Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » РАБОТАЙ ИЗ ДОМА, ГДЕ БЫ ОН НЕ НАХОДИЛСЯ » Гаражная экономика: люди, которые обходятся без государства


Гаражная экономика: люди, которые обходятся без государства

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Гаражная экономика: люди, которые обходятся без государства

От 5 до 25 процентов трудоспособного населения РФ работают в гаражах. Эти люди невидимы для государства: в пособиях они не нуждаются и выходить из "тени" не стремятся. Репортаж DW.

http://www.dw.com/image/0,,19353041_303,00.jpg

Объединение гаражных кооперативов в престижном районе рядом с МГУ местные жители называют "Шанхай". Гаражи здесь прижаты друг к другу, как соты в пчелином улье. И "Шанхай", как улей, гудит: где-то визжит сварочный аппарат, где-то вытачивают детали для немецких машин, где-то для японских, в одном гараже идет стирка, в другом пекут пирожки и разливают чай. Здесь находится около 5000 гаражей, и почти в каждом - маленький кустарный промысел.

"Машину друга ремонтируем"

За 1000 рублей здесь можно поменять покрышки, за 17 000 - починить коробку передач. Обитатели "Шанхая" официально нигде не заняты - но и в списке безработных они не числятся. Среди них много мигрантов из Центральной Азии, но вполне достаточно и российских граждан, которые могли бы получать пенсии или пособия по безработице. Однако госуслуги здесь популярностью не пользуются: "Зачем мне стоять в очереди на бирже труда, клянчить 500 или 1000 рублей? - говорит автомеханик Илья. - Два раза стукнул - 1000 рублей заработал, вот тебе хлеб. Покрасил деталь - 8 тысяч стоит на сегодняшний день, самый минимум. Если хорошо покрасил, 15 тысяч за два дня можно получить".

http://www.dw.com/image/0,,19353044_404,00.jpg
Илья, автомеханик

Илья приспособил свой гараж под автосервис семь лет назад. А получил в пользование еще в восьмидесятые годы, когда государство выделило землю под кооператив. По закону, в ГСК (гаражно-строительных кооперативах. - Ред.) нельзя вести предпринимательскую деятельность, но проверить это очень сложно: "Вы пришли в гараж, там мужики ремонтируют машину, - объясняет DW исследователь фонда "Хамовники" Сергей Селеев. - Вы спрашиваете: "Мужики, вы что делаете?" Они говорят: "Машину друга ремонтируем". Вот и докажи обратное. А в соседнем гараже женщина фасует опарышей, червяков по коробочкам. Кому она фасует? Докажите, попробуйте, что она не делает это для себя или для мужа, который заядлый рыболов".

Много законов, но слабый контроль

Для того чтобы это доказать, нужно делать контрольные закупки, объясняет эксперт. Но этим ни одна проверяющая организация заниматься не будет: "Для каждого гаража надо получить кучу согласований, налоговикам выгоднее найти одного крупного неплательщика, чем проверять много мелких".

http://www.dw.com/image/0,,19353046_4,00.jpg
Вид на московский "Шанхай"

Кроме того, не все обитатели гаражей работают без документов: многие регистрируются как индивидуальные предприниматели и подают "нулевую декларацию". Поэтому проверки, как правило, могут грозить председателю кооператива, но не его отдельным участникам.

Вообще, по словам Селеева, так называемая "гаражная экономика" появляется во всех странах, где жесткая регламентация сочетается со слабым регулированием: "Законов, постановлений в России много - и на федеральном уровне, и на муниципальном. Но контроль за их исполнением слабый. Поэтому что там делается в гаражах, никого не волнует".

Чем бизнес отличается от промысла

Сергей Селеев и его коллеги из фонда "Хамовники", финансирующего социальные исследования российской провинции, объехали 8 регионов и почти в каждом крупном городе обнаружили гаражные кооперативы, где кипит бурная деятельность.

http://www.dw.com/image/0,,19353050_404,00.jpg
Ремонт машин в гараже

Больше всего их в промышленных городах: "Например, в Ульяновске порядка 25 процентов трудоспособного населения работает в гаражах. Производят мебель, обслуживают машины. Есть автомойки, шиномонтажи, производство хлебобулочных изделий, выращивание раков, изготовление гитар. В Тольятти, например, рыбу коптят в гаражах. Очень много ветеринарных клиник, стоматологий, офисов адвокатов, юридических консультаций, антикваров". По данным фонда "Хамовники", в Тольятти в гаражах занято более 22 тысяч человек, в Ульяновске - около 80 тысяч, в Набережных Челнах - почти 10 тысяч. Причиной ухода в гаражи исследователи называют "необходимость выживать", а также "желание независимости, самореализации и признания своего труда".

Работы могут выполняться как одним человеком, так и группами, состоящими из родственников или наемных рабочих. Доходы разнятся в зависимости от рода деятельности и региона: так, в провинции автосервис из двух человек может заработать от 60 до 120 тысяч рублей в месяц, в Москве - от 90 до 300 тысяч. А средний месячный заработок одного человека, занятого в гаражном производстве мебели, в провинции составляет 20-40 тысяч рублей.

Всю эту деятельность, по мнению Селеева, нельзя назвать предпринимательской. "Это не бизнес, а промысел, - подчеркивает эксперт. - В чем отличие? Во-первых, нет капитализации - промысел, в отличие от бизнеса, нельзя продать. Во-вторых, промысел, в отличие от бизнеса, держится в первую очередь на личных связях и на репутации. Именно поэтому гаражные автосервисы не конкурируют друг с другом: у каждого своя клиентская база, наработанная годами с помощью "сарафанного радио".

http://www.dw.com/image/0,,19353053_4,00.jpg
"Машину друга ремонтируем"

Это подтверждает автомеханик Илья: его клиенты узнают о "Шанхае" вовсе не из рекламных роликов: "Кому-то сделал - он другу говорит. Я по цене, конечно, ниже плинтуса не опускаюсь - бывает, даже дороже чем в автосервисе выходит, если быстро работаю. А кому-то могу и бесплатно сделать - из уважения".

Гражданское общество в гаражах

Отношения между участниками гаражных кооперативов, по словам Селеева, строятся "по понятиям". Есть членские взносы, которые уходят на обслуживание инфраструктуры кооператива - электричество, воду, охрану. Бюджетом распоряжается председатель, которого избирают общим голосованием - в большинстве ГСК оно проходит раз в год. Выборы фальсифицировать практически невозможно: если председатель хорошо работает, а также эффективно "решает вопросы" с проверочными инстанциями, он обычно остается на своем посту.

"Но могут и переизбрать: например, в Нижнем Новгороде был председатель, который по документам привез на территорию ГСК 100 грузовиков песка. Мужики посчитали - он этим песком мог всю территорию засыпать. Его спрашивают: "Где твой песок?" - А он только две ямы засыпал. Оказалось, что весь бюджет переводил на свою сберкнижку. Ну и выгнали его".

Кризис мало повлиял на "гаражную экономику", утверждает Сергей Селеев. "Она не зависит ни от бюджета, ни от курса валют. Кроме того, она достаточно гибкая, промысловик может быстро поменять род деятельности. Например, в Перми один из наших респондентов понял, что автосервис в этом сезоне приносит ему мало регулярных доходов, и переключился на питьевую воду. Пробил скважину у себя на участке, разливает по бутылкам, развозит по офисам. Говорит, что ему нужна стабильность".

Дата 25.06.2016

Автор Юлия Вишневецкая, Москва

http://dw.com/p/1JCbW

0

2

Экономика откатилась в допетровскую эпоху

Поход на кустарей: как власти пытаются дотянуться до «гаражной экономи

0

3

Всем выйти из тени. Власти взялись за «гаражную экономику»

Владимир Путин на закрытой части Совета по стратегическому развитию предложил вывести из тени десятки миллионов самозанятых россиян. Как сообщает Bloomberg, речь идет о так называемой «гаражной экономике». О ней последнее время очень много пишут СМИ. На каких принципах существует гаражное деловое сообщество? Смогут ли чиновники убедить их работать «по-белому» и платить налоги?

Текст: Михаил Сафонов

https://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/07/14/vziat.jpg
Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Эти люди нигде не устроены, не получают пенсии и пособия по безработице. Они есть в каждом российском городе, в том числе, и в Москве. Их в стране примерно 40 миллионов человек, почти треть населения страны, около половины экономически активных граждан. Эти люди совсем не бедствуют. Они — представители так называемой «гаражной экономики». В гаражах делают все. Ремонтируют машины, производят мебель, шьют одежду, жарят шашлыки, стригут волосы, размещают туристов. И в основном, как сказал бы один российский министр, — «ноу криминалити». Это бизнес. Только серый, без налогов. О нем знают все жители. О нем знают региональные власти, силовики. О нем знают социологи. И только федералы до последнего времени то ли не знали, то ли не обращали внимания. При дефицитном бюджете ситуация меняется. В мае на экономсовете президенту о них рассказывал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Сейчас, как сообщил Bloomberg, на закрытой части нового Совета по стратегическому развитию Владимир Путин попросил решить вопрос, чтобы «гаражники вышли из тени». Экономист Сергей Хестанов сомневается в успехе. Традиции гаражного бизнеса пустили корни еще при СССР, это все те же цеховики.

Сергей Хестанов
советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер»

«Целые категории граждан традиционно работали в теневом секторе, правда, в советские времена, одновременно формально числясь где-либо в секторе официально. До сих пор налоговой службе не удавалось добиться больших успехов, и вряд ли эти большие успехи будут в ближайшем будущем. Однако, чем сложнее ситуация с государственным бюджетом, тем больше, интенсивнее, более умело будет действовать налоговая инспекция».

До последнего времени серые бизнесмены и кризиса-то не замечали. Почувствовали его лишь недавно, когда ощутимо сократились расходы их клиентов, то есть бюджетников. Впрочем, в регионах развит натуральный обмен. К примеру, я тебе мебель — ты мне отремонтированную машину. А если клиент занимает высокий пост, то товар ему можно подарить в качестве уважения, чтобы в случае чего заручиться поддержкой. Региональные власти обычно не трогают гаражные кооперативы. В отличие от обычного бизнеса, гаражный не имеет цели повысить капитализацию. Это средство выживания. В противном случае, могут быть проблемы. Рассказывает руководитель проекта «Гаражная экономика» Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» Сергей Филеев.

Сергей Филеев
руководитель проекта «Гаражная экономика» Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники»

«Если гаражник, условно, стал получать, к примеру, больше миллиона рублей в месяц, то его начинают гнобить, чтобы он не выбивался из общего ряда. Гаражной деятельностью, по большому счету, можно зарабатывать определенный уровень доходов, необходимый для выживания. Все, что ты получаешь сверху — ну, к тебе придут, в общем, так можно сказать. Один гаражник сказал, что, начиная зарабатывать большие деньги, ты либо должен идти в депутаты, либо депутаты придут к тебе».

Гаражная экономика не имеет отношения к экономике официальной. Эти бизнесмены не слишком задумываются о росте ВВП, курсе доллара, инфляции и последнем прогнозе Минэкономразвития. Им не нужна реклама — услуги и товары продаются с помощью сарафанного радио, по рекомендации. Интересно, что в этом инвестклимате практически нет конкуренции. Сотни гаражей в одном кооперативе мирно сосуществуют друг с другом, потому что у каждого сложилась своя, проверенная клиентура. Некоторые, правда, выходят из тени, регистрируют ИП, ООО. Участвуют в госзакупках и даже, как рассказывают исследователи, официально ремонтируют машины силовиков. И все они дружат с местными властями, у них тоже есть социальная ответственность бизнеса, они помогают ремонтировать дороги и благоустраивать территории. Цеховики нового поколения живут по принципу «вы нам не мешаете, мы вам тоже». Что будет, если начнут давить, сейчас не может предсказать никто.

https://www.bfm.ru/news/328338

0

4

Опубликовано: 15 июл. 2016 г.  РБК

По оценке экспертов 15-30 млн человек в России работают в теневой экономике, за рамками правового поля. Объёмы скрытой деятельности могут составлять 20-40% ВВП. В поисках новых источников бюджетных доходов поставлена задача — вывести миллионы граждан из тени. Как индивидуальных строителей, репетиторов, сантехников, автомехаников включить в систему налогооблажения? Можно ли искоренить «гаражную экономику»?

0

5

Голикова: потери соцфондов из-за теневой занятости составляют порядка 2,3 трлн рублей в год

Вице-премьер добавила, что, по разным оценкам, в зоне теневой занятости трудится порядка 15 миллионов человек

Социальные фонды недополучают около 2,3 трлн рублей в год из-за теневой занятости граждан. Об этом сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова в интервью газете «Известия».

«Что касается превышения расходов над доходами граждан, по данным за 2017 год (данных за 2018-й еще нет), разница составляет 13,3 трлн рублей — это 14,5% ВВП. <...> Часть из них — это недоуплаченные налоги. Если говорить о страховых взносах, то это приблизительно 2,3 трлн рублей», — отметила она.

Вице-премьер добавила, что, по разным оценкам, в зоне теневой занятости трудится порядка 15 миллионов человек. Для снижения неформальной занятости ведется работа по призыву к регистрации самозанятых граждан, при этом пока что процесс идет медленно, сообщила Голикова. «По последним данным налоговой службы, зарегистрировались около 102 тысяч человек. Это достаточно серьезная цифра — 7,6 млрд рублей оборота. Посмотрим, как процесс пойдет дальше, но пока у нас осторожный оптимизм по этому поводу», — сказала она.

В феврале Роструд сообщал, что за последние четыре года из теневой занятости выведено порядка 8 миллионов работников, из них около 1,4 миллиона выявлено в 2018 году.

https://www.bfm.ru/news/416394

0

6

Росстат: каждый пятый в РФ работает неофициально

Эксперт связал рост неформального сектора с сокращением малого бизнеса и миграцией предпринимателей в ИП или самозанятых

Доля россиян, занятых в неформальном секторе экономики, во втором квартале 2019 года выросла почти на 1,5 млн человек (по сравнению с предыдущим кварталом) и составила 21,3% от общей численности занятых. Об этом свидетельствуют данные Росстата, изученные РБК.

По итогам второго квартала 2019 года количество занятых в неформальном секторе составило 15,25 млн человек. Общее количество работающих россиян составило 71,6 млн.

Сильнее всего неформальная занятость развита в республиках Северного Кавказа: Чечне (65,5% от всего занятого населения), Ингушетии (50%), Кабардино-Балкарии (49,6%), Дагестане (43,7%).

Меньше всего — в Санкт-Петербурге (10%), Ханты-Мансийском автономном округе (9,7%), Хабаровском крае (9,4%), Мурманской области (8,6%), Ненецком (8,4%) и Ямало-Ненецком (7,6%) автономных округах, в Москве (4,1%) и на Чукотке (1,2%).

Показатель неформальной занятости подвержен ярко выраженной сезонности — весной и летом он всегда возрастает, поскольку значительная часть неформальных работников заняты в сельском хозяйстве.

Доля неформально занятых в экономике достигла наивысшего значения с 2016 года, когда российская экономика выбиралась из рецессии.

Профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский связывает рост доли неформального сектора с сокращением малого бизнеса. «Сравните с числом закрываемых бизнесов, малых предприятий. Кто-то переходит в микропредприятия, а кто-то завязывает с государством и становится самозанятым», — пояснил он.

https://www.bfm.ru/news/423729

0


Вы здесь » ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" » РАБОТАЙ ИЗ ДОМА, ГДЕ БЫ ОН НЕ НАХОДИЛСЯ » Гаражная экономика: люди, которые обходятся без государства