Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » БИЗНЕС: КАМЕНЬ НАДЕЖДЫ ИЗ ГОРЫ ОТЧАЯНИЯ ... » Цена услуги: как привлечь бизнес в социальную сферу и не ошибиться


Цена услуги: как привлечь бизнес в социальную сферу и не ошибиться

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Цена услуги: как привлечь бизнес в социальную сферу и не ошибиться

Конкуренция за оказание социальных услуг нужна, но критерий низкой цены не может быть основным при допуске частных компаний в эту сферу

Общая черта многих социальных реформ в России — они готовятся в закрытом режиме. И эта кулуарность неизменно отражается на качестве. Нашумевшая пенсионная реформа не единственная новация в социальной сфере, которую власти подготовили, толком не обсудив ни с обществом, ни с экспертами.

Этим летом правительство внесло в Госдуму законопроект о социальном заказе. На днях Совет Думы включил его в примерную программу осенней сессии, и в случае одобрения он вступит в силу с 2020 года. Сейчас услуги отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения и других, оказывающих людям бесплатные и льготные услуги) предоставляются в основном бюджетными учреждениями. Им устанавливаются задания, предписывающие количественные и качественные характеристики услуг, которые они должны предоставить потребителям.

В случае принятия законопроекта ситуация кардинально изменится. На смену директивному заданию придет конкурентный заказ, размещаемый либо путем проведения конкурса, либо на основе выдаваемых гражданам сертификатов, по которым они могут получить определенный объем услуг. Участниками конкурса или претендентами на сертификаты могут быть как бюджетные учреждения, так и частные организации.

Замысел хороший: в результате, как предполагается, вырастет конкуренция в социальной сфере и на этой основе повысится качество услуг. Но принятие законопроекта в его сегодняшнем виде может привести к прямо противоположному эффекту.

Возможный ущерб

Все последние годы особой заботой государства, прямо им декларируемой, является повышение качества социальных услуг. Здесь и показатели качества в заданиях учреждениям, и нормативное финансирование бюджетной сферы, и формирование независимой системы оценки качества услуг. Тем более странно выглядит законопроект, в котором предлагается совершить радикальный поворот от качества услуг к экономии средств на их оказание.

В законопроекте разрешается использовать ценовой критерий при отборе поставщиков социальных услуг (университетов, техникумов, школ, больниц, учреждений социального обслуживания), которые будут работать за бюджетные деньги. Иными словами, какие учреждения и организации меньше запросят за свою работу, те и получат заказы. Но при таком подходе качество образования, здоровье людей, условия жизни инвалидов и пожилых граждан оказываются на втором плане.

Также в ущерб качеству может сработать предусмотренный в законопроекте «компенсационный» порядок финансирования услуг «утром стулья, вечером деньги». Он чреват хроническим недостатком средств у организаций, что может отразиться на эффективности их работы.

Кроме того, законопроект носит чрезмерно рамочный характер, он не регулирует многие важнейшие вопросы формирования и исполнения социального заказа, а оставляет их решение на волю чиновников. Последствия очевидны: у общества будет меньше возможностей обсуждать и контролировать действия государства в социальной сфере.

Неудобства для бизнеса

Цель этих законодательных новаций — развитие конкуренции путем привлечения к оказанию государственных услуг частных организаций. Казалось бы, для этого законопроектом должны быть созданы все правовые условия. Но это не так. Приведу примеры.

Центральный для частных компаний вопрос — оплата оказанных услуг. Здесь встречаемся с откровенной странностью: объем финансового обеспечения социального заказа определяется в порядке, аналогичном порядку, установленному для государственного задания. Причем он одинаковый для государственных учреждений и частников. Но частные организации в отличие от бюджетных учреждений не могут получать деньги на содержание закрепленных за ними больниц, библиотек и театров. Для них понятие «закрепленное имущество» лишено смысла.

Частников ждет перспектива финансового контроля их работы по исполнению социального заказа со стороны казначейства, где они будут обязаны открывать счета. Но при этом менять условия договора о выполнении социального заказа государство сможет произвольно, что вряд ли понравится частной компании. В законопроекте сказано: «В случае внесения изменений уполномоченным органом в показатели, характеризующие объем, условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, включенные в соглашение, заключаемое по результатам отбора исполнителей услуг, заключается дополнительное соглашение к такому соглашению» (ч. 1 ст. 23).

В каких именно случаях и какого рода изменения вправе вносить уполномоченный орган, не определено. Представим, что, выиграв конкурс, организация закупила новое оборудование, расширила штат сотрудников в расчете на определенный объем услуг и соответствующие финансовые поступления. А затем заказчик по каким-то причинам уменьшил и то и другое. Это может для исполнителя закончиться банкротством.

В зоне риска окажутся и работники бюджетных учреждений: при обострении конкуренции многие из них могут лишиться работы. А тут еще увеличение возраста выхода на пенсию. Я не за сохранение плохо работающих учреждений, но нужны механизмы помощи попавшим в трудную ситуацию людям.

Как поправить в общем-то полезный документ? В каждой из отраслей социальной сферы уже создана правовая база, позволяющая привлекать частные организации к оказанию государственных услуг. Но имеются серьезные недостатки в регулировании собственно процедуры отбора поставщиков в части обеспечения ее объективности и прозрачности. Поэтому нужно максимально конкретизировать эти процедуры, которые пока оказались сброшенными на уровень подзаконных актов. И главное — необходимо «разминировать» законопроект, прямо запретив в нем использование ценовых критериев при конкурсном отборе поставщиков услуг.

ОБ АВТОРАХ

Борис Рудник
директор Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/economics/1 … m=center_6

0

2

Аудитория без границ

Мы привыкли думать, что компании, расширяющие ассортимент и клиентский сервис для людей с инвалидностью, в первую очередь заявляют о своей социальной ответственности. Отчасти это действительно так. Но лишь отчасти. Дело в том, что люди с ограничениями по здоровью — это большой пласт аудитории, которую можно дополнительно привлечь, если грамотно выстроить с ней отношения. То, как это сделать, обсудили эксперты на дискуссии «Экономика универсального дизайна», организованной социальным предпринимательским проектом Everland при поддержке «Билайн».

http://plus-one.rbc.ru/files/image/blind-person-is-a-customer-vector-11730906.jpgkomm+rbc_inside.png
Фото: vectorstock.com

По данным Минтруда в России живут 13 млн людей с инвалидностью. Еще 40 млн — с ограничениями здоровья. Например, те, кто восстанавливается после сложных операций, травм или инсульта. Все они — покупатели, потребители и клиенты. И есть как минимум шесть сфер бизнеса, куда они придут, если компании дадут им такую возможность.

1. Ритейл

Сегодня совершить практически любую покупку можно онлайн. Но как показало исследование Everland, доставка продуктов на дом есть лишь в магазинах со средним уровнем цен и выше. У бюджетных сетей, например, «Пятерочки» или «Магнита», которыми в основном и пользуются люди с инвалидностью, услуг по доставке нет.

Даже имея возможность заказывать еду через интернет, многие предпочитают выбирать продукты в магазинах самостоятельно. Как рассказала представительница сети ВкусВилл Алина Канина, именно по этой причине во всех новых магазинах сети ставят пандусы, а продавцы проходят обучение по работе с покупателями, у которых есть ограничения по здоровью. Специфичных навыков подготовка не требует, но помогает не растеряться при визите посетителей с инвалидностью. Помощь чаще всего нужна самая простая — прочитать срок годности для слабовидящего покупателя или достать продукт с высокой полки.

2. Застройщики

На сегодняшний день девелоперы закрыты для обсуждения инклюзивного жилья. Как отметил один из участников дискуссии, он хотел бы приобрести жилье, где смог бы без проблем передвигаться на инвалидном кресле. Но даже в столице подобный спрос не находит предложения. Предусмотреть необходимые инфраструктурные решения возможно на стадии проектирования. На этапе застройки внедрить их гораздо сложнее, и поэтому они так и остаются нереализованными.

Стоит отметить, что в гостиницах дела с доступной средой обстоят лучше. Эксперты Everland оценили ряд отелей, среди которых были Cosmos Group, Park Inn, Amaks, Novotel, Holiday Inn. Все они оказались оборудованы удобствами для посетителей на коляске, а также сервисами и навигацией для людей с проблемами слуха и зрения. Номера тоже имели специальное оснащение.

3. Банки

Как оказалось, людям с инвалидностью нужны не пандусы у входа в банк, а качественное дистанционное обслуживание — онлайн или по телефону. Как отметил представитель Тинькофф банка, свои услуги они стараются изначально разрабатывать и оказывать таким образом, чтобы воспользоваться ими мог любой человек, без разделения по ограничениям здоровья.

«Мне удалось донести до своих сотрудников-разработчиков, что они могут потратить больше на 15 минут в день, что бы при программировании учесть универсальные практики. Благодаря им мобильная версия банка поддерживает возможности, которые позволяют пользоваться приложением, в том числе людям с инвалидностью. Это и увеличение шрифта, и „зачитка“ интерфейса и другие функции», — рассказал вице-президент Тинькофф Банка Максим Евдокимов.

4. Мобильная связь

На реальную доступность мобильной связи влияет не только ее качество, но и наличие услуг для людей с нарушениями слуха и зрения. На данный момент «Билайн» —единственный оператор, у которого есть специальные тарифы как для слабовидящих, так и для людей с глухотой. Евгения Чистова, руководитель направления КСО компании, рассказала, что сейчас «Билайн» внедряет сервис облачного сурдоперевода в офисах обслуживания. Таким образом, благодаря приложению на планшете консультанта слабослышащему посетителю поможет профессиональный сурдопереводчик. В ближайшее время услуга будет расширена на 60 офисов и будет доступна в каждом регионе присутствия оператора.

5. Horeca

По данным исследования Everland, 65% людей с инвалидностью посещают кафе и рестораны. Средний чек более половины опрошенных — 1000–3000 рублей. Однако заведения общественного питания далеко не всегда радушно встречают таких гостей и считают их проблемными клиентами. Они смущают своим присутствием персонал и других посетителей.

В условиях конкуренции, стоит задуматься о том, как изменить ситуацию с пользой для всех. Решение может быть очень простым — потратить несколько часов на обучение персонала. Растерянность сотрудников в общении с гостями с инвалидностью возникает от незнания. Специальная подготовка способна свести к минимуму неловкие ситуации, привлечь новых лояльных посетителей и заработать заведению хорошую репутацию.

6. Туризм

71% людей с инвалидностью выезжают в путешествия как минимум 1 раз в год. Из них 30% едут на лечение и реабилитацию, 23% — на отдых и 18% — в гости к родственникам или друзьям. Поэтому никаких специально организованных поездок для людей со схожими ограничениями по здоровью не требуется. Они, как и все предпочитают путешествовать с близкими.

Более значимую роль играет доступность передвижения. Если аэропорты в настоящее время оборудованы для людей с инвалидностью, то с вокзалами ситуация сложнее. Относительно беспроблемной в данной сфере является только Москва. В регионах о доступности вокзальной инфраструктуры говорить пока рано — как правило, решения ограничиваются установкой пандусов. В первую очередь здесь не хватает специализированных касс, тактильной плитки, обозначений и указателей, написанных шрифтом Брайля.

Сегодня РЖД работает над тем, чтобы сделать туризм для людей с инвалидностью более доступным. Как рассказал Алексей Сидоров, заместитель генерального директора РЖД Тур, в 2017 и 2018 годах компания организовала несколько экспертных туров совместно с обществом инвалидов России. Так из первых рук были получены отзывы о качестве всех составляющих поездки: от удобства перрона до оснащенности вагона и купе. В этом году уже состоялись экспертные туры для людей с инвалидностью в Нижний Новгород, Саранск и Челябинск.

Подготовила Лилия Сахибгареева

http://plus-one.rbc.ru/blog/society/aud … bez-granic

0

3

Гибкие госуслуги: в чем плюсы законопроекта о социальном заказе

Новый закон позволит вовлечь бизнес в традиционно государственную сферу оказания социальных услуг

Материал опубликован в рамках полемики вокруг законопроекта «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». О другой позиции читайте в колонке «Цена услуги: как привлечь бизнес в социальную сферу и не ошибиться».

Сейчас в России нет системного регулирования участия негосударственных организаций в оказании госуслуг. Региональные власти пытаются решать этот вопрос самостоятельно и разрабатывают свою нормативную базу, не подкрепленную на федеральном уровне. Это, естественно, создает дисбалансы, условия привлечения негосударственных организаций к оказанию госуслуг сильно различаются в разных регионах. Кроме того, вовлекают негосударственные структуры в сферу госуслуг только те регионы, которые готовы нести риски, связанные с контролем целевого использования бюджетных средств.

Для решения проблемы Минфином был разработан законопроект о социальном заказе, который одобрен правительством, внесен в Госдуму и планируется к рассмотрению в осеннюю сессию. Конечно, у законопроекта есть и критики, утверждающие, что на самом деле он не позволит повысить качество государственных услуг. Но так ли это?

Критерии конкуренции

Стоит подчеркнуть, что до внесения в Госдуму законопроект несколько лет широко обсуждался федеральными и региональными органами власти с привлечением экспертного и профессионального сообществ, общественных организаций, что позволило учесть в итоговом варианте мнения всех участников этого процесса.

Первоначально в законопроекте для отбора исполнителей услуг предполагалось проводить аукционы с использованием ценового критерия, что вызвало критику экспертов. Законопроект, внесенный в Госдуму, уже не содержит нормы о проведении аукционов, и это полностью соответствует современным международным подходам к конкурентному привлечению негосударственных организаций к оказанию госуслуг. Сейчас в законопроекте для отбора исполнителя услуг предусматривается исключительно конкурс. При этом зафиксировано, что победителем признается тот, кто предложил лучшие условия исполнения соглашения об их оказании.

Оказанием большинства госуслуг в социальной сфере сейчас занимаются региональные власти и органы местного самоуправления. Важно, что разработанный законопроект не навязывает им способ оказания госуслуги, предоставляя право самостоятельно решать при формировании государственного заказа, использовать или нет конкурентные инструменты. Поскольку законопроект предоставляет заинтересованным органам право, а не устанавливает обязанности, его можно рассматривать как рамочный акт, который позволит регионам успешно реализовывать их собственные полномочия.

Во время работы над законопроектом экспертами подробно обсуждался вопрос о процедурах отбора исполнителей госуслуг на уровне федерального закона, изучалась сложившаяся практика. В итоге решили закрепить в законопроекте только базовые положения, обеспечивающие единство подходов при организации конкурсов. Такими положениями стали условия допуска к отбору исполнителей услуг, требования к участникам конкурса; общие требования к порядку проведения конкурса, условия объединения госуслуг на конкурсе; условия отмены конкурса и содержание объявления о его проведении; регламентация изменения и отзыва предложений участников конкурса, требования к содержанию предложений участника конкурса; общие требования к рассмотрению и оценке предложений участников конкурса.

Именно на основе этих норм ответственные за оказание услуг структуры должны разработать и утвердить порядки проведения конкурса. Это гарантирует отсутствие дискриминации для всех участников. При этом правительство уполномочено определить еще ряд условий процедуры проведения конкурса, что позволяет предупредить возникновение рисков нарушения прав участников конкурсов.

Тем самым законопроект исключает произвол в принятии решений, выстраивает четкую и прозрачную систему правового регулирования, обеспечивающую конкуренцию при отборе исполнителей услуг и защиту их прав. Можно было бы пойти другим путем и использовать для определения процедур в сфере отбора исполнителя госуслуг закон о федеральной контрактной системе. Но это означало бы остановку реструктуризации бюджетного сектора в России, поскольку этот закон регулирует отбор поставщика (исполнителя, подрядчика) для закупок, предмет которых потребляется самими органами власти и учреждениями, и поэтому не подходит для выбора исполнителей услуг, в случаях когда такая услуга оказывается не госоргану, а гражданину.

Гарантии для частников

Еще один важный момент, который обязательно нужно отметить, — законопроект включает нормы, регламентирующие условия расторжения соглашений об оказании госуслуг, что создает дополнительные гарантии для исполнителей. По российскому Гражданскому кодексу расторгнуть можно любой договор, гарантий для сторон от принятия таких решений кодекс не предусматривает. А разработанный законопроект о соцзаказе как раз создает их, что также будет немаловажно для бизнеса.

Критики законопроекта указывают на неравенство между госучреждениями и негосударственными организациями. Госучреждения получают бюджетные средства не только за оказание услуг, но и на содержание закрепленного за ними имущества. Такой же подход будет распространен на негосударственные организации благодаря применению единых нормативов. Уже сейчас финансирование выполнения госзадания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества и расходов на уплату налогов за это имущество. Можно согласиться, что такие нормативы не вполне достаточны, чтобы обеспечить развитие организации, которая оказывает госуслуги. Но их точно можно назвать первым шагом в правильном направлении, за которым последуют и другие. По мере развития конкуренции и практики вовлечения частного бизнеса в традиционно государственную сферу можно будет скорректировать подход к содержанию имущества, которое используется при оказании госуслуги.

Поэтому хотелось бы отметить, что законопроект нужен «здесь и сейчас», поскольку он переформатирует процесс оказания госуслуг, создает гарантии формирования равных условий для всех исполнителей и условия для решения задачи повышения качества и доступности госуслуг для населения России.

ОБ АВТОРАХ

Светлана Солянникова
руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве РФ

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/economics/2 … =center_31

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » БИЗНЕС: КАМЕНЬ НАДЕЖДЫ ИЗ ГОРЫ ОТЧАЯНИЯ ... » Цена услуги: как привлечь бизнес в социальную сферу и не ошибиться