Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » SHARECONOMY, ИЛИ ДОЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА » Коммунальные метры: коворкинги, коливинги, стихийные магазины и складо


Коммунальные метры: коворкинги, коливинги, стихийные магазины и складо

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Коммунальные метры: коворкинги, коливинги, стихийные магазины и складовки

Георгий Качмазов,
управляющий партнер Tranio

С середины 2000-х в мире распространяется экономическая модель совместного потребления. Ее основная идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. В транспортном секторе такой образ мышления привел к появлению каршеринга — сервисов краткосрочной аренды автомобилей, в торговле — интернет-площадок, генерирующих предложения от разных продавцов.

В стороне от этого движения не остался и рынок недвижимости. В офисном секторе появились коворкинги (общественные офисы), на рынке жилья — коливинги (микроапартаменты с общественными пространствами), в секторе торговой недвижимости — стихийные магазины и совместная аренда торговых точек, на рынке складов — боксы для индивидуального хранения вещей.

В этой статье мы расскажем об особенностях объектов такого типа и объясним, почему в них выгодно инвестировать.

Коворкинги

В офисном секторе с 2000-х годов распространяются общественные офисы — коворкинги (coworking spaces). Это помещения, в которых удаленные работники арендуют посуточно или по месяцам места за общим столом, отдельные столы или целые офисы. В крупных городах, таких как Нью-Йорк и Лондон, места для работы сдаются за $300–400 в месяц, столы — за $600–700, отдельные офисы — за $2–3 тыс.

Помимо рабочих зон, коворкинги включают переговорные, помещения для проведения семинаров, спортивные залы и кафе. Общественные офисы обычно открываются в центральных или развивающихся районах рядом с городским центром, в пешей доступности от популярных баров.

Такие объекты становятся все популярнее: по данным журнала Deskmag, с 2011 по 2016 год количество коворкингов на глобальном рынке выросло в десять раз — с 1,1 тыс. до 11,3 тыс.

Динамика числа коворкингов в мире

                    Количество

2011                      1130
2012                      2070
2013                      3600
2014                      5800
2015                      8700
2016                    11 300
2017                    13 800

Таблица: Deskmag

Коливинги

Коливинги (coliving spaces) — это здания, где посуточно и по месяцам арендуются студии или спальни в обслуживаемых апартаментах. В среднем комнаты в коливингах сдаются за 1 тыс. — $2 тыс., студии — за $2– 3 тыс. в месяц.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/7/35/754918950231357.jpg
Студия в нью-йоркском коливинге WeLive
Фото: предоставлено Tranio

Помимо спален, коливинги включают зоны общего пользования: гостиные, столовые, библиотеки, спортзалы, парковки для велосипедов, террасы. В таких объектах есть все необходимое, включая мебель, постельное белье, полотенца, кухонную утварь, холодильник с прохладительными напитками, книги, туалетные принадлежности и HDTV.

Резиденты встречаются во время ужина, вместе смотрят фильмы, отдыхают в саду, ходят на вечеринки, кулинарные курсы и сеансы йоги. Жильцам предлагаются услуги гостиничного типа, среди которых круглосуточный консьерж-сервис, уборка, приготовление чая и кофе.

Формат коливингов появился в Сан-Франциско в 2013 году, и теперь они открываются по всему миру. Среди известных проектов — Gap House в Сеуле (Республика Корея), Old Oak в Лондоне (Великобритания), P10 Share House LT Josai в Нагое (Япония), Roam Co-living Housing Complex на Бали (Индонезия), Salva46 Apartment в Барселоне (Испания) и WeLive в Нью-Йорке (США).

Похожие форматы в других секторах

Явление, подобное коворкингам и коливингам, существует и в других секторах. Например, на рынке ретейла распространяется формат совместного торгового пространства (shared retail space). Эта идея часто проявляется в виде субаренды, когда крупные ретейлеры с разрешения собственника здания сдают часть арендованных помещений другим магазинам. По сообщению издания Entrepreneur, в США сети Wal-Mart и Target сдают в субаренду часть площадей магазинам Apple, сеть Sears — магазинам одежды Forever 21.

Также рынок торговой недвижимости завоевывают стихийные или временные магазины (pop-up retail), где бренды могут впервые заявить о своем продукте, поучаствовать в мероприятии, протестировать идею или новую локацию. Такие магазины обычно открываются на срок от одного дня до трех месяцев в мегаполисах Европы и США — на центральных улицах с высоким пешеходным трафиком и в крупных торговых центрах. По данным Storefront, оператора таких помещений, аренда стихийных торговых точек в Лондоне стоит в среднем $1 тыс., в Нью-Йорке — $1,6 тыс. в сутки.

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/4/90/754918952538904.jpg
Временный магазин производителя спреда Marmite в Лондоне
Фото: пользовталея Edward с сайта en.wikipedia.org

Встречаются и другие типы недвижимости, подобные временным магазинам, — например, стихийные рестораны (pop-up restaurants), которые открываются во время мероприятий.

Наконец, на рынке складов модель совместного потребления нашла выражение в складовках (self-storage spaces). Это небольшие склады, боксы или ячейки внутри большого склада, сдающиеся в аренду по месяцам для хранения личных вещей. В США такие объекты обычно представляют собой склады гаражного типа, в Германии — пяти- или шестиэтажные здания площадью 5–6 тыс. кв. м. Они обычно строятся на центральных улицах рядом с жилыми районами. По данным компании Life Storage, складовки размером 5 × 5 футов в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси сдаются в среднем за $50–150 в месяц.

Перспективы

Коворкинги станут более востребованными благодаря росту количества удаленных сотрудников, поскольку для них важна мобильность и гибкость в плане аренды места для работы. Так, по оценке сайта PeoplePerHour, в Великобритании и США к 2020 году каждый второй будет фрилансером.

Коливинги и складовки станут набирать популярность в развитых странах благодаря тому, что там сокращается количество браков и увеличивается число домохозяйств на одну семью. Людям в среднем потребуется меньшая жилая площадь, а для хранения вещей можно будет арендовать боксы на складах.

Востребованными останутся и стихийные магазины. Торговые помещения перестают быть просто недвижимостью и становятся для покупателей способом получить новые впечатления — как раз этой цели и отвечают временные магазины.

Плюсы коллективных метров

«Коммунальные» помещения удобны арендаторам и выгодны инвесторам.

Съемщиков такие объекты привлекают в первую очередь дешевизной. По данным WeWork, затраты на аренду коворкинга в Нью-Йорке в 2016 году составляли в среднем $7800 в год, обычного офиса — $10 350. Согласно информации Zillow, снять студию в Финансовом квартале на Манхэттене можно в среднем за $48 тыс. А студии в коливинге WeLive на Уолл-стрит сдаются по цене от $36 тыс. в год.

Собственнику удается добиться низкой цены на аренду за счет того, что на каждого съемщика приходится малое количество квадратных метров. При этом арендодатель получает высокую выручку в расчете на «квадрат».

http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/0/73/754918956095730.jpg
Коворкинги позволяют арендаторам экономить на аренде, обмениваться идеями, учиться и обзаводиться связями. Посетители во время работы на территории коворкинг-центра ВАО, созданного на базе государственного бюджетного учреждения «Малый бизнес Москвы»
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев

Помимо этого, съемщикам коворкингов и коливингов не нужно вносить большой депозит и подписывать долгосрочный договор, так что они могут в любой момент съехать. Например, маленький стартап снимает пару столов в коворкинге. Если он разрастается до нескольких десятков сотрудников за пару месяцев, то может быстро увеличить площадь арендуемого помещения. И наоборот: если бизнес не преуспеет, стартап сможет быстро сократить количество снимаемых рабочих мест.

Для собственника гибкие условия аренды означают, что можно часто повышать аренду и легко выселять неплательщиков.

Как инвестировать

Инвесторы могут участвовать в бизнесе, связанном с коворкингами, коливингами, стихийными магазинами и складовками несколькими способами:

- вложить средства в стартап и получать прибыль по мере роста компании;

- арендовать или построить здание и открыть собственный бизнес;

- инвестировать в строительство здания, в котором другая компания откроет коворкинг или коливинг;

- вложить средства в фонд, специализирующийся на инвестициях в такие объекты.

Наиболее простой и эффективный способ инвестировать в «коллективные» метры для международного покупателя — вложить в коливинги и микроапартаменты в перспективной локации. Порог для входа на рынок низкий — €100 тыс. за один юнит. Менеджмент объекта и работу с арендаторами берет на себя управляющая компания. Мы рекомендуем вкладывать в объекты, расположенные в районах с развивающейся инфраструктурой, которые на горизонте десяти лет будут востребованы у арендаторов.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

http://realty.rbc.ru/news/58ec82499a794737de516cde

0

2

Спи, работай и общайся: как устроены коливинги в США и Европе

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/3/76/755368393266763.jpg
Коливинг WeLive в Нью-Йорке (Фото: welive.com)

Мы живем в эпоху перемен. Недвижимость не исключение. Привычные нам и нашим родителям объекты — дом, офис, магазин, ресторан, гостиница — уже в ближайшем будущем могут кануть в Лету.

Вероятно, через 10–15 лет самыми востребованными и успешными будут не те форматы недвижимости, которые существуют сейчас и являются традиционными, а новые, к которым нам еще предстоит привыкнуть. Сегодня они только зарождаются, но тем не менее по своим потребительским характеристикам, концепции и идеологии в максимальной степени учитывают образ жизни поколения Y. Ведь именно это поколение станет основным потребителем недвижимости спустя пару десятилетий.

В частности, одним из таких форматов, которым пророчат успех зарубежные эксперты, являются коливинги. В Москве эта идея пока только тестируется, причем не системными игроками, а, скорее, энтузиастами, в то время как в крупных зарубежных городах этап тестирования уже успешно завершен. За рубежом такие проекты успешно реализуются в крупных масштабах. В больших городах коливинги — это отдельные здания с сотнями юнитов и просторными общественными и рабочими зонами, под которые выделяются не отдельные помещения, а целые этажи. Москва только начинает пробовать коливинги на вкус. Но, несомненно, это формат, который уже в недалеком будущем появится в российской столице, и я уверен, что на него обратят внимание застройщики, сейчас работающие в сферах жилой и коммерческой недвижимости.

Столетиями недвижимость была поделена на типы в зависимости от целей использования — жилая, офисная, торговая и развлекательная. Но сегодня границы размываются, что вызвано спросом со стороны нового поколения — людей, которые хотят жить, работать и общаться с единомышленниками без необходимости перемещаться по городу. Вне зависимости от того, находятся ли они в Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Амстердаме или Мумбае, представители поколения Y отказываются от традиционного разделения дома и офиса в пользу более целостной среды, ориентированной на жизнь, работу и общение.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/04/755368393267041.jpg
Коливинг WeLive в Нью-Йорке (Фото: welive.com)

Некоторые инновационные проекты уже внедрили эту новую модель зданий смешанного использования. В прошлом году нью-йоркская компания WeWork, владеющая коворкингами в Америке, Европе и Азии, открыла в Нью-Йорке проект WeLive, предлагающий небольшие меблированные апартаменты с зонами общего пользования, включающими пространство для работы, студию йоги, кухню для совместных приемов пищи и эксплуатируемую кровлю с гидромассажными ванными. Следующим городом, где появится подобный проект, станет Сиэтл. Здесь в 2020 году будет завершено возведение 36-этажного здания, где предусмотрено пространство для совместной работы, торговые помещения и компактные апартаменты.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/4/56/755368396506564.jpg
Коливинг The Collective в Лондоне (Фото: thecollective.com)

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/10/755368396506101.jpg
Коливинг The Collective в Лондоне (Фото: thecollective.com)

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/0/36/755368396504360.jpg
Коливинг The Collective в Лондоне (Фото: thecollective.com)

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/0/28/755368396508280.jpg
Коливинг The Collective в Лондоне (Фото: thecollective.com)

Новые форматы жилья и рабочих пространств можно найти в любой точке мира, и их популярность стремительно растет. Компактное жилье и большие зоны общего пользования — эта модель реализована в проекте коливинга, который был открыт частной компанией The Collective в северо-западном Лондоне. Комнаты в проекте маленькие (10 кв. м) с небольшой общей кухней. Однако на 11-м этаже есть зоны общего пользования, включающие бар, ресторан, кинотеатр, спа, спортзал, террасу на крыше, большие кухни-гостиные, где можно собирать друзей и устраивать вечеринки, а также библиотеки, которые служат в том числе и рабочим пространством.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/9/45/755368397728459.jpg
Коливинг TSH в Амстердаме (Фото: thestudenthotel.com)

После строительства студенческого общежития в Великобритании в 2016 году шотландский предприниматель Чарли Макгрегор отправился в Амстердам, чтобы приступить к проекту The Student Hotel (TSH), где были бы созданы условия для совместного проживания и общественные пространства для студентов. Сегодня отели TSH можно встретить в десяти разных локациях, в том числе в Нидерландах, Париже, Барселоне и Флоренции. Эта сеть привлекает не только студентов, но и молодых специалистов, путешественников, представителей творческих профессий, а также всех, кто чувствует в себе студенческий дух.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/1/03/755368397728031.jpg
Коливинг TSH в Амстердаме (Фото: thestudenthotel.com)

TSH — это гибрид отеля, апартаментов, клуба, офисных и развлекательных пространств и ярких интерьеров. Такой формат был создан, чтобы подтолкнуть жителей к общению. Для этого в TSH организованы зоны отдыха, кабины для прослушивания лекций TED Talks, бильярдные столы, круглосуточные столовые и пр. Арендаторы могут разместиться здесь на срок от двух недель до 12 месяцев, но местное сообщество также поощряет использование ресторана и игровой зоны для поддержания духа интеграции. В настоящий момент разрабатывается еще больше новых проектов коливинга как в уже освоенных, так и в новых локациях. Компания планирует расширить сеть до 41 отеля к 2021 году.

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/945xH/media/img/2/70/755368397727702.jpg
Коливинг TSH в Амстердаме (Фото: thestudenthotel.com)

Нельзя не отметить и еще одно преимущество. Смешанное использование здания распределяет риски, и такие проекты менее уязвимы в периоды рецессии, по сравнению, например, с офисами. Поэтому инвесторам и девелоперам следует всерьез рассматривать коливинги. Высокий потенциал этого формата недвижимости сегодня трудно не оценить по достоинству.

В настоящий момент проекты смешанного использования главным образом ориентированы на конкретную демографическую группу: от 20 до 30 лет. Но при большей площади апартаментов коливинги могли бы стать хорошей моделью и для старшего поколения. Преимущество больших городов — во взаимодействии разных людей, поэтому важно правильное и максимально удобное расположение таких проектов.

В заключение можно отметить, что сама жизнь сегодня диктует появление абсолютно новых форматов недвижимости, которые будут наиболее полно отвечать меняющимся потребностям людей, приспосабливаясь к их мышлению и образу жизни.

ОБ АВТОРАХ

Дмитрий Халин
управляющий партнер Savills в России

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

https://realty.rbc.ru/news/5b9a4e4f9a79477aa465b0e9

0

3

Гаражная жизнь перекочевывает в склады

Рынок self-storage может вырасти
       
Газета "Коммерсантъ" №77 от 06.05.2019, стр. 10

В ближайшее время заметное оживление будет наблюдаться в нетрадиционных для московского рынка недвижимости сегментах. Так, например, в 2019 году может вырасти на 14,5% предложение объектов self-storage — это склады, где частные лица и компании хранят свое имущество. Между тем сейчас существующие помещения заполнены на 90%, выяснили в Knight Frank. Несмотря на спрос, профессиональным девелоперам индустриальной недвижимости этот сегмент пока неинтересен — развитие формата будут сдерживать низкие доходы населения и большая доля гаражного хранения.

Объем предложения складов самостоятельного хранения (self-storage) по итогам 2019 года в Москве может вырасти на 14,5%, до 181,75 тыс. кв. м, прогнозируют аналитики Knight Frank. Консультанты оценивают общую емкость рынка Москвы и Подмосковья в 500 тыс. кв. м, таким образом, площадь помещений self-storage в будущем может вырасти примерно в 2,5 раза. Постепенный рост интереса к складам самостоятельного хранения происходит на фоне роста их заполняемости. По данным Knight Frank, за минувший год показатель увеличился на 4,4 процентного пункта, до 90,2%. Средний срок хранения при этом вырос на 13%, до 8,5 месяца.

Склады самостоятельного хранения начали развиваться сравнительно недавно. Эти помещения, как правило, находятся в черте города и ориентированы на физических лиц. Так, по расчетам Ассоциации компаний индивидуального хранения (АКИХ), в 2018 году они занимали 81,5% помещений self-storage, оставшиеся площади арендовали юрлица.

Крупнейшими игроками московского рынка self-storage в Knight Frank называют сеть «Складовка»: компания контролирует 25,78 тыс. кв. м помещений, или 16% от общего объема предложения. По данным Kartoteka.ru, учредителями ООО «Складовка» выступает кипрская «Самсей энтерпрайзис». Второй заметной сетью консультанты называют «Сити-бокс», в портфеле которой 20,03 тыс. кв. м. Компанию через кипрский «Истив Эссошиэйтс» контролируют Юрий Шишмарев и Сергей Матюхин. На третьем месте — «Альфасклад», в портфеле которого 16,85 тыс. кв. м. Эта компания, по данным Kartoteka.ru, контролируется офшором «Стрэйтлайн Холдинг», где одним из бенефициаров является бывший топ-менеджер Альфа-банка, а сейчас глава совета директоров Proxima Capital Group Владимир Татарчук. В число крупнейших операторов входит и «Хоумсклад» (15,26 тыс. кв. м), учредителем которого выступает глава АКИХ Дмитрий Майер.

Позитивные прогнозы относительно складов самостоятельного хранения делают и сами участники рынка. Дмитрий Майер ждет, что в ближайшие несколько лет этот рынок в России будет гарантированно расти на 20–25% в год. Несмотря на это, профессиональных девелоперов складской недвижимости сегмент self-storage пока мало интересует. По словам управляющего инвестиционным фондом «ПНК Девелопмент» Дмитрия Пилевина, крупные застройщики пока не видят в нем интереса, в России он находится на начальной стадии развития.

Москва не единственный город, где развивается self-storage. По данным JLL, в Санкт-Петербурге объем предложения по итогам 2018 года составил 23 тыс. кв. м. Консультанты компании настроены менее позитивно относительно будущего этого формата в России. В JLL указывают, что развитие self-storage сейчас сдерживают невысокий уровень доходов населения, значительная доля гаражного хранения и небольшое число площадок, которые подходят под требования операторов складов самостоятельно хранения.

Александра Мерцалова

https://www.kommersant.ru/doc/3961799?from=four_realty

0

4

Заполняемость складов self-storage в Москве достигла 90%

На конец 2018 года на столичном рынке складов индивидуального хранения насчитывалось около 60 объектов

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/3/05/755571308031053.jpg
Боксы для временного хранения вещей в Москве (Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Заполняемость складов индивидуального хранения (self-storage) в Москве достигла 90,2%. Это максимальный показатель с 2014 года, когда этот формат складской недвижимости стал активно развиваться в России. Об этом говорится в исследовании российского рынка складов self-storagе, подготовленном международной консалтинговой фирмой Knight Frank и российской Ассоциацией компаний индивидуального хранения (АКИХ).

Заполняемость складов индивидуального хранения планомерно росла последние пять лет. В 2014 году заполняемость складов составила 67%, в 2015-м — 69%, в 2016-м — 84, в 2017-м — 85%.

По итогам 2018 года общая площадь складов индивидуального хранения в Москве составила 158,7 тыс. кв. м. На конец 2018 года на рынке складов self-storagе Москвы насчитывалось 62 объекта (за год рынок пополнился 9 новыми проектами). Также в Москве дополнительно организовано 112 площадок для складов контейнерного хранения.

Складским бизнесом индивидуального хранения в Москве занимаются 24 компании, ТОП-10 которых занимают 67% рынка по площади. Самой крупной компанией рынка «частных» складов является сеть «Складовка» с арендопригодной площадью 25,7 тыс. кв. м. В число крупнейших компаний в этом сегменте также входят сети «Сити-Бокс» (20,0 тыс. кв. м), «Альфасклад» (16,8 тыс. кв. м) и «Хоумсклад» (15,2 тыс. кв. м).

Средние ставки аренды на помещения self-storage в Москве колеблются в пределах от 1,5-1,8 тыс. руб. за 1 кв. м месяц в зависимости от местоположения, качества и количества услуг, предоставляемых оператором. Годовой рост ставок находился в пределах 10%, говорится в исследовании.

В основном скалы арендуют частные лица, на которых приходится 81,5% спроса, оставшиеся 18,5% снимают на юридические лица. Средний срок аренды индивидуального склада составляет 8,5 месяца (7,5 месяца в 2017 году).

Автор: Игнат Бушухин.

https://realty.rbc.ru/news/5ccfecda9a79474d427f72ea

0

5

Инвесторов потянуло в коворкинги

Спрос на покупку таких объектов растет
       
Газета "Коммерсантъ" №87 от 23.05.2019, стр. 10

Резкий рост популярности коворкингов среди арендаторов вызвал интерес к этому формату недвижимости у инвесторов. За год средняя стоимость продажи таких площадок в России выросла почти в полтора раза. Стоимость сдачи в краткосрочную аренду офисов может в два раза превосходить ставку, по которой объекты снимают операторы.

Коворкинги становятся в России востребованным бизнесом, следует из данных «Авито Недвижимость». Сервис зафиксировал трехкратное увеличения в первом квартале 2019 года спроса на такие объекты. Это привело к изменению стоимости их продажи: средние цены за год по всей России выросли на 47%, до 19,02 млн руб. При этом объекты в Москве формируют 55% предложения, их средняя стоимость составляет 20 млн руб.— это на 40% больше, чем годом ранее. В «Авито Недвижимость» связывает высокий интерес к покупке коворкингов с заметным ростом популярности формата у арендаторов: за последние два года спрос на коворкинги вырос на 11%, сейчас число пользовательских запросов в 46 раз превышает объем предложения на портале. Средняя стоимость предложения по аренде на этом фоне выросла на 62%, до 55,8 тыс. руб. в месяц.

Резкий рост сегмента офисов с краткосрочной арендой отмечают и консультанты рынка недвижимости. По прогнозу Colliers International, в 2019 году в Москве могут быть открыты 15 крупных коворкингов общей площадью 46 тыс. кв. м, что на 42% выше аналогичного показателя прошлого года. В Cushman & Wakefield указывают, что по итогам первых трех месяцев текущего года на рынок были выведены 9 тыс. кв. м. Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский добавляет, что в Москве сейчас заполнены 70–90% помещений коворкингов.

В «Авито Недвижимость» указывают, что основная доля коворкингов в России сейчас сконцентрирована в Москве (25% в структуре арендного предложения), 10% приходятся на Санкт-Петербург. В Colliers International указывают, что сейчас в Москве действуют около 110 тыс. кв. м помещений коворкингов, в которых могут разместиться 30–35 тыс. человек. Средняя ставка аренды рабочего места составляет 14,8 тыс. руб. в месяц, за год этот показатель вырос на 4%. Сами операторы коворкингов при этом значительного роста ставок в будущем не ждут. Управляющий директор Regus Ирина Баева объясняет, что на рынке постоянно появляются новые игроки, предлагающие на старте продаж низкие цены. Всего, по ее оценкам, в России почти в сотне городов с населением 250–300 тыс. человек есть коворкинги.

Директор отдела исследований рынка CBRE Анна Шепелева объясняет, что экономика каждого проекта строится индивидуально. В качестве примера эксперт приводит коворкинг в деловом центре «Москва-Сити», где средняя стоимость аренды сервисного офиса на пять-шесть рабочих мест составляет 188,9 тыс. руб. в месяц, фиксированное рабочее место стоит 30,4 тыс. руб. в месяц, а нефиксированное — 22,2 тыс. руб. «Если учитывать среднюю загрузку 75%, то можно предположить, что коворкинг получает около 60–65 тыс. руб. за 1 кв. м в год»,— рассуждает госпожа Шепелева. Базовая стоимость аренды в здании для самого коворкинга может составлять 30–32 тыс. руб. за 1 кв. м в год.

Авторы:  Александра Мерцалова

https://www.kommersant.ru/doc/3976835?from=four_realty

0

6

В офисах располагаются коворкинги

Небольшие компании нашли себе место в Москве
       
Газета "Коммерсантъ" №6 от 16.01.2019, стр. 10

В этом году совокупная площадь московских коворкингов может увеличиться почти в полтора раза: к открытию заявлено 46 тыс. кв. м новых площадей. Темпы открытия офисных площадок этого типа превзойдут показатель 2018 года почти в полтора раза. Участники рынка объясняют резкий рост сегмента коворкингов высоким спросом: альтернативных вариантов для размещения небольших компаний в столице практически нет.

В этом году в Москве может быть открыто 15 крупных коворкингов совокупной площадью 46 тыс. кв. м — это на 42% выше аналогичного показателя прошлого года (32,4 тыс. кв. м). Такие расчеты в своем исследовании приводит Colliers International. При этом консультанты указывают, что итоговый показатель может оказаться выше за счет открытия небольших площадок под управлением несетевых операторов. Относительно 2017 года рост динамики появления новых площадок составит 86%: тогда на рынок было выведено 24,73 тыс. кв. м новых коворкингов.

Как следует из расчетов Colliers International, на конец 2018 года в Москве действовали 125 коворкингов общей площадью около 100 тыс. кв. м. Около 80% из них располагаются в крупных офисных центрах. Средняя стоимость одного рабочего места в них по итогам года составила 14,84 тыс. руб. в месяц, увеличившись относительно аналогичного показателя 2017 года на 1,3%. Согласно расчетам аналитиков, большая часть резидентов коворкингов (32%) занята в сфере маркетинга, 24% приходится на сферу дизайна и рекламы, 15% — на производство, 12% — на ритейл, 5% — на девелопмент, проектирование и строительство, 3% — на услуги для бизнеса.

Управляющий директор Regus Ирина Баева указывает, что сейчас в России работают 520 коворкингов, преимущественно они расположены в городах с населением более 700 тыс. человек. По ее оценкам, этот рынок растет на 20–30% в год и положительная динамика будет лишь нарастать. «Число коворкингов в ближайшие годы может увеличиться более чем в три раза. Всплеск интереса к ним указывает, что спрос на такие пространства не удовлетворен»,— рассуждает госпожа Баева. Управляющий директор SOK Михаил Бродников считает, что совокупная площадь московских коворкингов за последние три года увеличилась более чем в три раза, до 141 тыс. кв. м. Он добавляет, что сейчас они формируют 1% от общего объема офисных площадей, но уже к 2020 году этот показатель может увеличиться до 2%. Высокий спрос господин Бродников объясняет отсутствием альтернативных вариантов. «Если компании нужно разместить 50–100 человек, то таких офисов очень мало»,— указывает он.

Бум развития коворкингов — общемировой тренд. По данным исследования Knight Frank, сейчас в мире суммарно насчитывается 18 тыс. коворкингов — это в 36 раз выше уровня 2010 года. Число работающих в них за аналогичный период увеличилось в 81 раз, до 1,7 млн. Но, несмотря на активный рост, коворкинги по-прежнему составляют менее 10% от офисного предложения на всех основных мировых рынках, добавляют консультанты Knight Frank.

Авторы:  Александра Мерцалова

https://www.kommersant.ru/doc/3854720?from=doc_vrez

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » SHARECONOMY, ИЛИ ДОЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА » Коммунальные метры: коворкинги, коливинги, стихийные магазины и складо