Россиян подготовят к семейной жизни со школьной скамьи

Текст: Наталья Воробьева

Детей будут обучать основам семейной жизни со школы. На это государство не пожалело 6,5 млн рублей. Однако учителя пока не верят в успех этих планов

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2018/05/24/shcola.jpg
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Россиян будут готовить к созданию семьи со школьной скамьи. Сейчас инициатива Минобрнауки находится в стадии обсуждений. Методические рекомендации по введению курса о семейном укладе направят во все регионы до 1 июня.

Их разработала выигравшая тендер «Национальная родительская ассоциация», которая получила от государства 6,5 млн рублей. Как будут прививать семейные ценности россиянам и как их понимают создатели курса?

«Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано?

Лишь заботливая мама».

Это лишь одно из стихотворений, которые, по мнению создателей методических материалов, должны объяснить детям, что такое правильная семья и кто чем должен заниматься. Судя по стихотворениям, работать должны оба родителя. Мама обязательно должна уметь сварить борщ, а папа — забить гвоздь в стену и наколоть дрова.

На страницах методических материалов детей просят сформулировать свои десять заповедей идеальной семейной жизни, а также дано введение в семейное право, где представлены несколько статей, в частности, статья 57, право ребенка выражать свое мнение, и надо дать ответ: с какого возраста учитывается мнение ребенка? Правильный ответ, кстати, — с десяти лет.

После самого базового курса детям предложат изучить пособие «Школа будущих родителей». Вот вопрос одной из викторин: назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы? По всей видимости, авторы имеют в виду май, поскольку есть суеверие, что если женишься в это месяце, то всю жизнь промаешься. Есть и памятка и для взрослых — «Традиционные семейные ценности». Там объясняется, что такое верность, радость или сострадание.

На плакатах вперемешку цитаты святых, писателей и президента. Есть даже флайер «Владимир Путин о семье». Среди изречений главы государства есть и такое: «Многодетная, благополучная, традиционная семья должна вновь стать символом России».

Алексей Гусев
ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации

«Речь об уроке или тем более отдельном предмете здесь не идет вообще. Внеурочная деятельность. Вот там как раз могут быть эти элективные курсы. И один из принципов — то, что продвижение тематики традиционной семьи должно быть, начиная с дошкольного возраста. Если брать идеалистический подход, то результатом идеальным будет снижение разводов и увеличение количества счастливых семей и снижение семейного неблагополучия. Если это получится, мы будем все счастливы. Но наша-то задача как раз в предложенных рекомендациях была призвать к тому, что мы говорим о традиционной семье как базовой национальной ценности России. И предложили механизмы того, как эту работу организовывать».

Строить семью по методическим рекомендациям, по крайней мере, странно. Особенно, когда вокруг практически нет наглядных примеров, считает директор московской школы №117 Ирина Бабурина.

Ирина Бабурина
директор московской школы №117

«Когда-то давно был такой обязательный предмет «Этика и психология семейной жизни». Он благополучно провалился. Были изданы учебники. На мой взгляд, воспитывать по методичкам нельзя. У нас сегодня информационное поле, в котором находится наше подрастающее поколение, просто потрясающе губительно. Ведь включаешь любую программу — обязательно пересекается убийствами, грабежами, коррупцией и так далее. В самое смотрибельное время, уже извините, ниже пояса все что творится. Как в этих условиях мы будем писать методички, будем рассказывать о замечательных ценностях семьи, а выходим в мир и видим все совсем другое. Идет запись в первый класс — почти у 40% семей будущих первоклассников фамилии у родителей разные, чаще всего это отчимы и так далее. Ну, трудно рассказывать о семейных ценностях детям, у которых родители в состоянии развода. Это очередное зарабатывание денег, вкладывание в какие-то непонятные проекты».

Возможно, методические рекомендации и не помешают. Но, кажется, что вместо того, чтобы их составлять, можно было бы обойтись одной цитатой французского писателя Жозефа Жубера: «Детям нужны не поучения, а примеры». Эта мысль, кстати, также есть на страницах буклетов, правда, найти ее смогут не все.

https://www.bfm.ru/news/385722