«Ум, честь и совесть нельзя оценить в баллах». Педагоги комментируют идею «антикоррупционных» уроков

С новой инициативой выступило Минобрнауки. Оно считает, что у школьников нужно формировать ценностно-смысловые установки, отражающие «антикоррупционное мировоззрение»

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/12/13/tass_4664850_1.jpg
Евгений Ямбург. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

«Ум, честь и совесть человека нельзя оценить в баллах» — российские педагоги в интервью Business FM прокомментировали инициативу Минобра, согласно которой предлагается сформировать у учеников «антикоррупционное мировоззрение».

Из поправок в образовательный стандарт следует: у обучающихся должны быть сформированы ценностно-смысловые установки, отражающие «антикоррупционное мировоззрение». Также Минобрнауки предлагает научить школьников противостоять экстремизму и национализму. Опрошенные учителя предполагают, что эта инициатива выльется в увеличение школьной нагрузки, например, дополнительный «антикоррупционный классный час». Вот как идею прокомментировал заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург:

Евгений Ямбург
заслуженный учитель России, доктор педагогических наук

«Как цели, как задачи, конечно, это нужно делать. Такая жизнь, и с этим никто не спорит. Другое дело, нельзя превращать это в профанацию и формализм, потому что это требует не какого-то отдельного урока — смешно! Это чисто для отчета, ничего хорошего не будет. Это фактически требует очень внимательного отношения ко всему процессу обучения и воспитания детей. Прежде всего, к преподаванию гуманитарной дисциплины: здесь вам и история, и литература, и мировая художественная культура, это относится к воспитательным мероприятиям, тем, которые проводит школа. То есть нет экстенсивного развития какого-то, знаете: еще один урок введем, еще один — мы это проходили. Это требует просто глубокого, вдумчивого отношения ко всему учебному процессу. Вы понимаете, нельзя в баллах оценивать ум, честь и совесть, поэтому это не может быть предметом сдачи экзамена, например, или предметом тестирования. Тонкие, внутренние процессы воспитания человека».

Поправки в образовательный стандарт предлагают научить школьников «противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям». Сделать это придется за счет каких-то предметов, предполагает сопредседатель Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов:

Андрей Демидов
сопредседатель Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель»

«Конечно, мы все за то, чтобы у детей формировалось антикоррупционное, антиэкстремистское сознание, но есть проблема и так уже чрезмерной нагрузки. Не очень понятно, насколько эти новые занятия будут включены в программу так, чтобы дети хоть что-то усвоили. Как преподаватель обществоведческих дисциплин — обществознания и истории — я понимаю, что все эти задачи вполне решаемы в рамках уже существующих курсов. Вот эти все благие пожелания, как правило, преобразуются в требование провести какие-то дополнительные занятия, так проще. То есть директивно запустили требование: проведите классные часы или введите новый предмет, а вопрос всегда — от чего отщипнуть, то есть за чей счет предмет будет вводиться? Кто-то недавно посчитал: если реализовать все предложения чиновников и депутатов, у нас 30 предметов новых появилось бы».

Также в поправках Минобрнауки к образовательному стандарту много места уделено астрономии. Например, предлагается сформировать у школьников понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений и осознание роли отечественной науки в освоении космоса.

https://www.bfm.ru/news/341318