Гонка на вымирание: убер-экономика проникает в неожиданные отрасли

Какие рынки успела изменить уберизация, в каких отраслях она будет развиваться в ближайшие годы и почему для ретейла это скорее хорошо, чем плохо?

В это сложно поверить, но международному агрегатору такси Uber в этом году исполняется всего десять лет. Его название еще задолго до юбилея не только стало именем нарицательным, но и способствовало возникновению целых отраслей, дав импульс к появлению бизнес-моделей для тысяч стартапов. Название компании Uber сегодня обозначает целый класс новых бизнесов и процесс трансформации целых отраслей.

Уберизируется все — пассажиро- и грузоперевозки, доставка еды, товаров, сфера бытовых услуг, работа медиков, преподавателей, мастеров индустрии красоты. По сути, речь идет о новой модели потребления, и правила игры в ее рамках определяет не поставщик, который диктует условия и определяет сроки выполнения заказа, а клиент, желающий получить услугу или товар в удобное время в удобном месте и удобном формате. Такая модель требует от бизнеса мобильности и гибкости. Но далеко не все крупные игроки способны переформатировать устоявшиеся бизнес-процессы и оперативно подстроиться под новые потребности клиента.

Компания IBM опросила более 5,2 тыс. топ-менеджеров в 20 отраслях и 70 странах и выяснила, что 54% респондентов боятся уберизации. Компании опасаются, что новые небольшие и более гибкие конкуренты дестабилизируют их бизнес. С представителями «убер-лайк-экономики», чей бизнес построен на прямых пиринговых сделках между клиентами и поставщиками услуг, невозможно бороться привычным снижением цен или улучшением характеристик продукта. Кроме того, убер-стартапы получают огромные объемы венчурных инвестиций. В результате бороться с ними становится сложнее даже состоявшимся игрокам рынка, которые работают по старым бизнес-моделям.

Но, как говорится, не можешь предотвратить — возглавь! Крупные корпорации, которые осознали глобальный тренд, начинают скупать новых игроков с готовыми платформами и интегрировать их технологии в собственные бизнес-процессы. Согласно данным того же опроса IBM более 80% респондентов видят в качестве стратегического плана развития своих компаний расширение цифрового взаимодействия. Развитие технологий делает уберизацию неизбежной. Поэтому, несмотря на все опасения, крупный бизнес готов меняться, чтобы выиграть в этой гонке.

Куда едет «Убер»

После такси флагманом уберизации, конечно, стал рынок доставки готовой еды. По данным компании NPD, с апреля 2017-го по март 2018 года он вырос на 19% по сравнению с сопоставимым периодом ранее. Доля агрегаторов на рынке доставки готовой еды составила 21%. Эксперты из инвестбанка USB считают, что именно доставка еды станет основным драйвером роста российского e-commerce и главной целью для инвесторов в ближайшие пять лет.

Похоже, скоро у отрасли могут появиться новые герои — на сей раз ветер перемен дует из Азии. Индонезийский стартап Gо-Jek побил рекорд Uber по скорости роста. Компания, которая лишь в 2015-м изменила бизнес-модель и запустила мобильное приложение, всего за три года превратилась из небольшой курьерской службы в крупнейшего сервисного агрегатора и крупнейшую платежную систему страны. Gо-Jek стала лидером по доставке еды и продуктов (в том числе вытеснив глобальную мобильную платформу для доставки еды Foodpanda), а также сформировала рынок всевозможных «услуг по запросу», от такси до массажа. Сервис привлек $1,5 млрд инвестиций и сегодня оценивается в $5 млрд, а его активная аудитория превысила 30 млн пользователей. Это единственный представитель Юго-Восточной Азии в списке Fortune «Компании, изменившие мир».

Отрасль здравоохранения — еще одна перспективная среда для убер-сервисов. Она обещает дать миру громкие имена. Издание The New York Times и аналитики CB Insights провели анализ стартапов и составили список из 50 проектов, которые в будущем могут стать единорогами (стартап-компании, капитализация которых превысила $1 млрд за пять лет). В него попали два медицинских убер-сервиса — китайский Miaoshou Doctor (приложение для прямой коммуникации между докторами и пациентами) и индийский Practo. В США убер-медицина уже стала частью повседневной жизни благодаря таким сервисам, как Doctors Making House Calls, Pager, Heal и Medicast.

Ретейл и сервисы по требованию

Уберизация стирает грани между товаром и услугой. За что вы платите, заказывая готовую еду? За услугу «заказ еды» или за товар — ресторанное блюдо с возможностью доставки? Сегодня недостаточно просто продавать товары, нужно продавать потребительскую ценность, которая улучшает жизнь клиента. Агрегаторы пытаются менять парадигму потребления, приучая клиентов получать желаемое на их условиях. Клиент приходит в строительный магазин не за банкой краски, а за красивой стеной. Его конечная цель — купить комфортную атмосферу. Просто большинство DIY-сетей пока не умеет продавать это напрямую.

Хороший пример отрасли подала шведская компания IKEA, которая купила американский on-demand-сервис бытовых услуг TaskRabbit. Теперь клиенты компании в Нью-Йорке могут использовать его для найма человека, который постоит вместо них в очереди к кассам, а затем привезет и соберет мебель. CEO IKEA Йеспер Бродин говорит, что эта сделка была нужна как раз для того, чтобы реагировать на изменения потребительской модели клиентов.

Еще один свежий кейс из США — партнерство Walmart с клининговым сервисом Handy.com (в октябре 2018 года его купила ANGI Homeservices, крупнейший маркетплейс услуг для дома). К платформе подключены 2 тыс. торговых точек ретейлера. С помощью приложения любой покупатель может вызвать мастера по установке видео- и бытовой техники, специалиста по сборке мебели или клининговых услуг.

Ретейл действительно может стать следующей отраслью, в которую глубоко проникнет уберизация. Причем речь не только о водителях и курьерах, техниках и рабочих, но и, например, об убер-мерчендайзерах или юристах. До 2019 года бизнесу в России было сложно и дорого нанимать массовый персонал на краткосрочные подряды официально. Но после введения закона о самозанятых работодатели могут привлекать частных лиц со статусом самозанятого с транзакционным налогом всего 4–6%.

Уберизация меняет привычные потребительские установки не только в сфере такси или логистики, но и во многих сегментах экономики. В этой модели клиент сам определяет условия, на которых готов сотрудничать с компанией, а не подстраивается под стандартные возможности и ограничения поставщиков услуг или товаров. Традиционные компании должны предоставить потребителям такую возможность либо потеряют клиентов.

Об авторах

Денис Кутергин
Сооснователь сервиса YouDo

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://pro.rbc.ru/news/5c9353799a79476 … =vitrina_2