Страховым компаниям запретили навязывать допуслуги

Также при заключении договоров страховщики будут обязаны убедиться, что клиент правильно понял все условия и согласился с ними

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2019/05/07/strahovka.jpg
Фото: Klaus Ohlenschlаger/DPA/TASS

Нововведения, заложенные в базовые стандарты защиты прав потребителей страховых услуг и совершения страховщиками операций на финансовом рынке, вступили в силу 7 мая.

Теперь страховые компании не смогут навязывать клиентам дополнительные услуги, а при заключении договоров обязаны будут убедиться, что клиент правильно понял все условия и согласился с ними.

По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2018 году на «навязывание услуг» приходилось 10% всех жалоб клиентов. В основном, потребители недовольны работой посредников.

Как заявила глава департамента контроля страховой деятельности ВСС Людмила Сенькина, новые стандарты помогут сократить число жалоб на треть. Однако сегодня проблема навязывания остро не стоит, считает заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов:

Игорь Иванов
заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия»

«Очень сложно разделить навязывание и настойчивое предложение. Навязывание и профессиональную рекомендацию. Люди воспринимают подчас слова страховщика по-своему. Хотя, конечно же, в каких-то случаях происходит навязывание. Проблема с навязыванием полисов на самом деле уже ушла в прошлое. Это была болезнь периода, когда ОСАГО было труднодоступным, когда страховые компании несли колоссальные убытки по ОСАГО. Мучительно пытались закрыть эти убытки продажей других дополнительных страховых услуг. Просто люди, приходя за ОСАГО говорили: «Зачем мне это?» Иногда возникали конфликты».


Еще один пункт в базовом стандарте: правила оформления «инвестиционного страхования жизни». Страховщик обязан сообщить клиенту, что такой договор не гарантирует получение дохода. Раньше компании часто пользовались незнанием потребителя, отмечает эксперт сферы финансов и банковского дела московского отделения «Опоры России» Владимир Григорьев:

Владимир Григорьев
эксперт сферы финансов и банковского дела московского отделения «Опоры России»

«Страхование жизни — самый быстро растущий сегмент страхового рынка за последние два года. Иногда институты обуславливают предоставление одной услуги приобретением другой. Если вы приобретете такую услугу у нас, соответственно, у вас будет какая-то скидка по другой услуге. Или они продаются только в комплекте. Зато для вас это будет выгоднее, чем, если вы будете покупать одну. Ну, это, в общем-то, навязывание. Если человек заинтересован в какой-то одной конкретной услуге, вторая может его вообще не интересовать. Как это скажется на клиентах? Хорошо. Почему? Финансовые услуги, такие как страхование, по своей структуре несколько сложнее, чем банковские депозиты. Часто люди не всегда отдают себе отчет в том, что именно они приобрели и что они могут получить. Поэтому требования так подробно разъяснять, безусловно, большой плюс для создания цивилизованного финансового рынка».


Кроме того, новые правила касаются «периода охлаждения» в две недели, когда клиент имеет право отказаться от услуги и получить обратно свои деньги. Если потребитель за этот срок передумал, договор расторгнут, даже если агент не успел сообщить об отказе страховщику.

https://www.bfm.ru/news/413687