В Москве убрали турникеты в автобусах — станет ли теперь больше «зайцев»?

Текст: Светлана Чередникова

Власти посчитали, что убытки от безбилетников намного меньше, чем от задержек транспорта из-за длительной посадки пассажиров. Эксперименты с отменой турникетов уже проводили, но потом вернули рогатки на место. Стали ли сейчас москвичи более сознательными?

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2018/08/31/valid.jpg
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

В Москве с 1 сентября на всех маршрутах наземного транспорта демонтируют турникеты. Власти подсчитали, что предполагаемые убытки из-за «зайцев» меньше, чем убытки из-за задержек транспорта в связи с длительной посадкой пассажиров.

В наземном транспорте турникеты начали устанавливать в Москве с начала 2000-х из-за роста числа безбилетников.

Власти тогда заявили, что выгоднее купить оборудование, чем нанимать контролеров. Через некоторое время в связи с задержками транспорта власти неоднократно пытались опустить рогатки, надеясь на сознательность пассажиров.

Собираемость денежных средств тут же падала, эксперимент признавали неудачным и все возвращали, как было. В ноябре 2017 года Сергей Собянин сообщил, что в Москве выросла «культура проезда пассажиров» и люди исправно оплачивают проезд на маршрутах, где турникетов нет. Тогда же эксперты публиковали оценки, согласно которым по причине медленной посадки город теряет ежегодно 3,5 млрд рублей — больше, чем гипотетическая недостача от «зайцев» при отключении турникетов.

С 1 января 2018 года турникеты сняли на автобусах большой вместимости. С 16 июня без турникетов работают все московские трамваи. Время проезда на этих маршрутах сократилось на 5-20%, а время посадки — с 5 минут до 30 секунд. Теперь турникеты отменены.

Кирилл Янков
председатель Союза пассажиров России

«Очень отрадно, что не прошло и 15 лет после внедрения в Москве турникетов, как, наконец, правительство Москвы поняло, что турникеты невыгодны. Дешевле усилить линейный контроль: когда шансы встретить контролера велики, это реальная альтернатива турникету. Ни один город, кроме Москвы, не стал у себя массово и повсеместно внедрять систему с турникетами. Так что решение правильное, можно только поддержать его».

Пока нельзя сказать, насколько вырастет число безбилетных пассажиров в связи с отменой турникетов. Но то, что их точно не станет меньше, очевидно. Вот что Business FM рассказала одна из так называемых «зайцев», девушка по имени Марина:

Марина
москвичка

«Я частенько могу проехать «зайцем», потому что во многих автобусах уже убрали турникеты, некоторые автобусы и вовсе открывают все двери, когда приезжают к огромной толпе, в час пик например, чтобы люди могли в свободном порядке воспользоваться валидатором. Я могу пройти мимо, я студент, у меня порой не хватает денег на проезд, я знаю, что на этом маршруте я могу встретить контролера крайне редко. Если уберут совсем, иногда все равно буду, потому что иногда все-таки жизнь или какое-то финансовое состояние заставит».

Первый турникет появился в июне 1906 года на станции «110-я улица» в метрополитене Нью-Йорка из-за роста числа безбилетников. Впоследствии эти устройства распространились на метро и линии городских и пригородных поездов в разных странах за небольшим исключением. Например, их нет в Германии, где распространена доверительная система оплаты.

На наземном транспорте турникеты встречаются реже. Они есть в Риме, Сан-Сальвадоре, некоторых городах Индии, Турции и Бразилии. В СССР впервые турникеты появились на станции метро «Красные Ворота» в 1957 году, и через четыре года ими оборудовали всю подземку. В 1999-м турникеты поставили на выходах с платформ пригородных поездов на Киевском вокзале, позже они появились и на других железнодорожных станциях в России.

Интересно, что в то время как Москва отказалась от турникетов, в Новосибирске, напротив, объявили, что планируют установить турникеты в городских трамваях и троллейбусах и пересадить на них горожан. Мэр города Анатолий Локоть сообщил, что сейчас общественным транспортом пользуются меньше 50% горожан и вскоре город встанет в глухих пробках.

https://www.bfm.ru/news/393601