Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Зачем нужно знать имена палачей Большого террора

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Виктор Ерофеев: Зачем нужно знать имена палачей Большого террора

Восстановление конкретной исторической реальности и поиск выхода России из очередного сталинского тупика - заслуга списка, созданного "Мемориалом".

http://www.dw.com/image/17188962_303.jpg
Акция памяти жертв сталинских репрессий проводится в Москве ежегодно

Случилось историческое событие. В первый раз названы поименно сорок тысяч сталинских "героев": следователей, судей, расстрельщиков, которые в 1930-е годы умыли Россию кровью Большого террора. Событие взволновало всех: как врагов, так и друзей Сталина. Даже Кремль вздрогнул, назвав это чувствительной темой.

http://www.dw.com/image/18932061_404.jpg
Виктор Ерофеев

Ну да, мягко говоря - чувствительной! Ведь в отличие от скрупулезных поисков нацистских преступников, предпринятых в ФРГ, сталинских палачей никто не искал. За исключением Берии и его окружения, почти все они с почетом вышли на пенсию, а потом - в мертвые души. В сущности, они превратились в палачей-невидимок. Их жертв расстреливала как будто сама пустота. Но ни НКВД, ни их будущие коллеги не могут спрятаться в исторических кустах. Это не только возмездие, но и предупреждение.

Произошла эксгумация мертвых душ НКВД. Раскопали не могилы, но архивы. Общество "Мемориал" опубликовало в интернете работу Андрея Жукова "Кадровый состав органов государственной безопасности СССР. 1935-1939", над которой он трудился 15 лет. Безымянные палачи обрели фамилии. Названы реальные преступники, мастера и подмастерья клеветы, доноса, пытки, тюремных мук, расстрела и тайного посмертного уничтожения "врагов народа".

Конечно, поздно появился этот список! Возможную  десталинизацию провалил Ельцин в начале 1990-х. Это одна из причин, почему Россия получила новую, высокую волну сталинизма. И в этих новых условиях список Андрея Жукова - сильный ответный удар в войне за исторический статус Сталина. В то время, как в стране успешно идет исподтишка поощряемая властью реабилитация Сталина, публикация фамилий десятков тысяч палачей – это правильный шаг в будущее России.

Недавно побывав на Соловках, я понял, что  русская и советская история нынче закатывается в бетон государственного единомыслия по принципу ВСЕ ПРАВЫ: красные и белые, революционеры и контрреволюционеры, жертвы и палачи. Но в этом невозможном сочетании есть своя хитрость: получается, что государство, каким бы оно ни было, всегда право. А все, кто против государства, неправы. Список Жукова отвергает политику показного примирения. Он скорее всего напоминает о Нюрнбергских процессах и о том, почему Нюрнберг не получился в России.
Вечная история: мобилизация народа на верность царю и отечеству, которая приобрела особую жесткость со времен "покорения Крыма", требует считать жертвы государственного террора незначительнее их палачей. Палачей надо охранять тайной, потому что они - часть государства, а жертвы - это отсохшая ветвь.

Сверхзадачей Большого террора второй половины 1930-х годов был выход за пределы политического поля. Сталин, бывший семинарист, поставил перед собой метафизическую задачу переделки человеческой природы. Эта задача в таких масштабах – небывалая вещь. Насколько переделка человека соответствовала лишь сохранению сталинского режима, насколько - созданию коммунистической утопии, трудно сказать. Но то, что эта переделка по разным причинам во многом удалась, и мы до сих пор в России имеем в большом количестве некий исторический вариант советского человека, выкованного в Большом терроре, очевидно. Свидетельством этого можно считать хотя бы сам факт идеологического возврата к сталинизму, концепции страны как осажденной крепости, имперской ностальгии, архаической ксенофобии.


"Возвращение имен" - акция памяти жертв сталинского террора (29.10.2016)

Но есть все-таки надежда, что это можно будет однажды перебороть логикой, здравым смыслом, наконец, реальной любовью к России.

А это значит, что заслуга списка, созданного "Мемориалом", не в том, разумеется, что кто-то из названных палачей предстанет перед судом (они в огромном большинстве своем уже умерли, да и суды априорно снисходительны к сталинистам), но в восстановлении конкретной исторической реальности и в поиске выхода России из очередного сталинского тупика.

Виктор Ерофеев, писатель, литературовед, телеведущий, автор книг "Русская красавица", "Хороший Сталин", "Акимуды" и многих других, кавалер французского Ордена Почетного легиона.

Дата 25.11.2016

Автор Виктор Ерофеев

http://dw.com/p/2TEVE

0

2

Виктор Ерофеев: Возвращение могущественного монстра МГБ

В России будут реформированы силовые структуры. В результате появится министерство госбезопасности. МГБ - часть спецоперации по построению утопии, считает писатель Виктор Ерофеев.

http://www.dw.com/image/19570619_303.jpg
Насколько МГБ будет соответствовать традициям своего старшего сталинского брата?

Чем дальше, чем более интригующей становится российская жизнь. Вот появилось сообщение, что в ближайшее время произойдет реформа спецслужб. На месте все-таки довольно вегетарианского по сравнению с советскими временами ФСБ возникнет новое (но, казалось бы, навсегда забытое старое) государственное образование послевоенных сталинских времен - МГБ, министерство государственной безопасности.

Если судить по аналогии с прежним министерством, то это значит: гайки закрутят так, что мало никому не покажется. МГБ сталинских времен прославилось борьбой с космополитизмом, которая вылилась как в беспощадную, вплоть до абсурда, борьбу с Западом, так и в мощную антисемитскую кампанию. Эта кампания к концу сталинского правления обернулась "делом врачей", "убийц в белых халатах", и подготовкой массовой высылки советских евреев в Сибирь. Было среди прочего и "ленинградское дело": перебили как врагов народа большинство руководителей Ленинграда всех уровней. Ленинграда после героической блокады. Из культурных событий времен МГБ особенно запомнилась травля Ахматовой и Зощенко, которая вконец затерроризировала советскую интеллигенцию.

Для человека, даже поверхностно знающего историю сталинского времени, МГБ - это очень неудачная аббревиатура для государственного учреждения, в сущности, похуже даже всем известного КГБ, созданного после Сталина и не прибегавшего к узаконенным пыткам советских граждан.

http://www.dw.com/image/18932061_404.jpg
Виктор Ерофеев

Кому пришло в голову пугать кого уже самим названием МГБ? Намек на возможные будущие массовые репрессии? Угрожающе сжатый кулак в сторону внешнего врага? Гневный удар тем же кулаком по коррупции в силовых структурах, которая лезет наружу в самых диких размерах и формах? Или же просто солдафонская нечувствительность к опасному словосочетанию?

На эти вопросы вы не получите ответов. Потому что их нет.

Жизнь в России все больше становится похожа на спецоперацию с таинственной целью. Такого удивительного явления не было в течение всей российской истории. При царях строили общество на основе самодержавия, православия и народности - трех ясных ориентиров. Коммунисты предложили тему светлого будущего, где от каждого по способностям, каждому по потребностям. Даже при Сталине, когда коммунизм смешался с крепким имперским сознанием вождя, было понятно, что мы идем под прикрытием мировой революции к мировому господству. Не получилось, конечно, в полном объеме, но многое, особенно на востоке Европы, удалось. При Горбачеве и Ельцине заговорили об общечеловеческих ценностях: дело двинулось в сторону брака с Западом. Не удалось, но попробовали.

С приходом Путина союз с Западом быстро пошатнулся, но вера в то, что удастся создать комфортное общество потребления, пошатнулась гораздо позже. На это ушло несколько лет, в течение которых думали догнать Португалию по уровню жизни. Потом стало ясно: не догоним. Не те у нас в России китайские мозги, с помощью которых можно завалить мир своей продукцией. И вместо общества потребления постепенно вырисовалась картина тяжелой утраты.

Стало жалко развала Советского Союза. Вплоть до трагических заявлений верховной власти стало больно и жалко. Ведь именно там, в сталинские времена, сложилась идеальная модель государства социальной справедливости и супердержавы. Добавь только к социальной справедливости рабочую модель православия и - в путь, назад к былой славе!

Но открыто о движении в сторону Советского Союза говорить до сих пор не принято. Все тонет в тумане. Впрочем, туман все-таки недостаточно плотный: движение видно. Точнее, только очертания движения. Вот почему отечественные либералы убеждены, что власть все это движение раком, вспять, в сторону Советского Союза, делает ради сохранения себя в Кремле. А православная Церковь убеждена, что пришла пора разорвать связи с чуждыми русскому народу западными ценностями и помочь государству в его укреплении. А сама власть убеждена, что модель СССР - единственная правильная модель для духовного народа.

Но тут вкралась одна важная деталь. Советский Союз был утопией, философски построенной на марксизме и имперских мечтаниях XIX века. И это государство держалось, главным образом, на силе оружия и общем страхе.

Вывод понятен. Перенося эту утопию в XXI век, российские правители-романтики превращают движение России в спецоперацию, по ходу которой в романтическом тумане мы присоединяем Крым, грезим о Новороссии, а в политической программе Жириновского уже стоит пункт возращения к границам СССР. Соседям страшно, и этот страх постепенно превращает их во врагов. А население, оторвавшись от товарной соски Запада, испытывает некоторые реальные трудности. Впрочем, оно верит федеральному телевизору и голосует так, как и требуется, чтобы однажды чудесным образом очутиться во сверхдержаве со всеми вытекающими последствиями. Но раз путь к супердержаве тернист, нужны могучие помощники.

И вот тут вырисовывается фантом МГБ. Не какой-нибудь госкомитет с размытыми полномочиями (КГБ), а именно полномочное министерство будет бить по оборотням. По тем, кто в силовых структурах согласен с утопией, а сам живет согласно подлому капитализму. Это раз. Второе: министерство будет нетерпимо к инакомыслию, "пятой колонне" среднего, креативного класса, которое не прониклось утопией. Третье: невзгоды, которые ждут массы населения на пути назад, в светлое прошлое, могут привести к спонтанным бунтам, известным по русской и советской истории. К этому надо отнестись со всей ответственностью духовно просветленного строителя утопии. И не потерять свою власть, ибо никто другой не готов вести народ к обществу, сочетающему лучшие стороны самодержавия и коммунизма.

Насколько эти планы осуществимы, я не знаю, ибо непонятна мера терпения и преданности масс и элит. Насколько МГБ будет соответствовать традициям своего старшего сталинского брата? Это зависит от воли правителя. Ну, и от обстановки в мире. Ведь если бы не ухабы и рытвины на этой кремлевской утопической дороге, если бы не рванувшие в Европу дурные соседи-украинцы, россияне уже сегодня были бы все в СССР, а МГБ стало бы их доброй матерью-защитницей.

Виктор Ерофеев, писатель, литературовед, телеведущий, автор книг "Русская красавица", "Хороший Сталин", "Акимуды" и многих других, кавалер французского Ордена Почетного легиона.

Дата 26.09.2016

Автор Виктор Ерофеев

http://dw.com/p/1K6iE

0

3

Комментарий: Кому стоит бояться возвращения МГБ

По данным "Коммерсанта", в России готовится реформа силовых ведомств. Три спецслужбы будут объединены в министерство госбезопасности. Чем чревата такая реорганизация? Версия Олега Кашина.

http://www.dw.com/image/19314922_303.jpg
Здание ФСБ на Лубянской площади в Москве

Период полураспада КГБ СССР оказался равен 25 годам. Ликвидировать знаменитое ведомство попытался первый и последний советский президент Михаил Горбачев осенью 1991 года. Тогда самостоятельными структурами стали бывшие первое (внешняя разведка) и девятое (охрана первых лиц государства) главные управления КГБ.

Чуть позже глава российского государства Борис Ельцин отделил от бывшего КГБ правительственную связь и пограничную службу. В ведении Лубянки остались контрразведка и борьба с терроризмом. Какое-то время ведомство даже скромно называлось "Федеральная служба контрразведки", и этот период начала девяностых, как теперь ясно, был временем минимального влияния и минимальной силы чекистской корпорации.

Возрождение Лубянки

За падением, как и положено, последовал взлет. После чехарды переименований у ведомства, наконец, появилось постоянное имя - ФСБ, и вслед за именем на обглоданном перестройкой и рыночными реформами лубянском скелете стало нарастать новое мясо.

http://www.dw.com/image/19305790_404.jpg
Олег Кашин

С приходом к власти Владимира Путина чекисты превратились в самостоятельный политический класс, имеющий собственные интересы во всех сферах, включая большой бизнес. Офис ведомства на Лубянке приобрел практически тот же, какой у него был в советские годы, зловеще-солидный имидж.

Перестроенное здание дореволюционного страхового общества "Россия" снова стало своего рода местом силы на политической карте Москвы, и от постороннего взгляда здесь тоже кое-что не ускользнет. Еще в 2000 году Владимир Путин вернул на фасад лубянского здания мемориальную доску памяти бывшего главы КГБ Юрия Андропова, а совсем недавно, после ремонта, на крыше появилась вертолетная площадка, и поначалу жители центра Москвы удивлялись - чего это над городом кружат вертолеты, не случилось ли что?

Не только в названии дело

В каком-то смысле да, случилось. Оправившись от казавшихся сокрушительными ударов 1991 года, советско-постсоветское карательное ведомство вернуло себе былую славу. Под крышей ФСБ вновь оказалась пограничная служба. Воссоединение бывших главных управлений КГБ - федеральной службы охраны (ФСО), внешней разведки (СВР) с ФСБ, то есть, по сути, с самим бывшим КГБ - логичный шаг, которого стоило ждать уже давно. В газетных утечках будущее объединенное ведомство называют министерством государственной безопасности (МГБ). Но пока это выглядит, скорее, как игра с общественным мнением.

В последний момент решат оставить название ФСБ, и общество облегченно вздохнет, уже не возмущаясь тем, что КГБ фактически воссоздается в советских масштабах. Бренд МГБ все-таки слишком одиозен. Лубянское ведомство носило это имя всего несколько послевоенных лет, но на эти годы пришлась последняя страшная волна сталинских репрессий (чтобы было понятно - весь арестный и лагерный опыт Солженицына связан именно с МГБ, не с НКВД, и главный злодей романа "В круге первом" министр Виктор Абакумов, хоть и не остался в массовой памяти таким же суперзлодеем, как Ежов или Берия, возглавлял именно МГБ). Скорее всего, от зловещего названия откажутся на стадии оформления решения, но само то, что эти три буквы из начала пятидесятых всплыли именно сейчас, конечно, очень симптоматично.

Успешная экспансия - совсем не победа

А дальше будет самое интересное. Собирание утраченных ведомств под одной чекистской крышей - да, это естественная экспансионистская потребность всех лубянских руководителей. Первая попытка создания суперминистерства (тогда в него должно было войти даже МВД, и новое ведомство хотели назвать МБВД - министерство безопасности и внутренних дел) датируется декабрем 1991 года, то есть практически сразу после распада СССР. Министр Виктор Баранников захотел вернуться даже не к андроповским, а к бериевским масштабам, но был остановлен конституционным судом. Сейчас конституционного суда никто, конечно, не боится, однако аппаратные законы остались теми же, какими они были и при Андропове, и при Берии.

Успешная экспансия никогда не означает окончательной победы. Излишнее усиление любого центра влияния во власти автоматически объявляет войну этому центру со стороны всех остальных - тот, кто усиливается сверх меры, сразу же попадает в аппаратную группу риска. Его все начинают бояться, ненавидеть и бороться с ним. Мы не знаем пока, кто возглавит новое суперведомство - Александр Бортников или какой-то новый человек. Но в любом случае, подчинив себе нынешние ФСБ, ФСО и СВР, он станет врагом для всех остальных силовиков и аппаратчиков.

Дата 20.09.2016

Автор Олег Кашин

http://dw.com/p/1K5H7

0