Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » РОССИЯ РОДИНА СЛОНОВ ... » Прибавление знаний: как нужно реформировать российское образование


Прибавление знаний: как нужно реформировать российское образование

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ВШЭ и ЦСР предложили реформировать систему образования за 8 трлн руб.

ВШЭ и ЦСР опубликовали проект реформы системы образования в России на всех уровнях (дошкольное развитие, технологическое обновление школ, наука и исследования). Общая стоимость 12 предложенных решений превышает 8 трлн руб.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/9/27/755228734088279.jpg
Алексей Кудрин (Фото: Артем Коротаев / ТАСС)

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина представили проект реформы российского образования потенциальной стоимостью до 8 трлн руб. Предложения содержатся в докладе «12 решений для нового образования» (есть у РБК), их подготовкой руководили ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института образования ВШЭ (при участии главы направления «Человеческий капитал» в ЦСР Лилии Овчаровой). Модернизировать систему образования обещал президент Владимир Путин в обращении к парламенту 1 марта.

Эксперты предлагают создать систему поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет, внедрить в школах учебные комплексы на базе искусственного интеллекта и построить 40 новых учебных центров по модели «Сириус». Полноценная реализация инициатив — сценарий, который авторы называют оптимальным, — приведет к тому, что общие расходы бюджетной системы на образование достигнут 4,8% ВВП к 2024 году по сравнению с 3,5% ВВП в 2017-м. Тогда Россия будет тратить на образование примерно столько же, сколько тратят в среднем страны ОЭСР, отмечают эксперты.

Полная реализация предложений ВШЭ и ЦСР потребует дополнительного бюджетного финансирования на уровне 4,6 трлн руб. в сумме за шесть лет. С учетом внебюджетных инвестиций (авторы предлагают, например, частно-государственное партнерство при строительстве школ) сумма возрастает до 8,3 трлн руб., подсчитал РБК по данным доклада. РБК направил запрос в Минобрнауки с просьбой оценить предложения ВШЭ и ЦСР.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/5/79/755229104882795.png

Контроль раннего развития и цифровые учебники

Первый проект — система поддержки раннего развития: предлагается создать службы сопровождения для всех детей от нуля до трех лет (для детей с ограниченными возможностями — от нуля до шести лет). Специалисты по детскому развитию должны будут ежемесячно наблюдать ребенка и консуль­тировать родителей. Мониторинг динамики развития, по замыслу экспертов, будет проводиться при помощи индивидуальных электронных карт. По расчетам авторов доклада, благодаря такой системе к 2024 году доля детей-первоклассников, недостаточно подготовленных к обучению в школе, сократится на 20%, к 2030 году — в два раза. Расходы на создание системы составят 296 млрд руб.

Для преодоления отставания российской школы от требований цифровизации экономики эксперты предлагают внедрить с 2023 года новые цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМК), которые заменят традиционные учебники. Построенные на технологиях искусственного интеллекта, такие комплексы смогут подстраиваться под индивидуальные способности учащихся и позволят использовать облачные ресурсы (базы данных, видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты, сценарии уроков). Кроме того, с 2020 года в учебный процесс должны быть включены цифровые обучающие игры и симуляторы. Для перехода на новые образовательные технологии необходимо 466 млрд руб.

Интернет в каждой школе и новые центры «Сириус»

Для создания современной инфраструктуры образовательных учреждений нужно обеспечить подключение всех российских школ к интернету, создавать ежегодно 70 тыс. мест в детских дошкольных учреждениях для детей ясельного возраста и провести капитальный ремонт в 5 тыс. школ. Кроме того, для безопасного подвоза школьников, проживающих в селах, к школам необходимо отремонтировать не менее 12,5 тыс. автобусов. На модернизацию инфраструктуры потребуется более 2 трлн руб.

Учебные программы по естественным наукам, информатике и технологиям должны быть модернизированы с учетом изменяющихся требований рынка труда, отмечают авторы доклада. В России следует создать сеть колледжей опережающей подготовки в области высоких технологий и открыть 55 новых детских технопарков «Кванториум». Для реализации проекта, по расчетам экспертов, потребуется 412 млрд руб.

Для развития и поддержки талантливых детей авторы доклада предлагают создать 40 новых центров по модели сочинского «Сириуса», обеспечивающих трехнедельное обучение 4,8 тыс. школьников в год. А для лучших молодых профессионалов ввести субсидирование 100% ставки по ипотеке. Расходы, по оценкам экспертов, составят 880 млрд руб.

Равные возможности обучения

В российском образовании не решена проблема неравенства образовательных возможностей, а уровень учебной неуспешности «недопустимо высок», утверждают авторы доклада. Согласно международному исследованию PISA 2015 года, 28% российских 15-летних школьников не освоили базовые навыки хотя бы в одной области грамотности из трех (естествознание, математика, коммуникация на родном языке).

Для преодоления учебного отставания эксперты предлагают запустить адресные программы образовательной поддержки для бедных семей (бесплатные дополнительные уроки и участие в летних школах). Социальные стипендии, по замыслу авторов, должны предоставляться реально нуждающимся и равняться 80% от регио­нального прожиточного минимума. Кроме того, предлагается каждому ребенку дать возможность пройти годичную программу подготовки к обучению в школе. Расходы на реализацию проекта за весь период превысят 1,3 трлн руб.

Вузы — центры инноваций

По замыслу ВШЭ и ЦСР, вузы должны стать центрами инноваций в регионах, чтобы выпускники не уезжали, а развивали инновационные проекты на местах. Для этого инновационные парки должны передаваться в состав университетов, грантовая поддержка вузов должна быть расширена, а стипендии аспирантам с целью поддержки развития научных исследований для нужд отраслей и экономики регионов должны быть повышены. По оценке экспертов, расходы составят 392 млрд руб.

Государство должно финансировать долгосрочные программы фундаментальных исследований: объем НИОКР и средств, получаемых университетами от управления объектами интеллектуальной собственности, в расчете на одного студента должен быть увеличен хотя бы вдвое. Для увеличения фундаментальных исследований потребуется почти 800 млрд руб.

Россия имеет сегодня один из самых низких показателей участия взрослых в об­разовании — 17 против 40% в среднем по ЕС, отмечают авторы доклада. Для развития рынка непрерывного образования потребуется 601 млрд руб., на эти средства, в частности, планируется открыть 200 центров образования для взрослых на базе колледжей и вузов, а также создать единую электронную платформу — навига­тор образовательных программ.

Для увеличения доходов от экспорта российских образовательных услуг (иными словами, для привлечения иностранных учащихся в российские образовательные заведения) предлагается запустить специальные грантовые программы обучения для иностранных студентов в технологических областях, построить новые кампусы в ведущих вузах и обеспечить грантовую поддержку российских учебных программ.

Потенциал реализации заявленных мер остается под вопросом, сказал РБК директор по общему и профессиональному образованию РАНХиГС Максим Дулинов: «Основной вопрос — как те или иные меры будут реализованы. Основываясь исключительно на докладе, это сложно оценить, потому что должна быть проработанная система взаимосвязанных мероприятий. Кроме того, денежные средства, о которых идет речь в докладе, на порядок больше, чем реально запланированные».

Три сценария финансирования

Оптимальный сценарий, при котором будет возможна наиболее эффективная инвестиционная стратегия, потребует доведения общего объема бюджетного финансирования образования до 4,8% ВВП в 2024 году.

Базовый, или промежуточный, сценарий основан на текущем положении бюджетной системы. По нему общие расходы бюджетной системы России на образование увеличатся до 4,4% ВВП.

Согласно третьему, инерционному сценарию, финансирование образования фиксируется на уровне 4,0% ВВП (что меньше, чем было в 2012 году). Эксперты считают такой вариант неприемлемым: отрыв системы от требований времени станет настолько большим, что будет пройдена точка невозврата — под вопросом окажутся не только темпы роста, но и технологическая самостоятельность страны.


Авторы: Юлия Старостина, Екатерина Копалкина, Полина Звездина.

https://www.rbc.ru/economics/05/04/2018 … =center_42

0

2

Прибавление знаний: как нужно реформировать российское образование

Хорошо образованные граждане станут источником спроса на более качественные институты, что ускорит модернизацию общества

ЦСР и Высшая школа экономики опубликовали доклад «12 решений для нового образования». В нем изложены основные позиции, сформулированные в ходе работы над предложениями для стратегии развития страны, которые ЦСР разработал по поручению президента.

Мы исходим из того, что реформирование сегодняшней системы образования является принципиальным вопросом. Сегодня образование не успевает за вызовами времени, не обеспечивает экономику страны необходимыми кадрами для достойного участия в четвертой технологической революции и развития цифровой экономики, лишь в малой степени помогает гражданам раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Некоторых граждан и вовсе оставляет за бортом, в результате чего около четверти россиян выходят из системы образования, не обладая базовым набором функциональных умений, необходимых для успеха. Это не только потерянные для страны проценты ВВП, это полные сложностей и неудач жизни людей.

Обращает на себя внимание серьезное несоответствие политики государства в сфере демографии и нынешних подходов к образованию: мы постоянно говорим о «демографической яме» 90-х и о том, что в течение ближайших десяти лет у нас будет сокращаться и стареть трудоспособное население, а численность молодых, самых активных и открытых для инноваций сократится на 10 млн в сравнении с сегодняшним днем. Но на уровне школы борьбу за развитие и успех каждого ребенка не ведем. Поэтому мы исходим из принципа «важен каждый», считаем, что необходимо серьезно усилить работу по профилактике неуспешности, по внедрению индивидуальных подходов в дошкольном и школьном образовании.

Кроме того, позитивные изменения в образовании, как правило, связаны с другими положительными изменениями в жизни людей. Как правило, лучше образованные граждане чаще трудоустроены, больше зарабатывают, меньше болеют и дольше живут. Таким образом, правильно трансформируя систему образования, можно получить мультипликативный эффект для всего человеческого капитала страны.

Инвестиции в образование

Если мы соглашаемся, что развитие человеческого капитала и образования является одной из важнейших задач для страны, то необходимо соответственно дофинансировать это направление. Как показывают наши расчеты, в случае реализации инерционного сценария с сохранением нынешнего уровня расходов на образование мы не сможем ни добиться качественного изменения ситуации в этой сфере, ни нарастить возможности для долгосрочного развития страны. Это означает потерю четверти потенциала человеческого капитала нашей страны к 2050 году и необратимое отставание России.

Поэтому неудивительно, что сегодня позицию о необходимости увеличения бюджетных расходов на образование разделяют практически все. Вопрос в том, какой должна быть прибавка. В нашем докладе мы говорим о базовом и оптимальном сценариях развития событий.

На базовом сценарии основаны предложения ЦСР в стратегию развития страны. В рамках нашего бюджетного маневра мы предлагаем серьезно нарастить расходы на образование: к 2024 году они должны вырасти с 3,5 до 4,4% ВВП в год. Тогда как в 2012–2017 годах бюджетные расходы на образование составили в совокупности 17,9 трлн руб. (в среднем 3,7% ВВП в год), в 2019–2024-м для решения поставленных задач необходимо 32,1 трлн руб. (в среднем 4,2% ВВП в год). По сути, мы предлагаем почти удвоить в номинальном выражении расходы на образование в грядущей шестилетке.

Совокупные расходы 32,1 трлн руб. включают в себя 4,6 трлн руб., необходимых на реализацию до 2024 года решений, которые мы предлагаем в докладе. Если добавить к этому расчетные расходы частных партнеров в рамках ГЧП при строительстве новых школьных зданий, то мы получаем 4,9 трлн руб.

Стоит отметить, что базовый сценарий все же не позволяет нам решить все поставленные задачи в полной мере. Идеальным с этой точки зрения является оптимальный сценарий, при котором расходы на образование должны вырасти к 2024 году до 4,8% ВВП. Однако в нынешней ситуации мы считаем, что такой подход, к сожалению, нереализуем. Те 8,3 трлн руб., о которых писали СМИ в день публикации нашего доклада, — это как раз расходы на реализацию проектов для нового образования в рамках оптимального сценария, который в настоящий момент, видимо, недостижим. Поэтому корректная стоимость проектов должна рассчитываться исходя из базового сценария, она составляет 4,6 трлн руб.

Много это или мало? Напомню, что общие бюджетные расходы на Олимпиаду в Сочи, включая инфраструктуру, превысили 1 трлн руб.; общая стоимость подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года составляет почти 700 млрд руб. Так что рассчитанные нами суммы вполне сопоставимы с расходами на важные для всей страны мероприятия, их нельзя назвать «космическими».

Не только деньги

Конечно, вопрос не заключается только в дофинансировании сферы. Мы предлагаем конкретные структурные изменения в системе образования страны, которые приведут не к «освоению» средств, а к серьезным качественным изменениям в системе и в жизни людей. Например, создание мощной системы раннего развития позволит решить те физические, психологически и социальные проблемы детей, которые в более позднем возрасте уже гораздо сложнее поддаются коррекции. Проект предполагает подготовку десятков тысяч специалистов в этой области. Или, например, внедрение новейших образовательных методов и методик подразумевает кардинальное изменение подходов к подготовке учителей, совершенно другое содержание уроков, которые должны стать актуальными и адекватными вызовам времени, интересными и полезными для школьников.

Важная посылка заключается в том, что, как только государство начинает больше инвестировать в образование, меняется поведение граждан и бизнеса. Как показывают наши исследования, 31% граждан России готовы инвестировать до 5% своего дохода в улучшение качества своего образования и образования своих детей; еще 10% — до 15%. Бизнес отстраивает внутренние программы корпоративного обучения, активно развиваются корпоративные университеты как государственных (Сбербанк, «Росатом», «Газпромнефть»), так и частных компаний. Причем расходы бизнеса на это направление росли даже в годы экономического спада. Очень быстрыми темпами растет онлайн-образование.

Но для того чтобы и бизнес и граждане стали активнее вкладывать в образование, государство должно показать пример, а также обеспечить возможность поддержки социально незащищенных слоев населения, чтобы у них также был доступ к новым образовательным программам. Это важно и как символ: мы должны начать привыкать к тому, что образование важнейшая ценность, имеющая и прикладную (самореализация, интересная и высокооплачиваемая работа), и фундаментальную (саморазвитие, социальная стабильность) ценность для человека и страны.

Наконец, мы часто слышим следующий контраргумент: хорошее образование в плохих институциональных рамках не становится фактором развития. Мол, рост качества образования недостижим еще и потому, что при плохих институтах и отсутствии социальных лифтов, в условиях не умеющей воспринимать инновации экономики хорошо образованные люди не находят себе должного применения. А значит, любая реформа образования — это лишь вклад в утечку мозгов.

Мы в наших предложениях исходим из того, что, во-первых, меры по развитию человеческого потенциала, конечно, должны сопровождаться структурными реформами экономики и расширением пространства для инициативы и конкуренции, в том числе политической. Во-вторых, человеческий капитал сам по себе является источником спроса на новые институты, поэтому положительной экстерналией роста образованности населения будет и постепенное увеличение запроса общества на модернизацию. Независимо от состояния институтов количественные и качественные изменения человеческого капитала будут способствовать развитию и усложнению экономики, придавать импульс необходимым изменениям.

ОБ АВТОРАХ

Алексей Кудрин
председатель совета фонда ЦСР

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://www.rbc.ru/opinions/economics/0 … m=center_5

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » РОССИЯ РОДИНА СЛОНОВ ... » Прибавление знаний: как нужно реформировать российское образование