может исправить ситуацию

Все-таки и в здравоохранении, и в образовании, а также во всех других не менее значимых социальных сферах (культура, пенсионное обеспечение и социальная защита), нужны достаточно быстрые действия по радикальному увеличению государственного финансирования на базе (внимание!) давно назревших фундаментальных реформ принципов всей нашей жизни.

Например, настоящий бюджетный маневр в сторону социальной сферы возможен даже при нынешних масштабах экономики. Для этого достаточно поменять нашу внешнюю политику, чтобы не тратить понапрасну триллионы рублей на гонку вооружений и раздувание сверх всякой меры т.н. правоохранительных структур.

Не менее важно прекратить наращивание присутствия государства в экономике, которое оборачивается все большими бюджетными расходами на безвозвратную поддержку всякого рода корпораций и их мегастроек.

В рамках этих двух принципиальных сдвигов в политике нашего государства можно было бы приступить к децентрализации власти — восстановлению и укреплению местного самоуправления с передачей ему налоговых источников для реализации программ в образовании, здравоохранении, культуре и социальной защите.

По мере создания новой базовой институциональной сетки, из которой состоит государство, можно начинать и реформы (там, где это необходимо) в самих социальных отраслях, быстро насыщая их дополнительными деньгами.

Понятно, что вся эта махина изменений носит политический характер. Ее запустить может только власть, не боящаяся критики и оппонирования, умеющая вести диалог и находящаяся под контролем разнообразных, не контролируемых государством СМИ, не притворного, имитационного, а боевитого гражданского общества.

Состоится ли у нас когда-нибудь старт такого рода реформ? Публичных признаков этого пока не вижу. Но убаюкивающие мантры о стабильности уже не спасают от нарастания подспудных сдвигов в общественном сознании в сторону необходимости изменений. Социология об этом говорит все более и более убедительно. Выльется ли это рано или поздно в открытый внутриполитический кризис или произойдет качественная эволюция нынешнего государства — вот главная развилка российской истории ближайших лет. Любая развязка сделает страну другой.

Евгений Гонтмахер, член экспертной группы «Европейский диалог», 09 апреля 2019, 10:12

https://openmedia.io/exclusive/pochemu- … situaciyu/

0

2

Евгений Гонтмахер: Как власти совершенствуют отчетность вместо жизни

12:32 , 28 мая 2019

АВТОР
Открытые медиа
упрощаем доступ к общественно значимой информации

Пока правительство множит национальные проекты, цели и заведомо невыполнимые планы, тают шансы на стабильность, не говоря о росте экономики

В чем подвох

Вокруг феномена, который породил Владимир Путин, подписав в прошлом году свой очередной «майский» указ, плодится всё больше и больше правительственных документов. Вместо долгожданного роста экономики — растет количество национальных проектов и национальных целей.

Напомним, что начиналось всего лишь с 9 национальных целей.

https://echo.msk.ru/blog/openmedia/2434417-echo/%D0%B0%C2%A0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D1%82

Скажем, пресловутое снижение бедности. Если выявлять ее по давно устаревшему, допотопному показателю «прожиточного минимума», то это попадание пальцем в небо. В этом году Росстат (!) опубликовал доклад по результатам своего большего многолетнего исследования о том, как измерять бедность. В нем утверждается, что бедность «многомерна» и для оценки ее масштабов надо использовать сразу три метода:

1) индекс этой «многомерности»;

2) депривационный (т.е. оценивающий «лишения») подход;

3) анализ социальной исключенности.

На этом фоне на «национальную цель» по бедности смотришь с явным недоумением.

Или возьмем национальные цели, посвященные инновациям и цифровизации. В тексте указа говорится об «увеличении количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа». Как понять, что такое «технологические инновации»? И какие организации имеются в виду? Все юридические лица, зарегистрированные в России? Так ведь их миллионы и среди них торговые точки, бытовое обслуживание, бюджетные учреждения, благотворительные структуры и много чего другого.

Про цифровизацию: сказано об «обеспечении ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере». Как этого зверя пощупать? Как отчитываться перед президентом в 2024 году?

Не менее загадочна и последняя по счету «национальная цель». Что значит создать в базовых отраслях экспортно-ориентированные сектора, с «высококвалифицированными кадрами»?

Чтобы опредметить все эти «национальные цели», президент в том же «майском» указе предписал утвердить до 1 октября 2018 г. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предусмотрев механизмы и ресурсное обеспечение достижения национальных целей». Вот уже два дополнительных управленческих документа.

Ещё больше целей

Но это только начало пути. В соответствии с тем же указом правительству было поручено разработать теперь уже 12 «национальных проектов (программ)» по темам, которые связаны с 9 «национальными целями» непонятной логикой.

https://d1i8w0abbmkdsg.cloudfront.net/files/2019/05/12.jpg

Наверное, какая-то логика в этих 12 пунктах все-таки есть. Например, для реализации национальной цели по бедности нужны усилия по всем этим направлениям. Но вот только как для этого обеспечить синергию между, например, экологией и наукой, цифровой экономикой и автомобильными дорогами?

Ровно также понятно, что все эти 12 факторов важны для обеспечения «национальной цели» по обеспечению темпов роста российской экономики выше среднемировых. Но где-то, что называется «факторный анализ», показывающий степень влияния каждого из элементов системы на конечный результат?

Потенциально есть и более сложные эффекты. Например, отставание в сфере здравоохранения может свести к нулю усилия по повышению качества образования, критически задержит формирование рынка высококвалифицированных кадров, столь необходимых для «технологического развития».

Или: как «устойчивый естественный прирост» влияет на занятость? Ведь повышение рождаемости оставляет дома матерей, а снижение смертности увеличивает численность неработающих пенсионеров!

Ответы на все эти вопросы можно было ожидать в утвержденных к концу прошлого года правительством национальных проектах. Но ознакомление с ними, как я уже здесь писал, принесло разочарование: ни в здравоохранении, ни в образовании, ни в других социальных сферах улучшения ситуации не предвидится.

По своей сути национальные проекты оказались совокупностью более мелких, так называемых федеральных проектов, просто механически объединенных под общей шапкой.

Зато сколько новых документов появилось на свет! Для того, чтобы что-либо понять про планы реализации «майского» указа, нужно обладать поистине выдающимися бюрократическими способностями.

Попытка разобраться

Видимо, именно поэтому правительство недавно выпустило очередной документ, который должен помочь разобраться в этом ворохе бумаг и ответить на главный вопрос: как именно всё будет происходить в реальной жизни. Называется этот документ «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года».

Что становится видно, когда прочитаешь эти 27 страниц?

Возьмем, например, две национальные цели — «обеспечение устойчивого естественного роста населения» и «повышение ожидаемой продолжительности жизни». Они объединены в один раздел, в котором повторяются целевые параметры из «майского» указа, а потом используются обороты типа «будут обеспечены», «совершенствование», «создание условий» без всякой разбивки на конкретные действия, увязанные со сроками и расходами. И так по всем национальным целям.

Лишь в конце этого «плана» есть таблица, в которой показано изменение индикаторов, характеризующих движение к национальным целям. Например, вот что предполагается в отношении «естественного роста населения».

https://d1i8w0abbmkdsg.cloudfront.net/files/2019/05/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg

Интересно, благодаря чему будет обеспечен перелом тенденции уже в этом году? Объяснений нет. И, конечно, выглядит анекдотичным скромная одна тысяча прироста в 2024 году, аккурат когда надо отчитываться о выполнении «майского» указа.

Кстати, в нем сказано про обеспечение «устойчивого» естественного роста населения. Поэтому сия символическая «единичка», даже если она будет нарисована в отчете, еще ни о чем не говорит. Может быть, после 2024 года снова результат будет в «минусах»? Но тогда, видимо, не будет и очередного «майского» указа?

Интересна и динамика роста продолжительности жизни.

https://d1i8w0abbmkdsg.cloudfront.net/files/2019/05/%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B.jpg

Обратите внимание: если в 2018 году по сравнению с 2017 годом этот показатель увеличился на 0,2 года, то потом ежегодные темпы прироста нарастают — 0,3−0,7−0,9−0,8−1,2(!)-1,2 года. Откуда такое ускорение? Произойдут какие-то чудеса в здравоохранении? Но об этом, снова сошлюсь на свою предыдущую статью, в соответствующем национальном проекте ничего не сказано.

Очень похоже на подгонку под желаемый результат, никак не связанную с конкретными мерами и расходами.

Так что, делая вывод из погружения в гору правительственных бумаг, непонятно как национальные цели из «майского» указа будут выполняться. Впрочем, испытанный вариант есть — это манипулирование методиками и, в конечном счете, отчетностью.

Ну, а нашему обществу от этого жонглирования ничего не перепадёт. Для власти будет хорошим вариантом, если социальная ситуация останется в рамках политической стабильности.

Но шансов и на это становится всё меньше. По сравнению с первым кварталом прошлого года ВВП вырос всего на 0,5%, реальные доходы снизились на 2,3%, а очищенная от инфляции (которая, кстати, ускорилась) зарплата выросла всего на 0,4%.

Оригинал

https://echo.msk.ru/blog/openmedia/2434417-echo/

0

3

Искусственный беспорядок: что не так с новой версией нацпроектов

Российские национальные проекты не содержат четких целей, способных радикально обновить страну, зато бюрократия получила до 2024 года свободу маневра, которую вряд ли можно было обеспечить в рамках обычной бюджетной политики

Не успел Владимир Путин рассказать в ходе прямой линии о национальных проектах, «конечная цель [которых] заключается в том, чтобы поставить экономику на новые рельсы, сделать ее высокотехнологичной, повысить производительность труда и на этой базе поднять уровень жизни наших граждан», как правительство, по сути, засекретило этот сокровенный план, постановив исключить из паспортов нацпроектов как промежуточные ориентиры их исполнения, так и данные о достижении тех или иных результатов до самого конца отведенного на их выполнение шестилетнего периода.

Этот шаг, вызвавший удивление экспертного сообщества, представляется мне естественным, причем по нескольким причинам.

Неясность целей

Проблема нацпроектов в их нынешнем виде состоит в отсутствии у них классического проектного характера. Истории известно много программ, способных претендовать на статус «национального проекта». Объединяющей их чертой были не только существенные экономические изменения, но и достижение чего-то такого, что меняло самосознание нации. В Германии таким проектом были реформы Людвига Эрхарда, подведшие черту под послевоенной разрухой, в Китае — вывод населения из бедности при Дэн Сяопине, в США — масштабное дорожное строительство при Дуайте Эйзенхауэре и «лунная гонка» при Джоне Кеннеди и Линдоне Джонсоне. Может ли претендовать на схожий статус, например, национальный проект «Культура», предполагающий «проведение в пять ближайших лет 30 фестивалей детского творчества» и «создание 15 центров непрерывного образования работников культуры», — пусть каждый решит сам.

Кроме того, мы помним, что «приоритетные национальные проекты» были заявлены Владимиром Путиным еще в сентябре 2005 года и Дмитрий Медведев был избран в 2008 году президентом отчасти благодаря им. Однако даже первые проекты реализованы не были. В частности, к 2010 году проект по жилью не был выполнен ни по одному показателю: объем ввода 80 млн кв. м был достигнут лишь в 2014 году, но затем снова опустился ниже этой отметки. Майские указы 2012 года, вызвавшие массу «перегибов на местах», еще более усилили скепсис в отношении «проектных» подходов. Сейчас история нацпроектов насчитывает почти 15 лет, их число выросло с четырех в 2006 году до 12 сегодня, ежегодные расходы — с 134,5 млрд до более 2 трлн руб., но значимых результатов так и нет (темпы роста экономики в 2005–2008 годах составляли в среднем 6,7%, а в 2015–2018 годах — 0,2%, да и пятилетнее сокращение реальных доходов лишь подчеркивает, что выбранные стратегии далеки от оптимальных).

Наконец, важным моментом является возможность оценки практических результатов. В большинстве национальных проектов цели определены слишком расплывчато, чтобы быть значимыми: например, «ожидаемая продолжительность здоровой жизни должна вырасти до 67 лет», но этого можно достичь банальным изменением критериев «здоровости», на что наши управленцы большие мастера; создание при школах центров, «оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций», решается принятием критериев «современности» такой базы, и т.п. Конкретных задач в нацпроектах не ставится. Например, я бы ожидал увидеть в проекте «Здоровье» число хирургических операций по замене суставов, которых в России в 2018 году сделали 48 тыс. против 1,15 млн в США, но нет, там все только о количестве специалистов, которые будут направлены в сельские больницы.

Экономика отдельно

Не менее значимым обстоятельством является и связь системы национальных проектов с экономикой в целом. Наиболее дорогие из них (с общим бюджетом более половины от выделяемых 25 трлн руб.) — это проекты по автодорожному строительству, экологической инфраструктуре и демографии. С дорогами в стране ситуация сложная: за последние 20 лет выделяемые на их модернизацию и строительство средства выросли более чем в 30 раз, но внимание сосредотачивается на проектах, имеющих сугубо региональное значение (кольцевые дороги с обходами Москвы и Петербурга, проекты в районах Сочи и Владивостока, Крымский мост и т.д.). В общенациональном масштабе эффект растущих трат неочевиден. В экологии, где речь идет прежде всего о борьбе со свалками, давно пора привлекать иностранные компании, хорошо зарекомендовавшие себя в переработке отходов и коммерциализации производимой из них продукции, но этого не предполагается. В проекты не заложен механизм развития конкуренции. Поэтому средства будут освоены, но я не жду не только существенных результатов по конкретным направлениям, но и ускорения хозяйственного роста на макроуровне из-за очень низких мультипликаторов при использовании бюджетных средств.

Если бы власти действительно стремились изменить экономическую и социальную ситуацию в стране, «национальные проекты» должны были сводиться к двум большим программам. Одной могла бы стать действительно прорывная и мобилизующая общество инициатива — например, превращение России в страну с наиболее развитыми коммуникационными системами в мире (от космического интернета до суперсовременных платежных систем). Такая программа породила бы массу новых бизнесов и автоматически вызвала развитие передового образования, современных технологий и малого предпринимательства. Второй, несомненно, должна оказаться — и удивительно, что ей не нашлось места в дюжине нацпроектов, — борьба с бедностью, по масштабам сравнимая с программой «Великого общества» Джонсона. Этот проект мог бы предполагать отмену налога на доходы для лиц, получающих менее полутора прожиточных минимумов, существенное повышение пенсий и пособий, введение системы продовольственной помощи по образцу food stamps и многое другое. Его успех был бы предопределен, так как правительство просто дало бы денег людям, а уже они их потратили (власть в России умеет выделять бюджетные средства, но не использовать их). Помощь малообеспеченным запустила бы рост спроса на отечественные товары и подтолкнула развитие многих секторов (в тех же США $1 поддержки по SNAP добавляет $1,79–1,84 к ВВП). Однако и то и другое слишком «просто» с точки зрения логики российской бюрократии и потому реализовано не будет.

Нацпроекты в их нынешнем виде были анонсированы в мае 2018 года, их паспорта одобрены только в конце декабря (понятно, что в такое время это событие прошло почти не замеченным); сегодня, после полугода «гласности», промежуточные ориентиры забыты, и к тому же разрешено перебрасывать с одного проекта на другой средства, эквивалентные полутора федеральным бюджетам. Иначе говоря, до 2024 года отечественная бюрократия получила свободу маневра, которую вряд ли можно было обеспечить в рамках обычной бюджетной политики (поэтому не стоит серьезно относиться и к словам президента о повышении персональной ответственности), а заодно и идеальную отмазку, ведь все нацпроекты затрагивают сферы, с необходимостью развития которых согласится каждый разумный обыватель. И в том, что публика будет все реже информироваться о ходе выполнения национальных проектов, нет ничего неожиданного: Россия давно стала страной, в которой рассказы об успехах важнее их достижения. Нацпроекты не «пробуксовывают» — они просто приносят то, что и предполагали принести, ограниченному кругу лиц, которые считают себя тождественными России.

Об авторах

Владислав Иноземцев
директор Центра исследований постиндустриального общества

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/politics/24 … rom=center

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » СНИМАЕМ РЕЛЬСЫ СЗАДИ И КЛАДЕМ СПЕРЕДИ ... » Почему триллионные траты на нацпроекты не улучшают ситуацию