Новый закон «О торговле» грозит россиянам дефицитом

Магазины могут столкнуться с перебоями в поставках продуктов из-за нового закона «О торговле», который призван вдвое сократить бонусы магазинам

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/06/25/tass_1469433_.jpg
Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Госдума вдвое ограничила бонусы торговых сетей, с 10 до 5%. В пятницу парламентарии приняли соответствующие поправки в закон о торговле. Сразу после вступления их в силу ритейлеры должны будут заключать новые договоры, а также обновить все старые договоры до нового года. Кроме того, закон сократил сроки, в течение которых сети должны рассчитываться за поставку товаров.

По мнению авторов законопроекта, поправки призваны защитить отечественных производителей и помочь им снизить издержки. В то же время некоторые эксперты считают, что надо готовиться к перебоям в поставках продуктов, поскольку никто из ритейлеров не успеет подстроиться под новые нормы. Кто выиграет, кто проиграет? Возможен ли дефицит? Изменятся ли цены?

Ретро-бонус — это дополнительная плата поставщику в ритейл за так называемое продвижение его товара, зачастую такого продвижения не происходит. Это просто дополнительная плата, которую взимает ритейл за аренду своего полочного пространства некому поставщику. В конечном итоге бонус растворяется в торговой наценке.

Алексей Каневский
председатель комитета по экономике московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»

«Казалось бы снижение такого ретро-бонуса должно неминуемо по цепочке привести к снижению и полочной цены. На самом деле, ожидать этого, наверное, не приходится, потому что все равно представители ритейла и поставщиков будут вести сложные переговоры. В конечно итоге ритейл попытается получить дополнительную скидку от поставщика, понимая, что он в 2 раза меньше будет получать этих ретро-бонусов. В свою очередь, поставщик будет стараться сохранить искомую маржинальность и поднимать предложенные в ритейл цены».

То, что новый законопроект защитит поставщиков, большая иллюзия, считает гендиректор совхоза имени Ленина Павел Грудинин.

Павел Грудинин
генеральный директор Совхоза имени Ленина

«Сетевая торговля, ритейл, я думаю, приготовили нам много неприятных сюрпризов. К сожалению, они легко обходят эти законы. Предлагают заключить договора со сторонними организациями. Если ты этот договор не заключаешь, то с тобой не заключают договор. Получается то же самое. Хотя усилия ГД в этом направлении, конечно, не могут не приветствоваться всеми поставщиками. Рыночная власть на стороне сетей. Здесь надо понять, что нужно просто ослаблять рыночную власть сетей еще и альтернативной торговлей, конкуренцией. Надо поддерживать и другие форматы торговли. Тогда, может быть, возникнет конкуренция, тогда они смогут пойти навстречу поставщику. Сейчас поставщик бесправен, вот в чем проблема».

У ритейлеров свои доводы. Продажи падают, многие розничные сети балансируют вокруг нуля. Своим популистским шагом парламентарии не приносят пользу, а усложняют бизнес, говорит совладелец розничной сети SPAR Максим Недякин.

Максим Недякин
совладелец розничной сети SPAR

«Продовольственный ритейл определяется KPI. Никто не платит просто так. Любой поставщик платит за что-то. Он платит за представленность на полке, он платит за достижение определенных целей по продажам. То есть такого, что просто период прошел и поставщик платит, такого, безусловно, нет. На самом деле очень многие поставщики сами предлагают, их приходится выбирать. Например, от некоторых контрактов отказались для того, чтобы не ограничивать потребителя, чтобы он был более свободен в выборе. Надо понимать, что речь не идет о снижении цены. Это несколько популистская мера. Потому что в конечном итоге все включено в цену. Что касается договоренностей, самое простое — это скидка без ретро, более глубокая и все».

Сами депутаты признают, что приняли сырой закон, однако уверяют, что потребитель от него точно не пострадает, говорит зампред думского комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский.

Виктор Звагельский
зампред думского комитета по экономической политике и предпринимательству

«На потребителе или на присутствии товара на полке, уверяю вас, это никак не отразится. При всем при этом закон вышел опять несколько половинчатый из-за того, что он принимался в последние дни. Многие поправки, которые в него вошли именно в последние дни, не прошли оценку регулирующего воздействия. Не было общения с трестовиками, с ритейлом. Поэтому шероховатости, мягко говоря, какими-то могут быть. При этом, если будет ясно, что эта норма мешает нормальному взаимодействию поставщиков и торговых сетей, то уже новому созыву ГД придется ошибки исправлять».

Зачем же принят недоработанный закон, который никому ничего не дает? Как сообщал «Ъ», в первом чтении поправки к закону «О торговле» были приняты более года назад, в мае 15-го. Однако к активному обсуждению законопроекта участники рынка, депутаты и чиновники вернулись только в апреле текущего года после того, как президент Владимир Путин по итогам «прямой линии» поручил установить предельный объем бонусов, которые поставщики платят сетям, до завершения весенней сессии работы Госдумы.

https://www.bfm.ru/news/326588