Bookmark and Share
Page Rank

ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Доктор не приедет: зачем России телемедицина

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Доктор не приедет: зачем России телемедицина

Кирилл Варламов,
директор Фонда развития интернет-инициатив

Бум телемедицины начался только в развитых странах, в России удаленную консультацию у врача не может получить даже фельдшер. Как эту ситуацию исправить, сэкономив средства бюджета и предложив новые технологии лечения

На минувшей неделе на официальном портале для обсуждения законодательных инициатив regulation.gov.ru появился проект закона о телемедицине, подготовленный Минздравом. Появление понятия «телемедицинские технологии» в тексте закона — заметный прогресс для российского здравоохранения и медицинских стартапов. Вместе с тем закон ограничивает применение телемедицины внутри лишь простейших предварительных консультаций между врачом и пациентом. Фактически это закрывает возможности для дальнейшего развития и услуги, и телемедицинских технологий в России.

Есть и другое видение. В альтернативной версии законопроекта, разработкой которой занимается Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вместе с Институтом развития интернета, «Яндексом» и комитетом Думы по информационным технологиям, предлагается обозначить понятие телемедицинских технологий рамочно, чтобы впоследствии по мере изучения различных технологий Минздрав мог поэтапно разрешать те или иные технологии и услуги при лечении заболеваний. Почему это так важно для нашей страны и ее жителей?

Эволюция медицины

В ХХ веке основным драйвером медицины стало развитие фармацевтики, в частности появление биомедицинских препаратов и терапии онкологических заболеваний, а также усовершенствование методов диагностики и высокотехнологичных хирургических тактик. Сегодня все больший вклад в улучшение качества медицинской помощи и увеличение продолжительности жизни пациентов вносит телемедицина, решения которой находятся на стыке здравоохранения и потребительских технологий.

Телемедицинские решения уже позволяют собирать информацию для клинических исследований, анализировать данные о пациенте и обмениваться ими для постановки более точного диагноза, а также налаживать операционные процессы в системе здравоохранения. Например, в США возможность собирать медицинские онлайн-консилиумы и быстрый обмен информацией о пациенте отменяют необходимость транспортировки тяжелобольных из одной реанимации в другую или иные отделения. Это экономит около 0,5 млрд долл. ежегодно — внедрение телемедицинских технологий сократило количество перевозок больных в США с 2,2 млн до 1,4 млн.

Но основное назначение телемедицины — создавать людям комфортные и безопасные условия жизни: оперативно отслеживать изменения в организме, не допускать возникновения осложнений или критических ситуаций. Пациент не только получает доступ к высококлассным специалистам центральных клиник и врачам, но и экономит на транспортных расходах и сокращает время на дорогу.

Некоторые заболевания лечить без визита к врачу просто опасно, тогда как другие после постановки четкого диагноза можно лечить и удаленно. Человек, например, с диабетом не нуждается в систематическом посещении врача, но, с другой стороны, нуждается в постоянном наблюдении. С помощью различных портативных диагностических устройств, отслеживающих уровень сахара, рацион и физические нагрузки, врач может по полученным данным удаленно скорректировать терапию. Подобная механика применима для большинства хронических заболеваний. Именно возможность контролировать ход лечения больных с хроническими и тяжелыми заболеваниями — одно из основных преимуществ телемедицины наряду c онлайн-консилиумами, которые выделяет международное врачебное сообщество.

Экономия и контроль

Европейский рынок здравоохранения сегодня в целом переживает бум телемедицины. В начале 2000-х годов в Европе был фактически завершен процесс создания систем, позволяющих обеспечить каждого человека медицинскими услугами дома. Сейчас уровень проникновения этой технологии на рынок составляет около 30%, а к 2020 году, по прогнозам экспертов, достигнет 50%. При этом дистанционные медицинские услуги внедряются в различные области здравоохранения: радиологию, общую патологию, дерматологию, лабораторную диагностику, психиатрию, гастроэнтерологию, кардиологию и во многие другие жизненно важные нозологии. Также дистанционное здравоохранение позволило решить вопрос с доступностью медицинских услуг в сельских районах, регионах с ограниченной доступностью медицинских услуг и существенно сократить время лечения и пребывания в стационаре.

Так, например, в Нидерландах внедрение технологий телемониторинга за пациентами, страдающими хроническими сердечными заболеваниями, позволило уменьшить количество госпитализаций на 64%, амбулаторных посещений — на 39%, время госпитализации — на 87%. В 2015 году в Штатах, по статистике Американской телемедицинской ассоциации, проведение дистанционных консультаций, мониторинга и корректировки лечения сокращает число койко-дней на 25%, количество госпитализаций — на 19%, количество обращений за очной консультацией — на 70%. То есть пациент не только быстрее и качественнее получает медицинскую помощь, экономя время (и деньги) на дороге и консультациях, но и не попадает на больничную койку с развившимся до тяжелых форм заболеванием.

Все это значительно улучшает качество жизни пациента при сокращении расходов на здравоохранение, что также немаловажно в условиях распространения неинфекционных заболеваний и старения населения. В Европе на борьбу с хроническими возрастными заболеваниями уходит 70% всех расходов, в Штатах эта цифра достигает 80%.

Телемедицина есть, законодательства нет

На текущий момент Россия находится только на полпути к внедрению телемедицинских технологий: развиваются медицинские информационные системы (МИС), популяризируются дистанционные консилиумы. Так, общее количество медицинских организаций, подключенных к интегрированной электронной медицинской карте (ИЭМК),  по состоянию на конец 2015 года уже приближается к 6 тыс. из 20 тыс. медицинских организаций.

Сегодня на российском рынке существуют разработки, которые могли бы позволить оказывать телемедицинские услуги и самим гражданам. По результатам последнего набора в акселератор ФРИИ около половины всех «медицинских» заявок подали стартапы, разрабатывающие решения в области телемедицины, — 76 из 154 команд. На международном рынке телемедицинские решения также появляются все чаще, к 2020 году этот рынок может утроиться и превысить 0,5 млрд долл.

Однако дистанционное консультирование пациентов посредством интернета еще не закреплено в российском законодательстве: пациент согласно закону может получить медицинскую помощь дистанционно только по месту вызова бригады скорой помощи, в транспортном средстве при медицинской эвакуации. Поэтому в законопроекте мы с партнерами решили сделать также акцент на легитимизацию оказания медицинской помощи пациенту (так называемое оказание телемедицинских услуг по направлению «врач — пациент»).

Законопроект также устанавливает важные положения, касающиеся возможности проведения дистанционного консультирования врачом местного фельдшера. Сейчас же, например, между врачом и фельдшером проводить консультации в рамках правового поля невозможно. Хотя в России большое количество населенных пунктов, в которых расположен только фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). И людям, проживающим в таких населенных пунктах, получить быструю качественную медицинскую помощь становится очень трудно.

Фельдшер оказывает доврачебную помощь, то есть проводит те же манипуляции, что и врач скорой помощи, — например, сердечно-легочную реанимацию, автоматическую дефибрилляцию и интубацию трахеи. Также он может проводить диагностику и назначать лекарственную терапию. Но при этом фельдшер не обладает необходимым набором компетенций для диагностики и лечения всех заболеваний, в сложных случаях он отправляет больного к специалисту в районный центр или республиканскую больницу. Это требует порой существенных затрат на дорогу, а самое главное — влечет потерю времени, что может очень негативно сказаться на состоянии здоровья пациента. Потому важно, чтобы фельдшер мог консультироваться с врачами дистанционно и, как следствие, у каждого пациента в деревне в рамках ФАП была возможность онлайн-приема с необходимыми врачами — кардиологами, терапевтами, лорами и другими специалистами.

Телемедицина не является панацеей от всех проблем российского здравоохранения, но от ее внедрения выиграет пациент, который получит доступ к квалифицированной и качественной медицинской помощи. Кроме того, технологии в области дистанционных медицинских услуг позволят существенно сократить расходование средств бюджетов всех уровней, решить проблемы неравномерного распространения высокотехнологичного оборудования и распределения квалифицированных специалистов.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

http://www.rbc.ru/opinions/technology_and_media/26/04/2016/571f81809a7947a69b378cd9?from=typeindex/opinion

0

2

Жители отдал.деревень в РФ смогут получить консультацию врачей по Skyp

0

3

Создатель популярного приложения для мониторинга здоровья умер от инфаркта

18.10.2016, ВТ, 09:25, Мск ,

Текст: Александр Корнев

Скоропостижная смерть основателя одного из самых успешных китайских цифровых стартапов может изменить ход развития сектора ИТ-инноваций в стране.

Создатель Chunyu Doctor умер от сердечного приступа

Преждевременная кончина китайского разработчика приложения для мониторинга здоровья, по мнению экспертов, приведет к полному пересмотру развития ИТ-стартапов в КНР. Как пишет Bloomberg, 44-летний Чжан Жуй (Zhang Rui), основатель стартапа Chunyu Doctor, умер 5 октября 2016 г. от сердечного приступа.

Приложение для смартфонов Chunyu Doctor, созданное в 2011 г., входит в «десятку» наиболее популярных китайских медицинских онлайн-платформ. Оно позволяет пациенту общаться с настоящими докторами через звонки или чат. Инвесторы, в числе которых Temasek и BlueRun, в свое время вложили в приложение $50 млн.

Стресс и одиночество стартапов

По словам представителя Chunyu Doctor, нет прямых доказательств тому, что смерть их босса вызвана переутомлением. Однако событие положило начало бурной дискуссии вокруг конкурентного характера отрасли стартапов и потенциальных нагрузок на здоровье их участников. «Стресс и одиночество, которое ощущают основатели стартапов, не может быть понятно обычным людям. Особенно в сфере интернета, где входные барьеры низкие, а конкуренция крайне жесткая», - считает основатель китайской биржи виртуальной валюты Huobi Леон Ли (Leon Li). Отмечается, что несколько месяцев со дня запуска Chunyu Doctor сотрудники стартапа работали по китайскому «распорядку 996» – с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю.

Китайским ИТ измерили давление

Вдохновленные успехом Alibaba Group Holding Ltd., заработавшей в 2014 г. первые $25 млрд по итогам первого публичного размещения акций, новое поколение китайских предпринимателей вовлечено в ожесточенную борьбу капитала и таланта.

http://filearchive.cnews.ru/img/cnews/2016/10/18/chunyudoctor700.jpg
Смерть от переутомления разработчика приложения для мониторинга здоровья может привести к полному пересмотру развития ИТ-стартапов в КНР

Во II квартале 2016 г. в Китае ежедневно запускались один-два цифровых стартапа, что больше, чем в Силиконовой Долине. «Китайское стартап-сообщество находится в режиме высокого давления, гораздо выше, чем в США. Я полагаю, что не все из его участников заботятся о своем здоровье, как следовало бы», - полагает сооснователь калифорнийской венчурной кампании Mountain View, объединившей 500 стартапов, Mэйв МакКлюр (Dave McClure). По словам МакКлюра, из 3 тыс. основателей стартапов, в которые он недавно инвестировал, не менее шести умерли, а один совершил самоубийство.

Ранее разные китайские бизнесмены неоднократно заявляли о трудностях баланса между работой и личной жизнью. К примеру, известный венчурный инвестор и экс-глава китайского представительства Google Кай-Фу Ли (Kai-Fu Lee) в своей книге заявил, что обнаруженный у него рак является протестом его тела против 15-часового рабочего дня. Сейчас Ли руководит собственной компанией Sinovation, которая занимается инвестициями в стартапы.

http://www.cnews.ru/news/top/2016-10-18 … onitoringa

0

4

Медик прячется за экраном

16.05.2017 06:58

Текст: Марина Гусенко

Российская газета - Федеральный выпуск №7270 (104)

Рецепты на лекарства, в том числе наркотические, станут электронными

Россияне смогут получать медицинскую помощь онлайн, а рецепты на лекарства, в том числе содержащие наркотические или психотропные вещества, станут электронными.

https://cdnimg.rg.ru/img/content/140/32/45/1000+++_d_850.jpg
Сможет ли врач на расстоянии понять, что происходит с пациентом, - большой вопрос, но выдать рецепт или зачитать анализы точно сможет. Фото: depositphotos.com

Правительственный законопроект на эту тему внесен в Госдуму. Узаконивание телемедицины - важный шаг развития здравоохранения в России, считают эксперты. С одной стороны, он дает пациентам новую возможность получить помощь от квалифицированных врачей. С другой - позволяет колоссально экономить бюджетные деньги.

По словам завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского государственного медуниверситета имени Сеченова Георгия Лебедева, телемедицина нужна не только тем, кто живет на отдаленных территориях. Она поможет и тем пациентам, лечащим врачам которых необходимо второе мнение о необходимости, скажем, госпитализации в высокотехнологический центр. Онлайн пригодится и здоровым людям, которым некогда посетить поликлинику, но есть вопросы к врачу.

Законопроект предполагает, что использовать информационные технологии можно будет во всех перечисленных случаях.

"При оказании медпомощи могут проводиться консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента" - говорится в документе. Порядок организации и проведения консультаций и консилиумов по видеосвязи отдельно утвердит минздрав. Организовывать консультации врачей-специалистов и их консилиумы должен лечащий врач пациента. Впрочем, пациентов никто не ограничивает как в праве получения медпомощи на расстоянии, так и в праве на очное общение с врачом.

По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, в США телемедицина начала делать первые шаги в 2008 году. И с этого времени по 2016 год там на 70 процентов уменьшилась обращаемость пациентов за медицинской помощью амбулаторно, на 19 процентов - число койко-мест, на 26 процентов - стационарных больниц. "Это колоссальный экономический разворот. Телемедицина высвобождает огромные ресурсы, и преступление их не считать", - говорит Саверский.

Новые технологии войдут в жизнь не только жителей отдаленных территорий, но и горожан. Мы часто идем к врачу, даже не зная, а действительно ли нам нужна помощь. Если пациент сможет задать вопросы врачу по телефону, электронной почте или по видеосвязи, в ряде случаев ему не понадобится обращаться в поликлинику. Сможет ли врач на расстоянии понять, что происходит с пациентом? Отвечая на этот вопрос, эксперт отметил, что "скорая помощь" давно работает по этому принципу. Специалист на расстоянии определяет, нужно ли отправлять карету "скорой" пациенту.

С электронными рецептами властям предстоит продумать "правильный" механизм их "отоваривания". Если людей будут прикреплять к конкретным аптекам и именно в них направлять электронные рецепты, то у аптек может появиться искушение завысить цену на те или иные препараты. А если информация о содержании рецептов для конкретного человека будет доступна любым аптекам, чтобы он мог купить лекарство наиболее подходящее ему, скажем, по цене, то нарушится врачебная тайна, считает Александр Саверский. В связи с этим эксперт полагает, что должна быть разработана система, когда электронный рецепт должен практически сам "ходить" за пациентом. Например, информация могла бы поступать во все аптеки, но в зашифрованном виде, а пароль доступа к ней должен быть у самого пациента.

Правительственный законопроект на эту тему внесен в Госдуму. Узаконивание телемедицины - важный шаг развития здравоохранения в России, считают эксперты. С одной стороны, он дает пациентам новую возможность получить помощь от квалифицированных врачей. С другой - позволяет колоссально экономить бюджетные деньги.

По словам завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского государственного медуниверситета имени Сеченова Георгия Лебедева, телемедицина нужна не только тем, кто живет на отдаленных территориях. Она поможет и тем пациентам, лечащим врачам которых необходимо второе мнение о необходимости, скажем, госпитализации в высокотехнологический центр. Онлайн пригодится и здоровым людям, которым некогда посетить поликлинику, но есть вопросы к врачу.

Законопроект предполагает, что использовать информационные технологии можно будет во всех перечисленных случаях.

"При оказании медпомощи могут проводиться консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя, а также дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента" - говорится в документе. Порядок организации и проведения консультаций и консилиумов по видеосвязи отдельно утвердит минздрав. Организовывать консультации врачей-специалистов и их консилиумы должен лечащий врач пациента. Впрочем, пациентов никто не ограничивает как в праве получения медпомощи на расстоянии, так и в праве на очное общение с врачом.

По словам президента Лиги защиты пациентов Александра Саверского, в США телемедицина начала делать первые шаги в 2008 году. И с этого времени по 2016 год там на 70 процентов уменьшилась обращаемость пациентов за медицинской помощью амбулаторно, на 19 процентов - число койко-мест, на 26 процентов - стационарных больниц. "Это колоссальный экономический разворот. Телемедицина высвобождает огромные ресурсы, и преступление их не считать", - говорит Саверский.

Новые технологии войдут в жизнь не только жителей отдаленных территорий, но и горожан. Мы часто идем к врачу, даже не зная, а действительно ли нам нужна помощь. Если пациент сможет задать вопросы врачу по телефону, электронной почте или по видеосвязи, в ряде случаев ему не понадобится обращаться в поликлинику. Сможет ли врач на расстоянии понять, что происходит с пациентом? Отвечая на этот вопрос, эксперт отметил, что "скорая помощь" давно работает по этому принципу. Специалист на расстоянии определяет, нужно ли отправлять карету "скорой" пациенту.

С электронными рецептами властям предстоит продумать "правильный" механизм их "отоваривания". Если людей будут прикреплять к конкретным аптекам и именно в них направлять электронные рецепты, то у аптек может появиться искушение завысить цену на те или иные препараты. А если информация о содержании рецептов для конкретного человека будет доступна любым аптекам, чтобы он мог купить лекарство наиболее подходящее ему, скажем, по цене, то нарушится врачебная тайна, считает Александр Саверский. В связи с этим эксперт полагает, что должна быть разработана система, когда электронный рецепт должен практически сам "ходить" за пациентом. Например, информация могла бы поступать во все аптеки, но в зашифрованном виде, а пароль доступа к ней должен быть у самого пациента.

https://rg.ru/2017/05/16/rossiian-budut … rnetu.html

0

5

Врач придет по Интернету

Консультировать больных и выписывать лекарства доктора смогут с помощью компьютера

Текст: Ирина Невинная

Российская газета - Неделя №7343 (177)

Со следующего года врачам будет официально разрешено консультировать больных по Интернету, скайпу, телефону. После долгих споров у нас наконец принят закон о телемедицине. Впрочем, он четко разграничил: первичный диагноз и назначение лечения - только очно. А вот повторным визитам к врачу и наблюдению "на расстоянии" наконец дан зеленый свет.

https://cdnimg.rg.ru/img/content/143/73/09/56_d_850.jpg
Удаленно можно и результаты исследований посмотреть, и подкорректировать схему лечения. Фото: Depositphotos.com

Удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Это отличная новость, ведь помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство. Поскольку рецепт, по закону, доктор также сможет выписать дистанционно.

Поможет закон улучшить и качество реабилитации: пациенты, которым сделали сложную операцию в федеральном центре, смогут (по крайней мере в законе эта возможность отражена) связываться из своего региона с лечившими их врачами.

По словам директора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, у телемедицины два ключевых направления: врач - врач и пациент - врач. Столкнувшись со сложным случаем, врачи из региональной больницы смогут устроить удаленный консилиум с коллегами из крупного медцентра. Такие возможности, к слову, минздрав организовал еще два года назад. А расшифровку анализов и исследований (МРТ, ЭКГ) теперь разрешается пересылать по электронной почте: может пригодиться для консультации в новой клинике и просто пациенту для самоконтроля.

Опирается новый закон на Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Ее созданием уже лет пять активно занимается минздрав. Со временем она свяжет все больницы, поликлиники и органы управления здравоохранением. Правда, для этого нужно, чтобы Интернет дошел до самого удаленного села. Система всеобъемлюща: от электронной записи к врачу до доступа к электронной истории болезни пациента в любой больнице, куда бы он ни попал на лечение.

Но, понятно, как в любом новом деле, в случае с телемедициной возникает много вопросов. Например, как выстроить систему защиты информации, паспортных данных, адресов пациентов. Впрочем, утечки бывают и сейчас, бумажный документо­оборот тому не препятствует.

И все-таки ключевой спорный момент в другом: многие клиницисты настаивают, что врачу необходим личный контакт с пациентом, по телефону и даже скайпу многое можно просмотреть. Сторонники дистанционки, наоборот, хотели бы большей свободы. Но пока закон довольно строг: никаких "интернет-клиник" с непонятными специалистами и ответственностью. Все дистанционные консультации - только у своего врача, который ставил диагноз и назначал лечение очно. Как это будет организовано в реале (ведь невозможно, чтобы врач принимал звонки и отвечал на электронные запросы круглосуточно семь дней в неделю), еще предстоит прописать в подзаконных документах.

Удаленно можно и результаты исследований посмотреть, и подкорректировать схему лечения.

Конкретно

Что дает пациентам закон о телемедицине

1. Врач сможет выписать, а пациент получить рецепт на нужное лекарство в электронном виде. Причем новый порядок распространяется и на наркотические и сильнодействующие психотропные препараты.

2. Врачи смогут консультировать пациентов дистанционно, проводить консилиумы и консультации с использованием медицинских документов, результатов исследований, полученных по электронной почте.

3. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него) от одного из родителей ребенка-пациента или законного представителя взрослого больного также можно будет получить оперативно в электронном виде.

4. Пациент или его законный представитель сможет отправить в медицинское учреждение запрос и получить медицинские документы, справки, выписки из истории болезни и т.д. (их копии) в электронном виде.

5. Дистанционно разрешено консультировать пациентов по вопросам профилактики, собирать и анализировать жалобы и данные анамнеза, оценивать эффективность диагностики и лечения граждан. Также дистанционно врач вправе принять решение о необходимости проведения очного приема, осмотра и консультации.

6. Что касается непосредственно лечения, новый закон разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенной терапии. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения. При этом диагноз и первичные рекомендации по лечению, согласно закону, должны быть установлены на очном приеме.

https://rg.ru/2017/08/09/chto-daet-paci … icine.html

0

6

4 августа 2017 г. Российская газета - Федеральный выпуск №7338 (172)

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья"

Принят Государственной Думой 21 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

Внести в статью 26 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 27, ст. 2700; 2011, N 49, ст. 7019; 2013, N 48, ст. 6165; 2016, N 27, ст. 4238) следующие изменения:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, оформляются на специальных бланках на бумажном носителе и (или) формируются с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача или фельдшера, акушерки, на которых возложены функции лечащего врача, и соответствующей медицинской организации.";

2) пункт 2 после слов "правила оформления" дополнить словами ", в том числе в форме электронных документов,".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1815; 2011, N 50, ст. 7351; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 52, ст. 7540; 2015, N 29, ст. 4367) следующие изменения:

1) пункт 53 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"53) рецепт на лекарственный препарат - медицинский документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для медицинского применения, выданный медицинским работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе или с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, либо документ установленной формы, содержащий назначение лекарственного препарата для ветеринарного применения, выданный ветеринарным работником в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска на бумажном носителе;";

2) статью 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) принятие решения об использовании на территории субъекта Российской Федерации наряду с рецептами на лекарственные препараты, оформленными на бумажном носителе, рецептов на лекарственные препараты, сформированных в форме электронных документов.".

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 85; N 10, ст. 1425; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4397; 2016, N 1, ст. 9, 28; N 15, ст. 2055; N 18, ст. 2488; N 27, ст. 4219; 2017, N 18, ст. 2663) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 22 следующего содержания:

"22) телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.";

2) статью 10 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) применением телемедицинских технологий.";

3) в части 2 статьи 14:

а) в пункте 11 слова "электронном виде" заменить словами "форме электронных документов, порядков их ведения";

б) в пункте 16 слова "и выписывания" исключить;

4) часть 7 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.";

5) часть 5 статьи 22 изложить в следующей редакции:

"5. Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

6) часть 8 статьи 34 изложить в следующей редакции:

"8. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

7) дополнить статьей 362 следующего содержания:

"Статья 362. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий

1. Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.

2. Консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:

1) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;

2) принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).

3. При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации).

4. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультаций). Дистанционное наблюдение осуществляется на основании данных о пациенте, зарегистрированных с применением медицинских изделий, предназначенных для мониторинга состояния организма человека, и (или) на основании данных, внесенных в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, или государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, или медицинскую информационную систему, или информационные системы, указанные в части 5 статьи 91 настоящего Федерального закона.

5. Применение телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

6. В целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации.

7. Документирование информации об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в его медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.";

8) абзац первый части 4 статьи 37 после слов "Стандарт медицинской помощи разрабатывается" дополнить словами "в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,";

9) пункт 4 части 2 статьи 73 изложить в следующей редакции:

"4) назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;";

10) в пункте 6 части 1 статьи 74 слово "выписывать" заменить словами "выдавать рецепты на";

11) в статье 78:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;";

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) создавать медицинские информационные системы, содержащие данные о пациентах, об оказываемой им медицинской помощи, о медицинской деятельности медицинских организаций с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.";

12) статью 91 изложить в следующей редакции:

"Статья 91. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения

1. Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций (далее - информационные системы в сфере здравоохранения).

2. В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны.

3. Операторами информационных систем в сфере здравоохранения являются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на создание, развитие и эксплуатацию государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), организации, назначенные указанными органами, органы управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части, касающейся персонифицированного учета в системе обязательного медицинского страхования, медицинские организации и фармацевтические организации.

4. Требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Иные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее - иные информационные системы), могут взаимодействовать с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями в порядке, на условиях и в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

6. Иные информационные системы подключаются к единой государственной системе в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и к единой системе идентификации и аутентификации федеральным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.";

13) дополнить статьей 911 следующего содержания:

"Статья 911. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения

1. В целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система).

2. Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Единая система включает в себя:

1) сведения, содержащиеся в федеральных информационных системах в сфере здравоохранения, федеральных базах данных и федеральных регистрах в сфере здравоохранения, ведение которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с использованием единой системы;

2) сведения о медицинских организациях, за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба;

3) указанные в статье 93 настоящего Федерального закона сведения о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности;

4) указанные в статье 94 настоящего Федерального закона и обезличенные в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;

5) сведения о медицинской документации, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой медицинская документация создана и хранится;

6) сведения статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также сводную аналитическую информацию по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;

7) сведения об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

8) сведения, необходимые для осуществления мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

9) сведения об организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения) и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии со статьей 62 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пунктами 19 и 20 части 1 статьи 14, статьей 44 и пунктом 5 части 2 статьи 81 настоящего Федерального закона;

10) классификаторы, справочники и иную нормативно-справочную информацию в сфере здравоохранения, перечень, порядок ведения и использования которой определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Единая система обеспечивает ведение федеральных регистров, предусмотренных частью 21 статьи 43, частями 4, 8 статьи 44 настоящего Федерального закона, статьей 241 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

5. Единая система обеспечивает возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

6. Поставщиками информации в единую систему являются:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

2) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации;

4) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

6) медицинские организации и фармацевтические организации;

7) организации, являющиеся операторами иных информационных систем, указанных в части 5 статьи 91 настоящего Федерального закона.

7. Пользователями информации, содержащейся в единой системе, являются органы и организации, указанные в части 6 настоящей статьи, а также граждане.

8. Доступ к информации, содержащейся в единой системе, предоставляется поставщикам информации в единую систему, а также органам и организациям, являющимся пользователями единой системы, в соответствии с их компетенцией, установленной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.";

14) в статье 92:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. При осуществлении медицинской деятельности ведется учет персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования (далее - персонифицированный учет).";

б) в части 2 слова "операторы информационных систем, указанные в части 2 статьи 91" заменить словами "операторы информационных систем в сфере здравоохранения, указанные в части 3 статьи 91";

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. При ведении персонифицированного учета должны обеспечиваться конфиденциальность персональных данных лиц, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, и безопасность указанных персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.";

15) в статье 93:

а) в наименовании слова "в оказании медицинских услуг" заменить словами "в осуществлении медицинской деятельности";

б) в абзаце первом слова "в оказании медицинских услуг" заменить словами "в осуществлении медицинской деятельности";

в) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11) сведения об образовании, в том числе данные об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования, о документах об образовании и (или) о квалификации, о договоре о целевом обучении, а также данные о сертификате специалиста или аккредитации специалиста;";

г) в пункте 12 слова "оказывающей медицинские услуги" заменить словами "осуществляющей медицинскую деятельность";

д) в пункте 13 слова "оказывающей медицинские услуги" заменить словами "осуществляющей медицинскую деятельность";

е) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

"14) сведения о членстве в медицинских профессиональных некоммерческих организациях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона (при наличии).";

16) в статье 94:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 94. Сведения о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования";

б) в абзаце первом слова "оказываются медицинские услуги" заменить словами "оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования";

в) в пункте 14 слова "оказавшей медицинские услуги" заменить словами "осуществляющей медицинскую деятельность";

г) пункт 18 изложить в следующей редакции:

"18) объем оказанной медицинской помощи, включая сведения об оказанных медицинских услугах;";

д) пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21) сведения о проведенных медицинских экспертизах, медицинских осмотрах и медицинских освидетельствованиях и их результаты;";

е) в пункте 23 слова "медицинскую услугу" заменить словами "медицинскую помощь, проводивших медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

2. Положения статьи 26 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в редакции настоящего Федерального закона), статей 4 и 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (в редакции настоящего Федерального закона), пункта 3 статьи 78 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части, касающейся формирования и выдачи рецептов на лекарственные препараты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, в форме электронных документов, применяются с 1 января 2019 года.

3. Положения частей 3 и 6 статьи 911 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются до 1 января 2019 года в части, касающейся предоставления информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения, если такие медицинские организации ранее не приняли решения о предоставлении информации в указанную систему.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

https://rg.ru/2017/08/04/zdorovie-dok.html

0