Медали есть – министерства нет. Так ли необходимо отдельное спортивное ведомство?

Slon Magazine

В своем последнем докладе Всемирное антидопинговое агентство обвинило Россию в том, что в стране работает единая система употребления запрещенных препаратов и фальсификации анализов спортсменов. Центральным звеном этой системы, по данным ВАДА, является Министерство спорта РФ. И хотя в самом ведомстве заявляют, что обвинения еще надо проверить, от должности до окончания разбирательства отстранен замминистра Юрий Нагорных. В докладе сказано, что именно он руководил сложной процедурой подмены проб российских спортсменов.

Помимо допингового скандала, российское Министерство спорта и его глава Виталий Мутко находятся в центре разбирательства о коррупции в ФИФА. Прямых обвинений пока нет, но следователи проверяют, при каких обстоятельствах Россия и Катар получили право проводить чемпионаты мира в 2018 и 2022 годах соответственно.

Спорт высоких достижений в России контролируется на высшем уровне – спортивной политикой (и борьбой с допингом) занимается отдельное федеральное министерство, у которого в 2012 году забрали обязанности регулирования в сфере туризма и молодежной политики. Только в самом федеральном ведомстве работают 310 человек, в каждом регионе есть свое профильное министерство или департамент.

Однако наличие отдельного министерства вовсе не обязательное условие для развития спорта в стране. Более того, такой подход скорее исключение. Из двадцати стран, лидирующих по количеству олимпийских медалей, обособленное министерство спорта есть только у двух – у России и Китая.

https://slon.ru/images/photos/e6d90794aa7f579a995925f635f20cd4.png

Лидер списка, Соединенные Штаты вообще не имеют подобного ведомства. Там существует совет из 23 человек при президенте, который занимается популяризацией спорта, а национальный Олимпийский комитет работает независимо и напрямую со спортивными федерациями.

В большинстве из перечисленных стран спорт находится в ведении министерств, которые в основном занимаются здравоохранением, культурой или образованием. Но есть и исключения вроде Австрии и Швейцарии, где спорт – прерогатива Минобороны.

В Австралии и Канаде, например, есть министры спорта, но нет министерств. Чиновники являются отдельными членами кабинета министров, но используют ресурсы других ведомств. Украина и Белоруссия, которые, как и Россия, унаследовали спортивные системы от СССР, также совмещают спортивную политику соответственно с молодежной и туристической.

Система допинговой маскировки, если верить ВАДА, появилась в России одновременно с обособлением Министерства спорта в 2012 году (до этого было Министерство спорта, туризма и молодежной политики). К этому времени Виталий Мутко возглавлял ведомство уже четыре года. Приведет ли допинговый скандал к тому, что российские спортсмены пропустят Олимпийские игры, станет известно в ближайшие дни.

https://slon.ru/posts/70987