Два процента сверху: что значит повышение НДС для интернет-магазинов

С 1 января 2019 года ставка НДС повышена с 18 до 20%. Мария Скурова, сооснователь клуба онлайн-распродаж Mamsy.ru, объясняет, как новый НДС скажется на онлайн-ретейле

С 1 января 2019 года ставка НДС повышена на 2% — с 18 до 20%. Кажется, что это незначительное изменение мало повлияет на цену потребительских товаров. Однако совсем недавно операторы сотовой связи начали предупреждать абонентов о пересмотре стоимости своих услуг. Многие российские компании будут вынуждены и дальше реагировать на повышение налога, инфляцию и колебание курса валют.

Переходный период

Бизнес, который работает на УСН, ЕНВД или патенте и пользуется услугами российских поставщиков, НДС не платит, так что повышение налога никак не повлияет на отчетность и внутренние процессы таких интернет-магазинов. Зато ретейлерам, которые сидят на общей системе налогообложения и не торгуют льготными товарами, к новому НДС надо было готовиться заранее.

У большинства интернет-магазинов переходный период начался еще несколько месяцев назад. Мы в Mamsy среагировали на нововведения сразу же, как только правительство одобрило 303-ФЗ, то есть в начале августа 2018 года. Мы составили «дорожную карту» нужных изменений, где учли все бизнес-процессы, и двигались по ней эти полгода, так что для себя никаких форс-мажоров не предвидим.

Есть универсальный набор действий, которые должны выполнить не только онлайн-ретейлеры, но и в принципе любые юридические лица, которые платят НДС в России.

- Во-первых, нужно сделать ревизию текущих договоров с поставщиками и подрядчиками. Ревизии подлежат те документы, где НДС указан отдельно, и те, где цена в принципе указана без НДС. Это важно для расчетов с контрагентами в 2019 году.

Для поставщика, который оказывает услуги юридическим лицам по договору, но не прописал рядом с ценой фразу «в том числе НДС», ничего не изменится: в 2019 году он автоматически увеличит счет на оплату на 2% (цена в договоре плюс новый НДС 20%).

Для поставщика, у которого в договоре сразу заложен НДС, все не так радужно, и получается, что в новом году его услуга будет стоить дешевле. Часто договорами предусмотрено повышение цен с определенной периодичностью, но повышение ставки НДС не является основанием для того, чтобы повысить цену услуги.

- Во-вторых, предприниматели обязаны следовать 54-ФЗ, или «закону об онлайн-кассах», который вступил в силу в июле 2017 года. Поэтому в связи с повышением НДС онлайн-бизнес должен обновить прошивку кассовых аппаратов, чтобы пересчитать налоговую ставку.

К счастью, 13 октября ФНС России опубликовала письмо, где объяснила, что в первом квартале 2019 года не будет штрафовать тех предпринимателей, которые подготовиться не успели. Одного квартала хватит, чтобы запаздывающие онлайн-ретейлеры смогли полностью обновить программное обеспечение на контрольно-кассовой технике. Иначе административный штраф: его выпишут в том случае, если в кассовом чеке указаны неверная ставка и сумма НДС при отражении полной суммы расчета.

Программное обеспечение нельзя обновить за один день. Даже в декабре, который считается пиковым сезоном для всех предпринимателей, мы стараемся каждый день обновлять что-нибудь по чуть-чуть. Но первое, с чего нужно начать тем, кто еще ничего не сделал, — это с обновления учетной бухгалтерской программы. У большинства это «1С», так что никаких сложностей здесь не будет.

Важный момент: лучше не затягивать с приемкой товара по договору, заключенному в 2018 году. Если подписать закрывающие документы за 2018-й в 2019 году, а НДС рассчитать по старой ставке 18%, налоговики могут решить, что ставка применена неправомерно. Тогда они начислят разницу, а это тоже грозит штрафами.

Как новый НДС повлияет на онлайн-ретейл и покупателей

Если говорить об онлайн-ретейле, основные изменения будут логистическими. Для Mamsy, как и для всех крупных и средних онлайн-ретейлеров, очень важны автоматизация процессов и интеграция с транспортными компаниями. Мы должны отслеживать и отгружать заказы, следить, как и когда они доставляются.

У нас есть своя курьерская служба, но она действует только в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а товары мы реализуем по всей России, так что с каждой из компаний-партнеров у нас разный договор и разная интеграция, но везде указана текущая ставка НДС. Эти договоры мы уже переделали, но бизнесу, который спохватился только сейчас, еще предстоит этим заняться. После перезаключения договоров предпринимателям придется заново тестировать интеграцию — нужно проверить, все ли работает так, как надо. На это потребуются средства и человеко-часы, так что письмо из ФНС, о котором мы говорили выше, пришлось как нельзя кстати.

Фактически НДС всегда платит покупатель: он уже заложен в цену товара. Но если клиент оплатил заказ в 2018 году, а получит его только в 2019-м, доплачивать ему не придется.

Никаких задержек при отгрузке товара быть не должно. Но, если компания не подготовила внутреннюю курьерскую службу, а клиент при заказе выбрал оплату при получении, может случиться так, что доставка задержится. Тогда бизнес должен забрать у курьеров кассовые аппараты, обновить прошивку и только потом отправить сотрудников на доставку.

НДС не менялся с 2004 года, но цены все равно росли, так что для повышения стоимости потребительских товаров есть и другие причины. Думаю, что повышение ставки налога на добавленную стоимость повлияет на общие цены, но точно не мгновенно (за исключением повышения цен на розничные товары на 2% с 1 января).

Об авторах

Мария Скурова
сооснователь компании Mamsy

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://pro.rbc.ru/news/5c35c30a9a79470 … rom=center