Привилегии впустую: 90% россиян не оформляли налоговый вычет

Вчера, 12:59

Анастасия Стогней

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/37/754689456080374.jpg
Работа Федеральной налоговой службы
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Большинство россиян слышали о налоговых вычетах, но никогда в жизни ими не пользовались. Почему так происходит и на какие льготы может рассчитывать каждый?

Только 10% россиян оформляли налоговый вычет за последний год. Об этом свидетельствуют результаты опроса, который Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело в июне. Чаще всего вычет получали жители Уральского федерального округа (вычет оформляли 19% респондентов), реже — население Центрального округа (только 6%).

Примечательно, что уровень информированности о вычетах и число реально оформленных льгот почти не связаны. По идее, чем больше жителей региона знают о привилегиях, тем больше должны ими пользоваться. Но это не так. Например, в Северо-Кавказском округе о налоговых вычетах осведомлены лишь 25%, а в Южном — 47%. При этом и там и там оформляли льготы только 10% участников исследования. Еще пример: в Уральском округе о вычетах осведомлены 54% респондентов, а в Сибирском — 53%. Однако доля тех, кому приходилось делать вычеты, сильно различается: 19 и 13% соответственно. «Возможно, лучше всего осведомлены о налоговых вычетах в тех округах, где больше жителей работают на крупных, в частности бюджетных, предприятиях», — предполагает профессор кафедры экономической социологии ВШЭ Ольга Кузина. «У них, как правило, нет необходимости в платных медицинских услугах, поскольку в таких учреждениях сотрудникам предоставляют соцпакет. Поэтому и права на вычет у них могут возникать реже», — заключила она.

http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/21/754690228639214.jpg

Если дело не в информированности, почему вычеты оформляют лишь единицы? По данным НАФИ, большинство россиян (76%) полагают, что у них просто нет необходимости в налоговых вычетах. Еще 13% признаются, что не до конца понимают, как именно нужно оформлять льготы. «Люди почему-то уверены, что делать налоговый вычет очень долго, боятся, что документы могут не принять», — делится наблюдениями гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова. «Все это — миф», — уверяет она. Смирнова рассказывает, что ей неоднократно приходилось помогать своим клиентам с оформлением вычета. «Такого, чтобы декларацию не приняли, не было ни разу», — успокаивает она.

Еще одна причина, почему россияне не идут за вычетами, — стремление сэкономить время, предполагает руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ Екатерина Корконосова. Люди думают: на оформление льготы уйдет много времени, а выгода получится очень скромной, отмечает она. Смирнова из «Персонального советника» называет это предубеждением и советует расстаться с ним. «Декларацию можно подать онлайн, справки из банка [для вычета по ипотеке] или медцентра [для льгот за лечение] получить прямо на почту», — говорит она.

Как получить налоговый вычет?

Стандартный набор документов: декларация (можно заполнить прямо на сайте ФНС); копия паспорта; справка 2-НДФЛ с работы; заявление на возврат налога (в свободной форме) + документы для каждого типа налогов (смотрите пункт «что нужно»).

Как подать: лично в отделении ФНС, по почте, через личный кабинет налогоплательщика.

Когда подавать: в течение трех лет с моменты уплаты налога, по которому получаете вычет.

За что положен вычет:

1. Платное обучение

25% от вашего налогооблагаемого дохода, не более 120 тыс. руб. в год (свое обучение) или 50 тыс. руб. в год (обучение ребенка).

Что нужно: договор с учебным заведением, лицензия, платежные документы.

2. Лечение и лекарства

25% от вашего налогооблагаемого дохода, не более 120 тыс. руб. в год.

Что нужно: договор с медучреждением, лицензия, платежные документы. Для лекарств — рецепт и платежный документ.

3. Страхование жизни на срок от пяти лет, негосударственное пенсионное обеспечение

25% от вашего налогооблагаемого дохода, не более 120 тыс. руб. в год.

Что нужно: договор со страховой компанией, платежные документы.

4. Индивидуальный инвестсчет (ИИС)

13% от внесенной на счет суммы (не более 52 тыс. руб. в год).

Что нужно: договор об открытии счета, документы, подтверждающие внесение денег на счет.

5. Продажа имущества

1 млн руб. на недвижимость и 250 тыс. руб. на другое имущество (кроме ценных бумаг).

Что нужно: договор купли-продажи, платежные документы.

6. Покупка имущества

До 2 млн руб. на недвижимость, до 3 млн руб. на проценты по ипотеке.

Что нужно: договор купли-продажи или долевого участия, свидетельство о регистрации права собственности, платежные документы. Для ипотеки — договор с банком, платежные документы.

7. Дети до 18 лет (либо до 24, если ребенок — студент очного отделения)

1400 руб. на каждого ребенка каждому родителю, 3 тыс. — на третьего и каждого последующего ребенка; 12 тыс. руб. — на ребенка с инвалидностью.

Что нужно: свидетельство о рождении каждого ребенка, справка из вуза, где он учится.

8. Инвалидность

500 руб.

Что нужно: документы об инвалидности.

9. Участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, участие в ВОВ

3 тыс. руб.

Что нужно: документы, подтверждающие участие в этих событиях.

http://money.rbc.ru/news/578e52bc9a7947529bd003ed