При выборе УШМ под свою руку смотрите на нижеперечисленые показатели.

Диаметр диска

Это основная характеристика. Он предопределяет, какой глубины сделать рез или охватить поверхность при шлифовке. Диаметр варьируется от 100 до 300 мм, но самые ходовые — 125 и 130 мм. Чем больше диск, тем обширнее спектр работ выполняет болгарка. Производители указывают верхний предел, поэтому если вы купите болгарку с 115 мм кругом, у вас не получится установить на нее пластину 125 мм или 150 мм.

С мощностью болгарки не стоит заморачиваться, ее предостаточно. У маленького инструмента она 600-1100 Вт, у большого от 2000 Вт, — не возникает ощущения, что УШМ слабенькая. Не думайте, что если болгарка помощнее, то и оборотов будет побольше. Нет! Обороты — величина стандартная. Эта цифра некоим образом не связана с мощностью. Все диски и насадки рассчитаны именно на эти обороты.

Чем шире диск, тем ниже скорость.

Круги малого диаметра (до 125 мм) рассчитаны на частоту вращений до 10-11 тыс. об/мин.

Диски 180 мм — на 8500 об/мин.

А круги диаметром 230 мм рассчитаны на 6650 об/мин.

Регулировка оборотов

Если резать плитку, регулятор еще как пригодится! Потому что плитку режут и мрамор полируют на средних оборотах, да и с пластиком работают в том же режиме, так он меньше плавится. Так что функция полезная: ею можно пользоваться при необходимости.

При снижении оборотов прямо пропорционально снижается мощность и охлаждаемость инструмента — болгарка сильнее греется.

Плавный пуск

Для маленькой болгарки эта функция и даром не нужна. И вот почему:

при плавном пуске обязательная условность — зажать гайку, которая держит диск, чтобы зафиксировать редуктор;

а при резком пуске ничего зажимать не надо. Достаточно на диск навернуть гайку и все: можно запускать! При резком пуске гайка вместе с диском какое-то время по инерции остается на месте, не крутится. А шток, который внутри с резьбой, проворачивается. За счет этого получается самозажимание диска — этого вполне хватает для безопасной работы.

Для крупной болгарки плавный пуск важен и нужен. Мощный инструмент при резком запуске потребляет много энергии. К тому же, на него «навешивают» тяжелые камни и щетки по металлу. При резком запуске образовывается большая ударная нагрузка на редуктор. Чтобы «пожалеть» его, чтобы не моргал свет и не горели пробки в электросчетчике, пусть лучше большая болгарка раскручивается плавно. Тем более, что на большой болгарке с плавным пуском или без него диск зажимать все равно придется.

Какой стороной диск ставят на болгарку — рисунком вовнутрь или наружу?

Не имеет значения, если на диске нет стрелки, которая указывает направление вращения. По правилам ставят диск металлическим колечком (то, что посередине) на рифленую шайбу. Не глядите на рисунок, смотрите на это кольцо, ставьте на рифленую поверхность, и круг прослужит дольше.

Защитный кожух и дополнительная боковая рукоять

Эти элементы делают работу со шлифмашинкой удобной, продуктивной и безопасной.

Кожух защищает от осколков. В зависимости от вида работы и используемой оснастки, его можно регулировать.

У бюджетных моделей с помощью отвертки или шестигранного ключа.

У профессиональных инструментов меняется угол наклона одним нажатием.

Дополнительная рукоять предназначена для удобного удержания инструмента. У некоторых моделей она поворотная в трех положениях — слева, справа и сверху корпуса.

Выбор болгарки 125

В бюджетном варианте она выполнена в виде пластиковой прорезиненной ручки.

У профессиональных моделей рукоятка оснащена антивибрационной системой. Она гасит трясучку, когда приходится работать часами, не выпуская болгарку из рук. Не так сильно устают кисти.

Тонкий диск режет лучше, чем толстый. Но им нельзя долго резать глубоко в распиле, камень быстро истончается. Поэтому используйте диски разной толщины в зависимости от глубины распила. Для кузовного ремонта пускают в дело диски толщиной 1,2 мм. А если резать трубу, лучше использовать потолще — 1,4 мм или 1,6 мм.

Выбор болгарки

Защита от пыли

Пыль — главный враг болгарки. С воздухом она попадает в середину инструмента и со временем наносит ущерб внутренним деталям. Самый распространенный способ защиты от пыли — броня обмоток двигателей. Их покрывают несколькими слоями специальной смолы. Некоторые производители делают пылеотводы внутри корпуса, устанавливают крыльчатку перед якорем двигателя, который отбрасывает крупные частицы пыли к стенкам корпуса. Таким образом, пыль проходит через корпус УШМ и не оседает на важных узлах инструмента.

Защитная система от заклинивания дисков

Срабатывает, когда кромка застревает в материале при резке. В таком случае двигатель остановится — тем самым предотвратит обратный удар и травмоопасную ситуацию.