Bloomberg: как данные стали новой валютой для фермеров

Информационная революция пришла в сельское хозяйство. В то время как крупнейшие компании собирают информацию и делят массовый рынок сельскохозяйственных данных, небольшие игроки начинают осваивать премиальные сегменты. Bloomberg разобрался в деталях

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/1/49/755531760907491.jpg
Фото: Bloomberg Businessweek

Кукурузные и соевые поля в окрестностях Джесапа, городка на 2,5 тыс. жителей на равнинах Восточной Айовы, обрабатывали уже шесть поколений семьи Бена Ринше. Сегодня фермер получает со своих почти 5 тыс. га другой урожай — информацию. «Будущее за анализом данных и технологиями», — говорит Ринше, который до сих пор хранит записи своего деда о сборах кукурузы и количестве снесенных курами яиц. За пять лет работы с сервисом анализа данных Climate Corporation, входящей в немецкую Bayer, Ринше на 6% снизил потребности в семенах и на 11% — в удобрениях. При этом получает свои лучшие урожаи. «Раньше наши ноу-хау ограничивались ведением записей и постоянным наблюдением, — рассказывает он. — Теперь у нас сплошные цифровые технологии».

Собранная фермерами информация об урожаях, использовании удобрений, севообороте, осадках и десятках других показателей — лакомый кусок для таких компаний, как Bayer, Syngenta, DowDuPont или BASF. Эти игроки с помощью специального ПО анализируют данные, чтобы предсказать наиболее выгодные с точки зрения будущих урожаев сочетания семян, удобрений и ядохимикатов. Взамен они получают рост продаж своей продукции и стоимость подписки, которую фермеры платят за рекомендации, что лучше сажать и как обрабатывать. «Сколько раз я в фермерских сараях видел эти полки, уставленные блокнотами с данными об урожаях за последние 15 лет!» — сокрушается глава Climate Corporation Майк Стерн. По его словам, Bayer может оцифровать этот материал, совместить с другими данными и продать обратно фермерам. «Данные — это новая валюта», — говорит Стерн.

От дискет к искусственному интеллекту

Цифровизация сельского хозяйства началась не вчера. Еще в 1980-х годах данные о состоянии почв записывались на дискеты, чтобы рассчитывать потребности в удобрениях, а с приходом интернета компании для повышения качества своих рекомендаций создали базы данных, которые с тех пор постоянно разрастаются.

Сегодня этот тренд продолжает набирать скорость. Фермеры получают информацию напрямую в планшетные компьютеры в своих тракторах и используют современные технологии вроде беспилотников для опрыскивания, чтобы максимально увеличить урожайность с каждого квадратного метра полей. С каждым днем все больше фермеров хотят получать индивидуальные рекомендации в обмен на свои данные. Полученную от них информацию компании потом совмещают с данными с других ферм и после обработки методами искусственного интеллекта используют для составления еще более точных прогнозов. «Это постоянное циклическое развитие, ведь расширение приносит новые данные, на основе которых совершенствуются алгоритмы, а это ведет к улучшению рекомендаций и в конечном счете приводит в компанию новых клиентов с новыми данными», — объясняет аналитик консалтинговой компании Sanford C. Bernstein Гюнтер Зехман.

Конкуренция за доступ к информации

Ожидается, что к середине 2020-х годов объем рынка цифровых технологий для сельского хозяйства достигнет миллиардов долларов. Тем не менее пока компании только собирают свои базы данных, а стоимость подписки — от $2 за га — даже не покрывает затраты на обеспечение работы системы. У этого бизнеса «есть хорошие коммерческие перспективы, но пока это в значительной степени задел на будущее, потому что чем дальше, тем больше зависит от доступа к данным для анализа, — говорит Ханс-Ульрих Энгель, коммерческий директор BASF. — Со временем мы поймем, как правильно оценивать эти продукты и услуги. Сейчас рынок очень быстро меняется».

В борьбе за доступ к информации компании собирают данные от тысяч ферм. После покупки за $66 млрд биотехнологического гиганта Monsanto в гонке лидирует немецкая Bayer, у которой есть доступ к данным о почти 65 млн га обрабатываемых земель. За второе место борются BASF, Syngenta и DowDuPont, но о том, кто из трех успешнее, судить сложно, поскольку они по-разному оценивают свои посевные площади. «Для построения моделей нам надо как можно больше данных, — говорит Дэн Бердетт, возглавляющий цифровое направление в компании Syngenta, которая начала быстро расширяться, после того как в прошлом году ее за $47 млрд купила китайская ChemChina. — Мы хотим собрать статистику по базовым параметрам и заняться аналитикой».

Премиальные услуги

В то время как компании-гиганты заключают контракты с фермерами, обрабатывающими миллионы гектаров, небольшие игроки готовы предоставлять более ограниченному кругу потребителей премиальные услуги. Компания KWS Saat, которая начала поставлять семена немецким фермерам еще в 1856 году, предлагает спутниковые снимки высокого разрешения. По таким снимкам, к примеру, можно определить момент, когда ячменные поля достигают того оттенка желтого цвета, что указывает на готовность к уборке урожая. Еще компания работает над роботами, которые бы прыгали по неровным грязным полям и анализировали посевы, своевременно выявляя возможные проблемы. «Если растению плохо, оно отдает все силы верхним листьям, на которые падают солнечные лучи, — объясняет Лорелай Дэвис, отвечающая в KWS за развитие технологий. — На снимке с беспилотника или спутника вы увидите только эти верхние листья, хотя проблему надо искать под ними».

Ринше надеется, что к тому моменту, когда ферма перейдет его детям, информационная революция трансформирует отрасль. Поскольку потребители хотят знать происхождение того, что они едят, данные о том, как получен урожай и как он повлиял на окружающую среду, будут представлять огромную ценность. Когда мельник или пивовар захочет урожай кукурузы или ячменя, более обласканный солнцем или с большим содержанием крахмала, то сможет заказать его у фермера в начале сезона и отслеживать весь процесс выращивания. «Если я смогу предоставлять такую информацию, то наверняка найду покупателя на свой урожай», — говорит Ринше.

Материал — Bloomberg Businessweek

Автор: Эндрю Ноэл; перевод: Филипп Алексенко

https://pro.rbc.ru/news/5c9367d99a79477 … =column_19