Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Доктор не приедет: зачем России телемедицина

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Доктор не приедет: зачем России телемедицина

Кирилл Варламов,
директор Фонда развития интернет-инициатив

Бум телемедицины начался только в развитых странах, в России удаленную консультацию у врача не может получить даже фельдшер. Как эту ситуацию исправить, сэкономив средства бюджета и предложив новые технологии лечения

На минувшей неделе на официальном портале для обсуждения законодательных инициатив regulation.gov.ru появился проект закона о телемедицине, подготовленный Минздравом. Появление понятия «телемедицинские технологии» в тексте закона — заметный прогресс для российского здравоохранения и медицинских стартапов. Вместе с тем закон ограничивает применение телемедицины внутри лишь простейших предварительных консультаций между врачом и пациентом. Фактически это закрывает возможности для дальнейшего развития и услуги, и телемедицинских технологий в России.

Есть и другое видение. В альтернативной версии законопроекта, разработкой которой занимается Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вместе с Институтом развития интернета, «Яндексом» и комитетом Думы по информационным технологиям, предлагается обозначить понятие телемедицинских технологий рамочно, чтобы впоследствии по мере изучения различных технологий Минздрав мог поэтапно разрешать те или иные технологии и услуги при лечении заболеваний. Почему это так важно для нашей страны и ее жителей?

Эволюция медицины

В ХХ веке основным драйвером медицины стало развитие фармацевтики, в частности появление биомедицинских препаратов и терапии онкологических заболеваний, а также усовершенствование методов диагностики и высокотехнологичных хирургических тактик. Сегодня все больший вклад в улучшение качества медицинской помощи и увеличение продолжительности жизни пациентов вносит телемедицина, решения которой находятся на стыке здравоохранения и потребительских технологий.

Телемедицинские решения уже позволяют собирать информацию для клинических исследований, анализировать данные о пациенте и обмениваться ими для постановки более точного диагноза, а также налаживать операционные процессы в системе здравоохранения. Например, в США возможность собирать медицинские онлайн-консилиумы и быстрый обмен информацией о пациенте отменяют необходимость транспортировки тяжелобольных из одной реанимации в другую или иные отделения. Это экономит около 0,5 млрд долл. ежегодно — внедрение телемедицинских технологий сократило количество перевозок больных в США с 2,2 млн до 1,4 млн.

Но основное назначение телемедицины — создавать людям комфортные и безопасные условия жизни: оперативно отслеживать изменения в организме, не допускать возникновения осложнений или критических ситуаций. Пациент не только получает доступ к высококлассным специалистам центральных клиник и врачам, но и экономит на транспортных расходах и сокращает время на дорогу.

Некоторые заболевания лечить без визита к врачу просто опасно, тогда как другие после постановки четкого диагноза можно лечить и удаленно. Человек, например, с диабетом не нуждается в систематическом посещении врача, но, с другой стороны, нуждается в постоянном наблюдении. С помощью различных портативных диагностических устройств, отслеживающих уровень сахара, рацион и физические нагрузки, врач может по полученным данным удаленно скорректировать терапию. Подобная механика применима для большинства хронических заболеваний. Именно возможность контролировать ход лечения больных с хроническими и тяжелыми заболеваниями — одно из основных преимуществ телемедицины наряду c онлайн-консилиумами, которые выделяет международное врачебное сообщество.

Экономия и контроль

Европейский рынок здравоохранения сегодня в целом переживает бум телемедицины. В начале 2000-х годов в Европе был фактически завершен процесс создания систем, позволяющих обеспечить каждого человека медицинскими услугами дома. Сейчас уровень проникновения этой технологии на рынок составляет около 30%, а к 2020 году, по прогнозам экспертов, достигнет 50%. При этом дистанционные медицинские услуги внедряются в различные области здравоохранения: радиологию, общую патологию, дерматологию, лабораторную диагностику, психиатрию, гастроэнтерологию, кардиологию и во многие другие жизненно важные нозологии. Также дистанционное здравоохранение позволило решить вопрос с доступностью медицинских услуг в сельских районах, регионах с ограниченной доступностью медицинских услуг и существенно сократить время лечения и пребывания в стационаре.

Так, например, в Нидерландах внедрение технологий телемониторинга за пациентами, страдающими хроническими сердечными заболеваниями, позволило уменьшить количество госпитализаций на 64%, амбулаторных посещений — на 39%, время госпитализации — на 87%. В 2015 году в Штатах, по статистике Американской телемедицинской ассоциации, проведение дистанционных консультаций, мониторинга и корректировки лечения сокращает число койко-дней на 25%, количество госпитализаций — на 19%, количество обращений за очной консультацией — на 70%. То есть пациент не только быстрее и качественнее получает медицинскую помощь, экономя время (и деньги) на дороге и консультациях, но и не попадает на больничную койку с развившимся до тяжелых форм заболеванием.

Все это значительно улучшает качество жизни пациента при сокращении расходов на здравоохранение, что также немаловажно в условиях распространения неинфекционных заболеваний и старения населения. В Европе на борьбу с хроническими возрастными заболеваниями уходит 70% всех расходов, в Штатах эта цифра достигает 80%.

Телемедицина есть, законодательства нет

На текущий момент Россия находится только на полпути к внедрению телемедицинских технологий: развиваются медицинские информационные системы (МИС), популяризируются дистанционные консилиумы. Так, общее количество медицинских организаций, подключенных к интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК),  по состоянию на конец 2015 года уже приближается к 6 тыс. из 20 тыс. медицинских организаций.

Сегодня на российском рынке существуют разработки, которые могли бы позволить оказывать телемедицинские услуги и самим гражданам. По результатам последнего набора в акселератор ФРИИ около половины всех «медицинских» заявок подали стартапы, разрабатывающие решения в области телемедицины, — 76 из 154 команд. На международном рынке телемедицинские решения также появляются все чаще, к 2020 году этот рынок может утроиться и превысить 0,5 млрд долл.

Однако дистанционное консультирование пациентов посредством интернета еще не закреплено в российском законодательстве: пациент согласно закону может получить медицинскую помощь дистанционно только по месту вызова бригады скорой помощи, в транспортном средстве при медицинской эвакуации. Поэтому в законопроекте мы с партнерами решили сделать также акцент на легитимизацию оказания медицинской помощи пациенту (так называемое оказание телемедицинских услуг по направлению «врач — пациент»).

Законопроект также устанавливает важные положения, касающиеся возможности проведения дистанционного консультирования врачом местного фельдшера. Сейчас же, например, между врачом и фельдшером проводить консультации в рамках правового поля невозможно. Хотя в России большое количество населенных пунктов, в которых расположен только фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). И людям, проживающим в таких населенных пунктах, получить быструю качественную медицинскую помощь становится очень трудно.

Фельдшер оказывает доврачебную помощь, то есть проводит те же манипуляции, что и врач скорой помощи, — например, сердечно-легочную реанимацию, автоматическую дефибрилляцию и интубацию трахеи. Также он может проводить диагностику и назначать лекарственную терапию. Но при этом фельдшер не обладает необходимым набором компетенций для диагностики и лечения всех заболеваний, в сложных случаях он отправляет больного к специалисту в районный центр или республиканскую больницу. Это требует порой существенных затрат на дорогу, а самое главное — влечет потерю времени, что может очень негативно сказаться на состоянии здоровья пациента. Потому важно, чтобы фельдшер мог консультироваться с врачами дистанционно и, как следствие, у каждого пациента в деревне в рамках ФАП была возможность онлайн-приема с необходимыми врачами — кардиологами, терапевтами, лорами и другими специалистами.

Телемедицина не является панацеей от всех проблем российского здравоохранения, но от ее внедрения выиграет пациент, который получит доступ к квалифицированной и качественной медицинской помощи. Кроме того, технологии в области дистанционных медицинских услуг позволят существенно сократить расходование средств бюджетов всех уровней, решить проблемы неравномерного распространения высокотехнологичного оборудования и распределения квалифицированных специалистов.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/technology_and_media/26/04/2016/571f81809a7947a69b378cd9?from=typeindex/opinion

0

2

Жители отдал.деревень в РФ смогут получить консультацию врачей по Skyp

0

3

Создатель популярного приложения для мониторинга здоровья умер от инфаркта

18.10.2016, ВТ, 09:25, Мск ,

Текст: Александр Корнев

Скоропостижная смерть основателя одного из самых успешных китайских цифровых стартапов может изменить ход развития сектора ИТ-инноваций в стране.

Создатель Chunyu Doctor умер от сердечного приступа

Преждевременная кончина китайского разработчика приложения для мониторинга здоровья, по мнению экспертов, приведет к полному пересмотру развития ИТ-стартапов в КНР. Как пишет Bloomberg, 44-летний Чжан Жуй (Zhang Rui), основатель стартапа Chunyu Doctor, умер 5 октября 2016 г. от сердечного приступа.

Приложение для смартфонов Chunyu Doctor, созданное в 2011 г., входит в «десятку» наиболее популярных китайских медицинских онлайн-платформ. Оно позволяет пациенту общаться с настоящими докторами через звонки или чат. Инвесторы, в числе которых Temasek и BlueRun, в свое время вложили в приложение $50 млн.

Стресс и одиночество стартапов

По словам представителя Chunyu Doctor, нет прямых доказательств тому, что смерть их босса вызвана переутомлением. Однако событие положило начало бурной дискуссии вокруг конкурентного характера отрасли стартапов и потенциальных нагрузок на здоровье их участников. «Стресс и одиночество, которое ощущают основатели стартапов, не может быть понятно обычным людям. Особенно в сфере интернета, где входные барьеры низкие, а конкуренция крайне жесткая», - считает основатель китайской биржи виртуальной валюты Huobi Леон Ли (Leon Li). Отмечается, что несколько месяцев со дня запуска Chunyu Doctor сотрудники стартапа работали по китайскому «распорядку 996» – с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю.

Китайским ИТ измерили давление

Вдохновленные успехом Alibaba Group Holding Ltd., заработавшей в 2014 г. первые $25 млрд по итогам первого публичного размещения акций, новое поколение китайских предпринимателей вовлечено в ожесточенную борьбу капитала и таланта.

http://filearchive.cnews.ru/img/cnews/2016/10/18/chunyudoctor700.jpg
Смерть от переутомления разработчика приложения для мониторинга здоровья может привести к полному пересмотру развития ИТ-стартапов в КНР

Во II квартале 2016 г. в Китае ежедневно запускались один-два цифровых стартапа, что больше, чем в Силиконовой Долине. «Китайское стартап-сообщество находится в режиме высокого давления, гораздо выше, чем в США. Я полагаю, что не все из его участников заботятся о своем здоровье, как следовало бы», - полагает сооснователь калифорнийской венчурной кампании Mountain View, объединившей 500 стартапов, Mэйв МакКлюр (Dave McClure). По словам МакКлюра, из 3 тыс. основателей стартапов, в которые он недавно инвестировал, не менее шести умерли, а один совершил самоубийство.

Ранее разные китайские бизнесмены неоднократно заявляли о трудностях баланса между работой и личной жизнью. К примеру, известный венчурный инвестор и экс-глава китайского представительства Google Кай-Фу Ли (Kai-Fu Lee) в своей книге заявил, что обнаруженный у него рак является протестом его тела против 15-часового рабочего дня. Сейчас Ли руководит собственной компанией Sinovation, которая занимается инвестициями в стартапы.

http://www.cnews.ru/news/top/2016-10-18 … onitoringa

0

4

Медик прячется за экраном

16.05.2017 06:58

Текст: Марина Гусенко

Российская газета - Федеральный выпуск №7270 (104)

Рецепты на лекарства, в том числе наркотические, станут электронными

Россияне смогут получать медицинскую помощь онлайн, а рецепты на лекарства, в том числе содержащие наркотические или психотропные вещества, станут электронными.

https://cdnimg.rg.ru/img/content/140/32/45/1000+++_d_850.jpg
Сможет ли врач на расстоянии понять, что происходит с пациентом, - большой вопрос, но выдать рецепт или зачитать анализы точно сможет. Фото: depositphotos.com

Правительственный законопроект на эту тему внесен в Госдуму. Узаконивание телемедицины - важный шаг развития здравоохранения в России, считают эксперты. С одной стороны, он дает пациентам новую возможность получить помощь от квалифицированных врачей. С другой - позволяет колоссально экономить бюджетные деньги.

По словам завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского государственного медуниверситета имени Сеченова Георгия Лебедева, телемедицина нужна не только тем, кто живет на отдаленных территориях. Она поможет и тем пациентам, лечащим врачам которых необходимо второе мнение о необходимости, скажем, госпитализации в высокотехнологический центр. Онлайн пригодится и здоровым людям, которым некогда посетить поликлинику, но есть вопросы к врачу.

Законопроект предполагает, что использовать информационные технологии можно будет во всех перечисленных случаях.

"При оказании медпомощи могут проводиться консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента" - говорится в документе. Порядок организации и проведения консультаций и консилиумов по видеосвязи отдельно утвердит минздрав. Организовывать консультации врачей-специалистов и их консилиумы должен лечащий врач пациента. Впрочем, пациентов никто не ограничивает как в праве получения медпомощи на расстоянии, так и в праве на очное общение с врачом.

По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, в США телемедицина начала делать первые шаги в 2008 году. И с этого времени по 2016 год там на 70 процентов уменьшилась обращаемость пациентов за медицинской помощью амбулаторно, на 19 процентов - число койко-мест, на 26 процентов - стационарных больниц. "Это колоссальный экономический разворот. Телемедицина высвобождает огромные ресурсы, и преступление их не считать", - говорит Саверский.

Новые технологии войдут в жизнь не только жителей отдаленных территорий, но и горожан. Мы часто идем к врачу, даже не зная, а действительно ли нам нужна помощь. Если пациент сможет задать вопросы врачу по телефону, электронной почте или по видеосвязи, в ряде случаев ему не понадобится обращаться в поликлинику. Сможет ли врач на расстоянии понять, что происходит с пациентом? Отвечая на этот вопрос, эксперт отметил, что "скорая помощь" давно работает по этому принципу. Специалист на расстоянии определяет, нужно ли отправлять карету "скорой" пациенту.

С электронными рецептами властям предстоит продумать "правильный" механизм их "отоваривания". Если людей будут прикреплять к конкретным аптекам и именно в них направлять электронные рецепты, то у аптек может появиться искушение завысить цену на те или иные препараты. А если информация о содержании рецептов для конкретного человека будет доступна любым аптекам, чтобы он мог купить лекарство наиболее подходящее ему, скажем, по цене, то нарушится врачебная тайна, считает Александр Саверский. В связи с этим эксперт полагает, что должна быть разработана система, когда электронный рецепт должен практически сам "ходить" за пациентом. Например, информация могла бы поступать во все аптеки, но в зашифрованном виде, а пароль доступа к ней должен быть у самого пациента.

Правительственный законопроект на эту тему внесен в Госдуму. Узаконивание телемедицины - важный шаг развития здравоохранения в России, считают эксперты. С одной стороны, он дает пациентам новую возможность получить помощь от квалифицированных врачей. С другой - позволяет колоссально экономить бюджетные деньги.

По словам завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского государственного медуниверситета имени Сеченова Георгия Лебедева, телемедицина нужна не только тем, кто живет на отдаленных территориях. Она поможет и тем пациентам, лечащим врачам которых необходимо второе мнение о необходимости, скажем, госпитализации в высокотехнологический центр. Онлайн пригодится и здоровым людям, которым некогда посетить поликлинику, но есть вопросы к врачу.

Законопроект предполагает, что использовать информационные технологии можно будет во всех перечисленных случаях.

"При оказании медпомощи могут проводиться консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента" - говорится в документе. Порядок организации и проведения консультаций и консилиумов по видеосвязи отдельно утвердит минздрав. Организовывать консультации врачей-специалистов и их консилиумы должен лечащий врач пациента. Впрочем, пациентов никто не ограничивает как в праве получения медпомощи на расстоянии, так и в праве на очное общение с врачом.

По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, в США телемедицина начала делать первые шаги в 2008 году. И с этого времени по 2016 год там на 70 процентов уменьшилась обращаемость пациентов за медицинской помощью амбулаторно, на 19 процентов - число койко-мест, на 26 процентов - стационарных больниц. "Это колоссальный экономический разворот. Телемедицина высвобождает огромные ресурсы, и преступление их не считать", - говорит Саверский.

Новые технологии войдут в жизнь не только жителей отдаленных территорий, но и горожан. Мы часто идем к врачу, даже не зная, а действительно ли нам нужна помощь. Если пациент сможет задать вопросы врачу по телефону, электронной почте или по видеосвязи, в ряде случаев ему не понадобится обращаться в поликлинику. Сможет ли врач на расстоянии понять, что происходит с пациентом? Отвечая на этот вопрос, эксперт отметил, что "скорая помощь" давно работает по этому принципу. Специалист на расстоянии определяет, нужно ли отправлять карету "скорой" пациенту.

С электронными рецептами властям предстоит продумать "правильный" механизм их "отоваривания". Если людей будут прикреплять к конкретным аптекам и именно в них направлять электронные рецепты, то у аптек может появиться искушение завысить цену на те или иные препараты. А если информация о содержании рецептов для конкретного человека будет доступна любым аптекам, чтобы он мог купить лекарство наиболее подходящее ему, скажем, по цене, то нарушится врачебная тайна, считает Александр Саверский. В связи с этим эксперт полагает, что должна быть разработана система, когда электронный рецепт должен практически сам "ходить" за пациентом. Например, информация могла бы поступать во все аптеки, но в зашифрованном виде, а пароль доступа к ней должен быть у самого пациента.

https://rg.ru/2017/05/16/rossiian-budut … rnetu.html

0

5

Врач придет по Интернету

Консультировать больных и выписывать лекарства доктора смогут с помощью компьютера

Текст: Ирина Невинная

Российская газета - Неделя №7343 (177)

Со следующего года врачам будет официально разрешено консультировать больных по Интернету, скайпу, телефону. После долгих споров у нас наконец принят закон о телемедицине. Впрочем, он четко разграничил: первичный диагноз и назначение лечения - только очно. А вот повторным визитам к врачу и наблюдению "на расстоянии" наконец дан зеленый свет.

https://cdnimg.rg.ru/img/content/143/73/09/56_d_850.jpg
Удаленно можно и результаты исследований посмотреть, и подкорректировать схему лечения. Фото: Depositphotos.com

Удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Это отличная новость, ведь помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство. Поскольку рецепт, по закону, доктор также сможет выписать дистанционно.

Поможет закон улучшить и качество реабилитации: пациенты, которым сделали сложную операцию в федеральном центре, смогут (по крайней мере в законе эта возможность отражена) связываться из своего региона с лечившими их врачами.

По словам директора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, у телемедицины два ключевых направления: врач - врач и пациент - врач. Столкнувшись со сложным случаем, врачи из региональной больницы смогут устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. Такие возможности, к слову, минздрав организовал еще два года назад. А расшифровку анализов и исследований (МРТ, ЭКГ) теперь разрешается пересылать по электронной почте: может пригодиться для консультации в новой клинике и просто пациенту для самоконтроля.

Опирается новый закон на Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Ее созданием уже лет пять активно занимается минздрав. Со временем она свяжет все больницы, поликлиники и органы управления здравоохранением. Правда, для этого нужно, чтобы Интернет дошел до самого удаленного села. Система всеобъемлюща: от электронной записи к врачу до доступа к электронной истории болезни пациента в любой больнице, куда бы он ни попал на лечение.

Но, понятно, как в любом новом деле, в случае с телемедициной возникает много вопросов. Например, как выстроить систему защиты информации, паспортных данных, адресов пациентов. Впрочем, утечки бывают и сейчас, бумажный документо­оборот тому не препятствует.

И все-таки ключевой спорный момент в другом: многие клиницисты настаивают, что врачу необходим личный контакт с пациентом, по телефону и даже скайпу многое можно просмотреть. Сторонники дистанционки, наоборот, хотели бы большей свободы. Но пока закон довольно строг: никаких "интернет-клиник" с непонятными специалистами и ответственностью. Все дистанционные консультации - только у своего врача, который ставил диагноз и назначал лечение очно. Как это будет организовано в реале (ведь невозможно, чтобы врач принимал звонки и отвечал на электронные запросы круглосуточно семь дней в неделю), еще предстоит прописать в подзаконных документах.

Удаленно можно и результаты исследований посмотреть, и подкорректировать схему лечения.

Конкретно

Что дает пациентам закон о телемедицине

1. Врач сможет выписать, а пациент получить рецепт на нужное лекарство в электронном виде. Причем новый порядок распространяется и на наркотические и сильнодействующие психотропные препараты.

2. Врачи смогут консультировать пациентов дистанционно, проводить консилиумы и консультации с использованием медицинских документов, результатов исследований, полученных по электронной почте.

3. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него) от одного из родителей ребенка-пациента или законного представителя взрослого больного также можно будет получить оперативно в электронном виде.

4. Пациент или его законный представитель сможет отправить в медицинское учреждение запрос и получить медицинские документы, справки, выписки из истории болезни и т.д. (их копии) в электронном виде.

5. Дистанционно разрешено консультировать пациентов по вопросам профилактики, собирать и анализировать жалобы и данные анамнеза, оценивать эффективность диагностики и лечения граждан. Также дистанционно врач вправе принять решение о необходимости проведения очного приема, осмотра и консультации.

6. Что касается непосредственно лечения, новый закон разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенной терапии. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения. При этом диагноз и первичные рекомендации по лечению, согласно закону, должны быть установлены на очном приеме.

https://rg.ru/2017/08/09/chto-daet-paci … icine.html

0

6

4 августа 2017 г. Российская газета - Федеральный выпуск №7338 (172)

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья"

Принят Государственной Думой 21 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

Внести в статью 26 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 27, ст. 2700; 2011, N 49, ст. 7019; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 27, ст. 4238) следующие изменения:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, оформляются на специальных бланках на бумажном носителе и (или) формируются с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача или фельдшера, акушерки, на которых возложены функции лечащего врача, и соответствующей медицинской организации.";

2) пункт 2 после слов "правила оформления" дополнить словами ", в том числе в форме электронных документов,".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367) следующие изменения:

1) пункт 53 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"53) рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе;";

2) статью 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9, 28; N 15, ст. 2055; N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 18, ст. 2663) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 22 следующего содержания:

"22) телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.";

2) статью 10 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) применением телемедицинских технологий.";

3) в части 2 статьи 14:

а) в пункте 11 слова "электронном виде" заменить словами "форме электронных документов, порядков их ведения";

б) в пункте 16 слова "и выписывания" исключить;

4) часть 7 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.";

5) часть 5 статьи 22 изложить в следующей редакции:

"5. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

6) часть 8 статьи 34 изложить в следующей редакции:

"8. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

7) дополнить статьей 362 следующего содержания:

"Статья 362. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий

1. Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

2. Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:

1) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

2) принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).

3. При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации).

4. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультаций). Дистанционное наблюдение осуществляется на основании данных о пациенте, зарегистрированных с применением медицинских изделий, предназначенных для мониторинга состояния организма человека, и (или) на основании данных, внесенных в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, или государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, или медицинскую информационную систему, или информационные системы, указанные в части 5 статьи 91 настоящего Федерального закона.

5. Применение телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

6. В целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации.

7. Документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.";

8) абзац первый части 4 статьи 37 после слов "Стандарт медицинской помощи разрабатывается" дополнить словами "в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,";

9) пункт 4 части 2 статьи 73 изложить в следующей редакции:

"4) назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;";

10) в пункте 6 части 1 статьи 74 слово "выписывать" заменить словами "выдавать рецепты на";

11) в статье 78:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;";

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) создавать медицинские информационные системы, содержащие данные о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи, о медицинской деятельности медицинских организаций с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.";

12) статью 91 изложить в следующей редакции:

"Статья 91. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения

1. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее - информационные системы в сфере здравоохранения).

2. В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

3. Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации.

4. Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Иные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы), могут взаимодействовать с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями в порядке, на условиях и в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6. Иные информационные системы подключаются к единой государственной системе в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и к единой системе идентификации и аутентификации федеральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.";

13) дополнить статьей 911 следующего содержания:

"Статья 911. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения

1. В целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система).

2. Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Единая система включает в себя:

1) сведения, содержащиеся в федеральных информационных системах в сфере здравоохранения, федеральных базах данных и федеральных регистрах в сфере здравоохранения, ведение которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с использованием единой системы;

2) сведения о медицинских организациях, за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба;

3) указанные в статье 93 настоящего Федерального закона сведения о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности;

4) указанные в статье 94 настоящего Федерального закона и обезличенные в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;

5) сведения о медицинской документации, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой медицинская документация создана и хранится;

6) сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;

7) сведения об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

8) сведения, необходимые для осуществления мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

9) сведения об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения) и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пунктами 19 и 20 части 1 статьи 14, статьей 44 и пунктом 5 части 2 статьи 81 настоящего Федерального закона;

10) классификаторы, справочники и иную нормативно-справочную информацию в сфере здравоохранения, перечень, порядок ведения и использования которой определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Единая система обеспечивает ведение федеральных регистров, предусмотренных частью 21 статьи 43, частями 4, 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, статьей 241 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

5. Единая система обеспечивает возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

6. Поставщиками информации в единую систему являются:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации;

4) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

6) медицинские организации и фармацевтические организации;

7) организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 настоящего Федерального закона.

7. Пользователями информации, содержащейся в единой системе, являются органы и организации, указанные в части 6 настоящей статьи, а также граждане.

8. Доступ к информации, содержащейся в единой системе, предоставляется поставщикам информации в единую систему, а также органам и организациям, являющимся пользователями единой системы, в соответствии с их компетенцией, установленной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.";

14) в статье 92:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. При осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования (далее - персонифицированный учет).";

б) в части 2 слова "операторы информационных систем, указанные в части 2 статьи 91" заменить словами "операторы информационных систем в сфере здравоохранения, указанные в части 3 статьи 91";

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. При ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.";

15) в статье 93:

а) в наименовании слова "в оказании медицинских услуг" заменить словами "в осуществлении медицинской деятельности";

б) в абзаце первом слова "в оказании медицинских услуг" заменить словами "в осуществлении медицинской деятельности";

в) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11) сведения об образовании, в том числе данные об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования, о документах об образовании и (или) о квалификации, о договоре о целевом обучении, а также данные о сертификате специалиста или аккредитации специалиста;";

г) в пункте 12 слова "оказывающей медицинские услуги" заменить словами "осуществляющей медицинскую деятельность";

д) в пункте 13 слова "оказывающей медицинские услуги" заменить словами "осуществляющей медицинскую деятельность";

е) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

"14) сведения о членстве в медицинских профессиональных некоммерческих организациях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона (при наличии).";

16) в статье 94:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 94. Сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования";

б) в абзаце первом слова "оказываются медицинские услуги" заменить словами "оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования";

в) в пункте 14 слова "оказавшей медицинские услуги" заменить словами "осуществляющей медицинскую деятельность";

г) пункт 18 изложить в следующей редакции:

"18) объем оказанной медицинской помощи, включая сведения об оказанных медицинских услугах;";

д) пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21) сведения о проведенных медицинских экспертизах, медицинских осмотрах и медицинских освидетельствованиях и их результаты;";

е) в пункте 23 слова "медицинскую услугу" заменить словами "медицинскую помощь, проводивших медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

2. Положения статьи 26 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в редакции настоящего Федерального закона), статей 4 и 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части, касающейся формирования и выдачи рецептов на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, в форме электронных документов, применяются с 1 января 2019 года.

3. Положения частей 3 и 6 статьи 911 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются до 1 января 2019 года в части, касающейся предоставления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения, если такие медицинские организации ранее не приняли решения о предоставлении информации в указанную систему.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

https://rg.ru/2017/08/04/zdorovie-dok.html

0

7

Минздрав рассказал о планах сделать телемедицину в России круглосуточной

Дистанционную медицинскую помощь в 2018 году в России можно будет получить круглосуточно, рассказала Вероника Скворцова. Ранее, 1 января, в России в силу вступил закон, устанавливающий порядок оказания соответствующих услуг

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/5/56/755153370680565.jpg
Вероника Скворцова (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

Российское Министерство здравоохранения собирается в 2018 году организовать круглосуточную работу телемедицины. Об этом журналистам, как пишет «РИА Новости», рассказала глава ведомства Вероника Скворцова.

Ранее, в октябре прошлого года, Минздрав описал порядок оказания дистанционной медицинской помощи. Документ, в частности, ввел возможность оказания этих услуг с «применением телемедицинских технологий». С их помощью пациент сможет связаться с медиком какой-либо клиники через приложение на мобильном телефоне. Также телемедицина, согласно приказу, позволит организовывать дистанционные врачебные консилиумы. В силу соответствующий закон вступил с 1 января 2018 года, его отдельные положения начнут действовать с 1 января 2019 года.

«Наша задача — в 2018 году деятельность этих профильных телемедицинских систем «отшлифовать», — рассказала Скворцова, подчеркнув также, что в планах министерства — «сделать эту работу круглосуточной». По мнению российского министра здравоохранения, подобная организация работы необходима «для того, чтобы из любого региона по любому пациенту могла быть проведена круглосуточная телемедицина» и «консультация с лучшими специалистами страны».

Кроме того, в рамках реализации закона о телемедицине, как уточнила Скворцова, «с определенной периодичностью будут проводиться видеоконференции» и «разборы сложных и летальных случаев».

«Уровень планки качества должен быть единым на всей территории страны, и своевременность оказания медицинской помощи тоже должна быть единая на территории всей страны», — добавила министр, заметив, что только в таком случае власти «будут понимать, что каждый гражданин почувствует изменения в качестве российского здравоохранения». «И информатизация нам в этом очень поможет», — заключила Скворцова.

Разработанный Минздравом документ предполагает использование телемедицины для профилактики, сбора и анализа жалоб пациента, а также наблюдения за состоянием его здоровья. Ставить диагноз дистанционно закон не позволяет.

Подобная помощь, согласно приказу, будет как бесплатной, в рамках обязательного медицинского страхования и других государственных гарантий, так и платной. Особенности оплаты такой помощи в документе прописаны не были.

Кроме того, в документе, как указал РБК директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» и член Национальной телемедицинской ассоциации (НТМА) Денис Швецов, не были указаны правила назначения анализов, а также не устанавливалась ответственность оператора в случае оказания некачественной помощи, из-за которой пациенту может быть нанесен вред.

Автор: Евгения Маляренко.

https://www.rbc.ru/society/07/01/2018/5 … ?from=main

0

8

Минздрав разработал порядок оказания телемедицинской помощи

Минздрав описал порядок оказания дистанционной медицинской помощи. Документ не устанавливает ответственность для операторов, из-за некачественной работы которых пациенту может быть нанесен вред, указывает эксперт

https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/1/62/755077464849621.jpg
Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Цели и сроки

Министерство здравоохранения подготовило проект приказа, устанавливающий порядок организации и оказания медицинской помощи с «применением телемедицинских технологий». РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили два источника на рынке, получившие документ от Минздрава. Он определяет правила предоставления телемедицинской (удаленной) помощи пациентам и дистанционное взаимодействие медработников между собой. Его финальную версию Минздрав должен утвердить приказом, который вступит в силу с 1 января 2018 года.

В проекте прописаны правила использования телемедицинских технологий как между врачом и пациентом, так и между самими врачами. В первом случае телемедицину планируется использовать для профилактики, сбора и анализа жалоб пациента, данных анамнеза, наблюдения за состоянием его здоровья, корректировки ранее назначенного на очном приеме лечения, а также для решения о необходимости личного приема, говорится в документе. Ставить диагноз дистанционно документ не позволяет.

В случае если один врач дистанционно консультирует другого, порядок позволяет врачам устанавливать и корректировать диагноз. Они могут оценивать состояние пациента, уточнять тактику обследования, лечения и т.д.

Телемедицинская помощь будет как бесплатной, в рамках обязательного медицинского страхования и других государственных гарантий, так и платной. Особенности оплаты такой помощи в документе не прописаны.

Все медицинские учреждения и врачи, планирующие оказывать дистанционные консультации, должны зарегистрироваться в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Требования к каналам связи, средствам защиты информации, а также техническим и программным средствам, используемым при телемедицинских консультациях, Минздрав пропишет отдельно, говорится в документе.

Документ также утверждает, какую информацию медицинское учреждение и врачи должны будут предоставить пациентам, планирующим обратиться к ним за телемедицинской консультацией. Больной сможет узнать стаж врача, его научные степени и предыдущие места работы.

Что такое телемедицина

Телемедицинская помощь бывает двух видов. Первый — это дистанционная консультация пациента врачом с помощью специальных устройств: пациент может связаться с медиком какой-либо клиники через приложение на мобильном телефоне. Второй вид телемедицинской помощи — дистанционные врачебные консилиумы.

Правительство и Государственная дума 21 июля одобрили законопроект, регламентирующий использование телемедицины в России с 2018 года. Владимир Путин подписал закон 31 июля. Объем рынка телемедицины в России к 2020 году составит не менее 22 млрд руб., подсчитали для РБК в «Ростехе», который уже создал сегмент телемедицинской подсистемы для ЕГИСЗ.


Противоречия и неточности

В проекте приказа описаны способы связи между врачом и пациентом, но в этой части документа есть противоречие. Согласно одному пункту пациенты и врачи смогут связываться через аудио- или видеосвязь, а также с помощью электронных сообщений. В другом пункте указано, что консультации в реальном времени (обсуждение текущего состояния пациента) возможны только при использовании телемедицинского оборудования и видео-конференц-связи. Минздрав не сообщил РБК, какой именно пункт отражает позицию ведомства и какой следует считать приоритетным.

У представителей профессионального сообщества много замечаний к документу. Проект ограничит возможности оказания телемедицинской помощи, уверен старший юрист юридического бюро «Аронов и партнеры» Михаил Варюшин, член Национальной телемедицинской ассоциации (НТМА) . Он также обращает внимание на пункт в проекте приказа, в котором прописано обязательное использование видео-конференц-связи при удаленной консультации в режиме реального времени. По мнению юриста, пациенты и врачи должны иметь право общаться не только по видеосвязи, но и с помощью аудиоустройств и сообщений. «Закон [подписанный Путиным в конце июля] не знает таких ограничений. Многим участникам рынка придется изменить личные кабинеты врачей и пациентов [чтобы они не могли переписываться в приложениях и специальных программах], а это издержки», — поясняет Варюшин.

В проекте приказа неточно прописаны нормы, регулирующие, какие именно участники системы оказания телемедицинской помощи должны предоставлять пациентам информацию о медицинской лицензии. Из документа можно сделать вывод, что такая лицензия должна быть не только у врачей и медорганизаций, но и у операторов, отмечает Варюшин. На практике эту установку выполнить нельзя. «Деятельность оператора не требует лицензии», — говорит Варюшин.

В проекте правил ничего не говорится и об особенностях оплаты такой помощи. «Проект не определяет правовой статус оператора телемедицинской помощи как платежного агента, а это важно для избежания дополнительного налогообложения, например начисления НДС на полученные от пациентов и предназначенные медорганизациям деньги за услуги», — указал юрист. Если организация не является оператором, то тогда налог будет начислен, добавил собеседник.

Еще одно важное упущение, по мнению эксперта, — отсутствие нормы об ответственности операторов: «Вся ответственность переложена на врача и пациента [за достоверность передаваемых им данных]. Но вред здоровью пациента может нанести и оператор, если в его работе произойдет сбой».

Документ не прояснил вопрос об идентификации пациента, полагает директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» и член НТМА Денис Швецов. «Согласно уже принятому закону, чтобы войти в систему, надо зарегистрироваться через портал госуслуг и подтвердить свою личность. Но в новом порядке есть пункт о том, что пациент в некоторых случаях имеет право на анонимную консультацию. И прежде чем ее получить, он все равно должен зарегистрироваться и войти в систему. Это противоречие», — говорит он.

В проекте не прописаны правила назначения анализов, указывает Швецов. По его мнению, врач для экономии времени должен иметь право назначить пациенту анализы еще до очного приема.

Незадолго до подготовки Минздравом своего документа НТМА разработала и передала в ведомство свои предложения о правилах оказания телемедицинской помощи. «В нашем документе были прописаны и особенности платы за медицинские услуги, и ответственность оператора в случае оказания некачественной связи», — указал Варюшин.

В Минздраве уточнили, что телемедицинские технологии являются вспомогательным инструментом при оказании медицинской помощи, а потому не вносят изменений в распределение ответственности между участниками процесса. «Ответственность за пациента несет медицинский работник, на которого в установленном порядке возложены полномочия лечащего врача», — сообщили РБК в Минздраве.

Автор: Полина Звездина.

https://www.rbc.ru/society/12/10/2017/5 … c11c2e2d02

0

9

ММТ и «Гемотест» интегрировали телемедицину и диагностику

28.03.2018, СР, 15:11, Мск ,

Текст: Владимир Бахур

«Мобильные Медицинские Технологии» (ММТ) и «Лаборатория Гемотест» объявили об интеграции, которая в рамках целевых программ позволит пользователям по всей России не только дистанционно консультироваться с врачами, но и проходить лабораторные исследования без дополнительной оплаты.

В рамках сотрудничества партнеры разработали 20 специальных программ, включающих наиболее востребованные комплексы исследований, в том числе полное ежегодное обследование для взрослых и детей, общий лабораторный скрининг, комплексы «Биохимия» и «Ранняя диагностика атеросклероза». Комплексы диагностических исследований будут включены в страховые продукты. Пользователи смогут не только дистанционно консультироваться с врачом по страховке, но и получать направление на исследования в отделения «Лаборатории Гемотест» по всей России без привязки к конкретной клинике или региону. Исследования будут включены в стоимость страховки, результаты анализов будут доступны пользователю в его личном кабинете.

Розничная стоимость годовой страховки с базовым набором лабораторных исследований, куда входит неограниченное количество консультаций с терапевтом или педиатром, а также общий анализ мочи и общий анализ крови с лейкоцитарной формулой начинается от 3 тысяч рублей. Потребительская стоимость исследований в «Гемотест» составит соответственно 300 рублей и 800 рублей, включая стоимость взятия крови. Круглосуточные дистанционные консультации с терапевтом или педиатром через сервис «Онлайн Доктор» без страховки – от 800 рублей.

В планах ММТ также предоставление возможности направления на лабораторные исследования для пользователей, не подключенных к партнерским страховым программам.

Планируется старт продаж специального продукта, который предназначен для комплексного контроля и поддержания хорошей физической формы мужчин и женщин. Каждый его покупатель, сможет получать консультации терапевта, пройти лабораторное исследование, включающее все показатели состояния здоровья, значимые для занимающихся спортом и фитнесом, проконсультироваться по его итогам и получить полноценные, основанные на лабораторных исследованиях рекомендации специалиста.

Ориентировочная розничная цена такого продукта составить около 8-9 тысяч рублей. Только лабораторные исследования, включенные в этот комплекс, стоят при их самостоятельной покупке 6000 рублей, а каждая консультация врача в московском регионе обойдется примерно в 1500 рублей, в то время как комплексный продукт включает неограниченное количество консультаций дежурного терапевта.

«Подобная интеграция – это еще один шаг к доступности высоких технологий в лабораторной диагностике пациентам из регионов, в том числе из небольших населенных пунктов. Проект значительно расширяет возможности онлайн взаимодействия врача и пациента, – сказала исполнительный директор «Лаборатории Гемотест» Ольга Абрамович. – Благодаря интеграции, врач удаленно назначает комплексное исследование пациенту, то есть формирует онлайн-заказ, который поступает непосредственно в лабораторное отделение. Пациенту достаточно перед сдачей биоматериала просто назвать номер заказа».

Разрабатывая комплексы анализов для проекта интеграции, «Гемотест» опирался на собственные аналитические данные. В общей сложности, лаборатория выполняет более 55 млн тестов в год.

Основа бизнеса «Лаборатория Гемотест» – заказы частных клиентов: этот сегмент дает 83% объема продаж компании, который в 2016 составил 3,4 млрд рублей. Самым востребованным среди пациентов уже не первый год являются комплексное исследование биохимии крови и «Госпитальный комплекс», включающий диагностику основных опасных инфекций.

По статистике, за три года работы сервисов удаленных консультаций компании ММТ лабораторные исследования рекомендуются примерно 80% пользователей. При дистанционной консультации, как и при очной, для сбора анамнеза и получения наиболее полной картины врачу необходимо увидеть результаты общих клинических и биохимических анализов крови и мочи, а также специализированных высокотехнологичных исследований. На сегодняшний день около 85% онлайн-обращений поступает из российских регионов, при этом к дежурным терапевтам и педиатрам обращается около 70% всех пользователей сервиса.

Для запуска интеграции с лабораториями компания ММТ создала собственный микро-сервис MMTLAB – облачное решение, позволяющее отправлять и получать данные от лабораторий в режиме реального времени. Решение может быть адаптировано под различные ИТ-инфраструктуры и позволяет регулировать скорость передачи данных от каждого подключенного партнера.

«В России огромное количество городов, где не хватает квалифицированных врачей, и связка «врач-исследование» − оптимальное сочетание, которое очень востребовано. На формирующемся рынке телемедицины важно постоянно развивать спектр услуг.  Сотрудничество с «Лабораторией Гемотест» − это уникальное партнерство, позволяющее предоставлять клиентам медицинское сопровождение в масштабах страны», − отметил Денис Юдчиц, сооснователь и генеральные директор ММТ.

В мировой практике уже существуют примеры подобных интеграций. Американский телемедицинский проект Teladoc в начале 2017 года запустил сотрудничество с лабораториями Analyte Health, в рамках которого терапевтам и пользователям онлайн-сервиса становятся доступны результаты анализов для подтверждения предполагаемого диагноза. Крупнейшие лабораторные сети США Quest Diagnostics и LabCorp сделали доступными назначение и получение результатов анализов для клиентов телемедицинского провайдера Doctor on Demand.

Сотрудничество ММТ и «Гемотест» служит примером технологических изменений в отрасли, дающих населению возможность получить не только консультативную врачебную поддержку с применением телемедицинских технологий, но и решить вопросы с поиском и направлением на необходимые обследования.

На сегодняшний день в сервисе «Онлайн Доктор» консультируют более 150 врачей 40 медицинских специальностей.

http://www.cnews.ru/news/line/2018-03-2 … editsinu_i

0