Финансовый аспект

http://image.subscribe.ru/list/digest/business/im_20161228224901_211834.jpg

Станут ли кредиты для бизнеса дешевле, чем сейчас

Стоимость кредита для представителей малого и среднего бизнеса зависит от положения компании, отмечают банкиры.

Выдача кредитов и работа с клиентами, как частниками, так и физлицами — приоритетные направления для банков сегодня. Сложная ситуация в экономике, снижение предпринимательской активности граждан — все это заставляет банки перестраивать свои стратегии развития. Как финансовые организации налаживают свою работу в настоящее время? На этот и другие вопросы в рамках онлайн-конференции в АиФ.ru ответили представители «Промсвязьбанка».

Полина Девятова, АиФ.ru: Удалось ли на ваш взгляд бизнесу преодолеть сложности в экономике?

— Мы наблюдали за изменением деловой активности малого и среднего бизнеса на протяжении последних двух с половиной лет. Старт нашего совместного с «Опорой России» исследования самочувствия компаний МСБ — Индекс Опоры RSBI, по стечению обстоятельств совпал с началом сложного периода в российской экономике в середине 2014 года. На протяжении всего этого времени мы наблюдали, как менялись возможности для бизнеса, как предприниматели реагировали на изменения в покупательской способности, условиях ведения бизнеса, доступности финансирования. Основной вывод, который можно сделать исходя из динамики Индекса Опоры RSBI, сектор МСБ адаптировался к текущим реалиям.

Показатели продаж вернулись к значениям, которые были два года назад. Падение выручки компаний МСБ почти остановилось. В целом, по итогам 3 кв. 2016 года 20% предпринимателей отмечали рост выручки, а 31% ее снижение, что соответствует цифрам опроса проводимого в 3 кв. 2014 года. Наиболее сложным периодом было начало и конец 2015 года, тогда более половины предпринимателей отмечали падение продаж.

В 2016 году выросло число компаний, увеличивающих персонал (порядка 10%). Кроме того, отмечается устойчивый тренд на рост заработных плат в секторе. Если в 2015 году более половины компаний сегмента МСБ фиксировали ухудшение условий для ведения бизнеса, в 2016 году цифра сократилась до 30%. Но в целом доля тех, кто отмечает улучшения стабильно низка (10-15%).

По данным Индекса Опоры RSBI, доступность финансирования для бизнеса растет. Об этом свидетельствует рост компоненты индекса, отвечающей за кредитование, и снижение ставок по кредитам МСБ. Перелом негативного тренда в кредитовании произошел в начале 2016 года. Число тех, кто отмечал легкость получения кредитов, превысило число тех, кто испытывал сложности. Но обозначился новый тренд — компании МСБ стараются вести свою деятельность, не привлекая банковские кредиты. Доля предпринимателей, использующих кредиты в своей деятельности, заметно сократилась и находится на минимуме за последние два года. В 3 кв. 2016 года кредиты брали 7% опрошенных. В 3 кв. 2014 года таких было 24%.

— Как изменились процентные ставки для МСБ, стали ли кредиты реально дешевле?

— Среднерыночные ставки сегодня на 3-5% ниже ставок 2015 года и сопоставимы с размерами вознаграждения по кредиту 2014 года. Сейчас появились возможности, которых в 2014 году не было. Минимальные ставки по кредитам для бизнеса действуют в рамках государственной программы содействия развитию кредитования, реализуемой Корпорацией МСП (программа 6,5). Промсвязьбанк в рамках программы готов по отдельным клиентам снижать ставку до границы в 8,3% для средних и 9,4% для малых компаний. За время действия программы мы заключили сделки с 24 компаниями на общую сумму 1,6 млрд рублей.

В целом стоимость кредита для МСБ зависит от финансового положения компании, ее кредитной истории, сроков ведения бизнеса и объемов финансирования. Используемый Промсвязьбанком рискориентированный подход позволяет дифференцировать ценообразование, что дает возможность снижать стоимость кредита для качественных заемщиков. У каждого нашего кредитного продукта есть определенный диапазон ставок, но конечная стоимость рассчитывается индивидуально, исходя из уровня риска каждого клиента. Если раньше мы должны были по определенным показателям, например, по принципу высокорисковой отрасли, отказать какому-то соискателю, то теперь можем предложить ему кредит по повышенной ставке, заложив туда стоимость этого отраслевого риска.

— Готов ли банк минимизировать очное общение с клиентом в офисе?

— Фактически банк уже по минимуму общается с клиентом через офис. Сейчас 97% платежей бизнеса проходят через интернет-банки, и если раньше для совершения операций нужно было идти в офис, то сейчас весь процесс сводится к одному клику. Через дистанционные каналы обслуживания можно проводить больше операций, чаще контактировать с банком, получать важную и актуальную информацию. Например, мы предлагаем проверку контрагентов в интернет-банке с помощью сервиса «светофор». Индикатор — зеленый, красный или желтый — обозначает степень надежности компании. Кроме того, прямая интеграция с «1С: Бухгалтерией» и «Моим делом» позволяет работать в бухгалтерских программах наших партнеров и в одном интерфейсе программы получать выписки по счету, формировать платежки, которые попадают в интернет-банк. Следующая зона развития — мобильный банк. Мы уже запустили мобильный банк под iOS, а в ближайшее время выйдет версия на Android.

Полина Девятова
                   
Из выпуска от 28-12-2016 рассылки Аргументы и Факты

http://subscribe.ru/digest/economics/mo … 32027.html