Китайское развитие Дальнего Востока

В правительстве рассказали, что у Китая есть планы развивать свое вредное производство в России. Правда, удалось узнать о том, что не все оно будет вредным, да и РФ окажется в выигрыше от выгодного инвестора. Но что самое важное — пока это все только намерения
Владивосток.

Текст: Михаил Сафонов

http://cdn.bfm.ru/news/maindocumentphoto/2016/04/06/vladi.jpg
Владивосток. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Китай может перевести часть своего промышленного производства на Дальний Восток. Эта новость пришла из российского правительства. Часть СМИ поспешили сообщить, что китайские заводы могут нанести вред российской экологии. Так ли это, и кому больше выгоден перенос производства?

Китай переносит вредное производство в Россию. С такой трактовкой сообщение разошлось по отечественному информационному пространству. Но, во-первых, не переносит, а может перенести. Во-вторых, речь идет сразу о 12 отраслях, в том числе сельском хозяйстве, телекоммуникациях, строительстве, энергетике, машиностроении, металлургии, текстильной промышленности. Поэтому провести грань между пользой и вредом довольно сложно. В-третьих, заявили об этом только в России, в Министерстве по развитию Дальнего Востока. «А знает ли Китай об этом?», — задался в Twitter логичным вопросом бывший зампред российского ЦБ Сергей Алексашенко. Как сообщили в российском правительстве, инициативу проявил Пекин. Это еще ничего не значит, замечает руководитель школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.

Алексей Маслов
руководитель школы востоковедения Высшей школы экономики

«Когда китайцы говорят «да», то это одно из 20 форм выражения согласия без реального желания или реальной возможности начать сотрудничество, скорее всего, это формы вежливости. Китай, сейчас обещая перенести свое производство на российскую территорию, изучает реакцию российской стороны. Пойдет ли, например, Россия на какие-то преференции по гарантиям иностранного капитала на своей территории. Я много раз встречался с тем, что Китай говорит «да», и все это рассасывается буквально на глазах в течение года».

Российская сторона готова предоставить китайцам административную поддержку, налоговые преференции. Экономика заинтересована в появлении новых производств. А это, конечно же, новые предприятия, а не перенос старых коптящих труб из китайской провинции на Дальний Восток. Другое дело, сначала нужно понять, что будут производить, куда продавать. Но этих деталей пока нет, и вряд ли они скоро появятся. Что же касается вреда, то фабрика — это, в принципе, вредная и противоестественная для природы штука.

Сергей Санакоев
президент Российско-китайского аналитического центра

«Подождите, а разве мы не сами хотели, чтобы к нам приходили иностранные инвесторы и создавали новые предприятия на Дальнем Востоке? И вдруг, когда появились конкретные структуры, и сказали: «Давайте, мы готовы, давайте мы будем создавать новые предприятия», мы тут же им говорим: «Подождите, как же так? Вы сейчас нам тут все испачкаете». Вот в чем вопрос, потому что эти китайские компании работают сегодня по всему миру».

Китай последние годы действительно стремится перенести производство в другие страны. Одна из причин — экология. Когда взлетаешь из аэропорта Пекина, хорошо видна грязно-желтая дымка. Когда взлетаешь из Владивостока — девственно чистые пейзажи. Но главное — в другом. КНР строит заводы там, где дешевле рабочая сила. В Индонезии, Вьетнаме трудодень заводского рабочего в среднем стоит меньше 10 долларов. Для сравнения, в Китае — около 30. А в России даже после девальвации, средняя зарплата за день — примерно 20 долларов. Так что Поднебесная будет еще очень долго считать. Обычно меморандумы китайцев так и выглядят. Сначала долгое описание, как тепло они относятся к будущим партнерам, как высоко ценят их деловые качества, сколько выгоды может принести совместный проект. Но на последних страницах — лишь краткое обещание еще раз все обдумать.

http://www.bfm.ru/news/319766